Административная (классическая) школа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Еще Сократ утверждал, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….………..4-5
1. ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА…………….6
1.1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи………………………….……………6-7
1.2. Сущность и принципы «теории администрации»…………………………………......8-10
1.3. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время….……10-11
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ…………………………...12
2.1. Принципы управления на основе выделения различных школ……………………..12-13 2.2. Основные принципы научного управления Ф. Тейлора.……………………………13-14 2.2.1. Основные функции предприятия……………………………....................................14-15 2.3. Элементы процесса управления…………………………….........................................16-19 2.4. Функции руководителя ……….……………………………...............................................19 2.5. Фундаментальные принципы теории администрации……………………………..19-23
2.6. Качества руководителя……….…………………………….........................................23-35
2.7. Классификация принципов управления по А. Файолю……….…………………....35-40
2.8. Значение теории администрации……………………………...........................................41
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖЕМЕНТА
3.1. Углубление концепции А. Файоля в дальнейших исследованиях………………...42-43
3.2. Советы А. Файоля молодым управляющим (менеджерам).………………………...43-44
3.3. Различия во взглядах А. Файоля и Тейлора………………...............................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..................................………………..................................…….45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...............................................47

Работа состоит из  1 файл

курсовая(адм. шк. мнджт)).doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилбрета, которые начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представления об управлении организацией, авторы административной школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе: Файоль, как уже отмечалось, руководил большой французской компанией, Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Муни работал в компании «Дженерал Моторс». В связи с этим, их главной заботой была эффективность управления в более широком смысле слова -- применительно к работе всей организации.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требовании, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться.

Рассматривая организацию как специфический вид деятельности и как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух, подчинение частных интересов общим.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Ом отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменении, преобразовании, основанных па новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.

Отметим, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изученном и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

1.3. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время

Английский исследователь Л. Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.              Урвик разработал принципы построения формальной организации, которые актуальны и в наши дни:                                                                                                                                                                                        · Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует
разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров.                                                                      · Создание специального и «генерального» штабов. Основной функцией специального штаба должна быть разработка рекомендаций для руководителя. Задачей «генерального» штаба является подготовка и передача приказов руководителя, контроль и координация текущей работы.                                                                                                                                                                                      · Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой линейный руководитель должен иметь власть, соответствующую и равную ответственности.

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________

2Фомичев А.Н. Административный менеджмент: Учебное пособие. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 228 с.

Диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю). Диапазон контроля находится в сильной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентирован.

Рекомендованная Урвиком норма управляемости составляет 5 - 6 человек.                                             · Специализация. Урвик выделял три типа специализации работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географическому признаку.   · Определенность. Для обеспечения определенности в деятельности организации необходимо, чтобы по каждой должности были в письменном виде определены права, обязанности и ответственность (прототип современных должностных инструкций).

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ

2.1. Принципы управления на основе выделения различных школ

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с трех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

1. Школа научного управления;

2. Административная школа;

3. Школа психологии и человеческих отношений.

Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамкам данных школ. Следует также учитывать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. И в рамках одной организации можно найти элементы всех подходов.

2.2. Основные принципы научного управления Ф. Тейлора

Основные принципы научного управления Ф. Тейлора состоят в следующем:         · разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;                                                                                                           · абсолютное следование разработанным стандартам;                                                                                            · подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;                                                                                                                                            · оплата по результатам труда (меньше результаты - меньше оплата, больше результаты - больше оплата);                                                                                                                                                   · использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;                                                                                                               · поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Типичным для классической школы является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда.

Второе направление классической школы менеджмента, разрабатывало проблемы, касающиеся работы всей организации как единого целого, а также, в частности, идеи, относительно лидерских качеств хорошо подготовленных администраторов. Представители этого направления пытались ответить на вопрос: «Как заставить людей работать наилучшим образом в интересах организации?». Наиболее весомый вклад в разработку идей администрирования внес Анри Файоль. Наиболее известный его труд «Общее и промышленное управление» появился в 1916 году.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии есть два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности; под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, то есть он сознательно ограничил область своих изысканий.

Управлять, утверждал Файоль, - значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

2.2.1. Основные функции предприятия

Файоль утверждал: управлять – значит вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных групп операций управленческой деятельности:
. техническая и технологическая деятельность (производство, обработка, применение);
. коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);
. финансовая деятельность (поиски, привлечение и оптимальное использование капиталов, учет и рациональное расходование денежных средств).
. обеспечение безопасности (деятельность по защите собственности и жизни людей);
. учетная деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, анализ статистических данных);
. административная деятельность (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

Файоль отмечал, что в предпринимательстве и во всех сферах бизнеса всегда будут присутствуют эти шесть групп деятельности, или их существенные функции, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал»
Санкции Файоль рекомендует использовать как основной способ управленческого воздействия.

Каждой группе операций, или существенной функции, соответствует специальная «установка». Различаются «установки»: техническая, коммерческая, финансовая, административная и т.д. Эти установки определяют качества или навыки менеджеров, которые тесно связаны с выполнением ими лидерских обязанностей.

Каждая из этих «установок» покоится на совокупности качеств и знаний, которые можно свести к следующим шести рубрикам:                                                                                                              § Физические качества: здоровье, сила, ловкость;                                                                                  § Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума; § Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;                                                                                                                           § Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции;                                                                                                                              § Специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо донной функции - будь то технической, будь то коммерческой, будь то финансовой и т.д.;                                                § Опыт: знания, вытекающие из практики; воспоминания об уроках, лично извлеченных их фактов.

Информация о работе Административная (классическая) школа менеджмента