Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:45, курсовая работа

Описание

Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, может быть, упрощенными.

Работа состоит из  1 файл

принц и методы менедж.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

С учетом колебаний рыночного спроса и одновременно в целях обеспечения рентабельности производства при недогрузки мощностей величина издержек производства рассчитывается не на реальный объем производства конкретного периода, а на заданный объем продукции при средней загрузке оборудования.

Многие компании в современных условиях в структуру цены включают начисления на стоимость амортизации излишних производственных мощностей, усредненные транспортные расходы, расходы по техническому обслуживанию, на научно-исследовательские работы, изучение рынка. В  ценах повышается доля административных расходов на рекламу, организацию сбыта.

Структура цены является своего рода зеркалом деятельности предприятия.

Ценообразование во внутрифирменном расчете имеет свои особенности. Главная заключается в том, что внутрифирменный товарооборот не  является товарным обменом. На цены здесь не оказывают влияния рыночный спрос и предложение. Трансфертные цены являются выразителями хозяйственной политики фирмы и носят расчетный характер. Кроме того, трансфертные цены используются при планировании и реализации функции контроля.

В качестве инструмента планирования трансфертные цены выступают регуляторами внутрифирменных хозяйственных связей, осуществляемых на основе специализации и кооперирования производства.

Как инструмент контроля, трансфертные цены обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли и снижение себестоимости продукции. При их помощи осуществляется также контроль за выполнением финансового плана.

В целом трансфертные цены выполняют широкий круг задач:

Распределение и перераспределение прибыли между организацией в целом и ее подразделениями;

Завоевание позиций на новых рынках;

Проведение единой политики в области передачи технологии и предоставления технических услуг.

Финансовая политика любой фирмы в концентрированном виде отражает влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. Она затрагивает все стороны экономической деятельности – производственную, научно-техническую, материально-техническое снабжение, сбыт. Единая финансовая политика фирмы разрабатывается высшим руководством. В нее определение источников финансовых ресурсов и их распределение между подразделениями; распределение и перераспределение прибыли; финансирование и кредитование различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним. Для финансов характерно комплексное использование экономических инструментов, хотя в конкретных условиях предпочтение отдается какому-то отдельному инструменту.

Гибкость финансовой политики основа на приспособлении к денежному рынку, налоговому законодательству, валютному курсу.  С помощью финансов регулируются внутрифирменные денежные потоки и осуществляются многосторонние расчеты централизованным путем. На определение источников финансирования оказывает влияние связь организации с банками.

Экономические методы управления предполагают два основных подхода к распределению и перераспределению прибыли: сосредоточение ее в центральном звене управления организацией и распределению по подразделениям  с определенными правами ее использования. Более гибким является принцип распределение прибыли по подразделениям организации и ее использования для достижения долговременных целей.

Через финансы все подразделения обеспечиваются необходимыми ресурсами. Их источниками выступают, с одной стороны, централизованные средства организации, а с другой – привлеченные средства.

Внутренними источниками финансирования являются накопления амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли.

Займы и кредиты – это внешний источник финансирования. Они могут быть получены от коммерческих банков, финансовых групп, международных финансовых организаций, государственных организаций, которые или сами предоставляют средства, или выступают гарантами кредитования. Источниками внешнего финансирования являются также продажа акций и формирование акционерного капитала.

Ведущим принципом финансирования считается самофинансирование, которые создаются за счет ускоренной амортизации, накопления прибыли на специальном счете в результате увеличения доли нераспределенной прибыли. На втором месте стоит использование заемных средств от коммерческих банков, специальных региональных инвестиционных организаций. В странах СНГ крупные организации могут получать специальную финансовую помощь, включая безвозмездную, займы по низким процентам.

Крупные организации одновременно используют различные способы финансирования. Финансовые планы предусматривают объемы как внутренних, так и заемных средств из смешанных источников. В них заранее определяются структура и характер внутрифирменного финансирования. С этой целью устанавливается соотношение между собственными и заемными средствами  в рамках организации в целом. Как правило, займы на местном рынке капитала получает головная организация, а затем распределяет их между предприятиями и подразделениями. Заранее определяется также характер финансирования – займы или кредиты (его источники и условия).

Головные организации часто предоставляют отсрочку платежей свом предприятиям по товарным поставкам. Это означает, что предприятие или подразделение на определенный срок имеет возможность пользоваться средствами головной организации, что равнозначно предоставлению краткосрочного товарного кредита.

На финансовое состояние организации в целом оказывает влияние платежи по  внутрифирменным операциям. Головная организация в централизованном порядке регулирует (отсрочка или досрочная выплата) платежи-проценты по займам и кредитам, ставки по услугам.

Уровень финансового состояния организации зависит также от своевременности расчетов с родственными компаниями по предоставленным им займам и кредитам, платежам по лицензиям. Все это в целом дает возможность приспосабливаться к рыночным отношениям.

 

 

 

 

 

3. Экономические методы менеджмента

Первый из экономических методов управления - хозрасчет.

«Хозрасчет»: две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главным здесь является первое слово, а «расчет» – второстепенным, хотя и важным. Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение Собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя, из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета.

Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике – важнейшая задача менеджера и сонета (правления) предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов – управленцев, экономистов, правовиков.

Второй экономический метод управления – ценообразование. Процесс который выражается в методах образования цен.

В рыночной экономике различают следующие виды цен:

1) Производственная цена,  по которой производитель  поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам

2) Оптовая цена – цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.

3) Розничная цена – цена, но которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями. Розничные цены – эта цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена образовывается из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка, налог с продаж. Торговая надбавка  состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается  предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

4)              Рыночная цена – цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.

5) Базисная цена – согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара.

6) Монопольная цена – это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше – для сбыта своих товаров и ниже – для товаров, приобретаемых у других фирм.

7) Номинальная  цена  –  та,   которая  публикуется  в  прейскурантах,  справочниках, биржевых котировках (сокращенно - номинал).

8) Скользящая цена – цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.

9) Твердая цена – цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена. Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта  и не подлежит изменению в течение срока его действия. Твердая цена применяется как в сделках с немедленной поставкой и с поставкой в течение короткого срока, так и в сделках, предусматривающих длительные сроки поставки.

10) Цена   «падающий   лидер»   –  цена,   используемая   торговцами   для   привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь па один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.

11) Цена спроса – цена, складывающаяся на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложениями

Третий экономический метод управления - финансирование.

Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли для общества работу выполняет предприятие, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна - прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.

Финансовая самостоятельность предприятия то, что мы сегодня называем самофинансированием, предусматривает не только новые права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед собственником и трудовым коллективом.

 

4. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента

1) Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия в разработке и реализации таких организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно: а) положений общеорганизационного порядка, например положения о данном предприятии; б) структуры (организации) управления предприятием; в) штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей) по управлению предприятием; г) положений, определяющих  внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например положения об органах линейного, функционального и целевого управления.

2) Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т.е. правил, и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между различными технико-экономическими показателями и т. д.

3) Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению.  Это в основном методическая разработка информационного характера наиболее мягкая форма административного воздействия.

4) Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно к занимаемой должности имеет свой «набор» таких воздействий и свою процедуру их реализации.

Методы менеджмента

Под методами понимают совокупность приемов и спо­собов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

 

Все методы менеджмента можно разбить на 4 группы:

        организационно-административные;

        экономические;

        социальные;

        психологические.

К организационно-административным методам относятся: 

        прямое административное указание, 

        дисциплина, 

        нормы, 

        взыскания, 

        поощрения. 

Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное админист­рирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руково­дителей и специалистов.

 

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, об­ладающим минимальной самостоятельностью при выпол­нении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание).

 

Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнитель­ность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов менеджмента следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.

 

Экономические методы в условия рынка играют особую роль. Они, в отличие от административных, предпола­гают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости ма­териальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: 

        хозрасчет, 

        ценообразование, 

        финансирование, 

        предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.

Однако в использовании экономических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штраф­ные санкции. Но материальное стимулирование в виде пре­мий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как фонды ограничены и распределение премий часто происходит согласно окладу. В настоящее время отсутству­ет научная и апробированная методика определения сти­мулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставления стимулов работ­ников различных категорий. Денежные штрафные санк­ции в виде снижения премий часто не охватывают важнейших кадровых аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата коллектива, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые пе­ремещения.

 

Экономические методы управления не имеют универсального ха­рактера. Особенно это отчетливо проявляется в условиях развитого рынка и высокого экономического благосостоя­ния населения. Социологические исследования показыва­ют, что для многих людей, живущих на Западе, деньги уже не являются главным стимулом работы. Как же тогда про­будить их творческую активность? Через использование

социальных и психологических методов, которые начали формироваться еще в 20-х годах XX столетия.

 

Рассмотрим подробнее социальные методы. Способности людей наиболее полно могут реализоваться, а производительность их труда резко повысится, если создан про­изводственный коллектив, где существует творческая об­становка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. 

 

Использование социальных методов означает: 

        создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зави­симости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ; 

        организацию и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. 

Конкретно это происходит через обмен опытом, распрост­ранение починов, новаторство, воспитание, убеждение, про­ведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов и т.д.

 

Наиболее сложны по своему содержанию психологические методы управления. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь без помощи науки руководителю не обойтись, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников, социально-психологические особенности от­дельных групп и коллективов.

 

Важнейшие из психологических методов: 

        психологического побуждения (мотивации), 

        профессионального отбора, 

        ориентации,

        обучения. 

Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, в воспитании, персональном психологическом консультировании работников и во многом другом.

 

Важным является не только эффективное использование того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование всех групп методов.

 

Информация о работе Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента