Административная этика и морально-нравственные основы государственного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:39, контрольная работа

Описание

По моему мнению, значение морально-нравственной составляющей государственной службы в настоящее время заслуживает все большего внимания. Прежде всего, объясняется это тем, что в связи с переходом России на путь рыночных отношений, провозглашением демократических основ государства и гарантий прав и свобод человека и гражданина, возникает необходимость создания новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени.

Работа состоит из  1 файл

Административная этика.docx

— 66.99 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФИНАКАДЕМИЯ) 

Кафедра «Государственное, муниципальное и 
корпоративное управление»
 
 

Эссе  по государственному и муниципальному управлению

на тему:

Административная  этика и морально-нравственные основы государственного учреждения. 

Выполнила: студентка группы Н2-4 
Волкова И.М. 
Научный руководитель: 
доцент, к.э.н. - Панина О.В.

Москва 

2010

По моему мнению, значение морально-нравственной составляющей государственной службы в настоящее время заслуживает все большего внимания. Прежде всего, объясняется это тем, что в связи с переходом России  на путь рыночных отношений, провозглашением демократических основ государства и гарантий прав и свобод человека и гражданина, возникает необходимость создания новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени.

Не стоит  также забывать о том, что эффективность  работы именно института государственной  службы формирует представление  о власти в той или иной стране как среди ее граждан, так и  среди мирового сообщества.

Эффективность этики и морально-нравственных основ  в государственных учреждениях  во многом отражает состояние законности, правопорядка, уровень юридической  культуры, правосознания общества и  его граждан.

Таким образом, можно утверждать то, что, являясь, во-первых, социально-политическим институтом, во-вторых, сферой профессионального слоя управленцев, в-третьих, властной структурой, государственная служба, а в частности взаимоотношения в данной сфере, регулируются посредством морали и права. Исходя из того, что влияние этих регуляторов, несомненно, взаимосвязано, можно сделать вывод о том, что выработанные обществом нравственные критерии оценки поведения служащих, во многом, определяют содержание правовых норм.

 
Для того чтобы быть эффективной, государственная  служба должна основываться на прочном  духовно-нравственном фундаменте. Это  обусловлено самой ее природой: успешно  осуществлять функцию воплощения в  обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции. 
Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью. 
Любой род профессиональной деятельности, и в частности деятельность управленческих структур в государственной службе, предполагает формирование корпоративной профессиональной этики, которая своими моральными нормами диктует правила поведения работников.

Нетрудно  определить, что представляет собой  этика государственной службы: это  система морально-нравственных норм, которая предписывает определенный тип взаимоотношений, имеющих место  в государственной службе. Она  также включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Составляющие  профессиональной этики и профессионального  нравственного сознания чиновников могут быть представлены в виде следующей  схемы:

 

В своей  профессиональной деятельности государственные  служащие должны придерживаться следующих основных принципов:

  • Принцип гуманизма, представляющий собой уважительное отношение к каждому индивиду, к его ценностям и проблемам;
  • Принцип профессионального оптимизма, выражающийся в наличии в сознании государственного служащего веры в то, что его деятельность способствует развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка;
  • Принцип патриотизма;
  • Принцип служения государству и обществу;
  • Принцип законности, выражающийся в верховенстве Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями;
  • Принцип ответственности (прежде всего, моральная ответственность за свое служебное поведение и деятельность);
  • Принцип справедливости;
  • Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных государством, отдельными его структурами правил, норм, предписаний своего служебного поведения;
  • Принцип политической нейтральности, который требует, чтобы государственная служба и кадровая деятельность были вне политики, вне непосредственной борьбы за власть;
  • Принцип честности и неподкупности.

В настоящее  время трудно недооценивать значимость последнего принципа. Хотя этой проблеме посвящено немало исследований и  можно с уверенностью присвоить ей значимую долю самостоятельности, возникает необходимость рассмотреть ее в моей работе.

Сама  организация государственного аппарата, его непрозрачность вызывают у населения  справедливое недоверие к  деятельности чиновников, которое, кроме того, периодически подкрепляется практикой (незаконное получение служащими материальных и нематериальных выгод, злоупотребление властью, служебным положением, наличие личного корыстного интереса и т.д.).

Еще одной  острой проблемой российской государственной  службы является бюрократия, становление  которой обусловлено, прежде сего, исторически. Итак, помимо прочих принципов, нарушается принцип служения обществу. Это подтверждается очевидными примерами из истории: регламентация  идеи служения государю знаменитой «Табели  о рангах», служение Коммунистической партии в СССР.

Однако  современные тенденции развития России диктуют новые порядки  для государственных служащих. Они  заключаются в «быстром уходе» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Однако следование зарубежным моделям управления и форм государственного развития промышленно-развитых стран не должно игнорировать отечественные традиции, а также современные экономические и социально-политические реалии. 
Несомненно, государство является частью общества, существует за счет своих граждан, и именно поэтому каждый государственный служащий должен руководствоваться нравственной установкой, которая заключается в ответе на вопрос «кому  должен служить чиновник»? На первый взгляд ответ очевиден: государству. Но, исходя из того, что государство должно служить своему народу, государственная служба так же должна служить ему. Таким образом, чиновник должен служить не своему начальнику, а государству и народу как первоисточнику власти в обществе. Служа государству, государственный служащий одновременно служит людям, обществу как главному, согласно Конституции РФ, источнику власти в стране. Это и конституционная, и нравственная норма.

Из чего же складывается нравственный образ  современного чиновника?

Практика  служебных отношений позволяют  сформулировать основные правила этического поведения государственных служащих, которыми они должны руководствоваться  в своей повседневной профессиональной деятельности. Они выражают как общечеловеческие (общечеловеческие нормы морали и нравственности), так и специфические качества.

Общечеловеческие  качества содержат в себе:

  • Взаимная честность и правдивость гражданских служащих. Отсутствие этих качеств не просто личностная характеристика чиновника, но также и потенциальная угроза принятия неадекватного управленческого решения, от которого может зависеть как репутация конкретного государственного органа, так и судьба гражданина (граждан).
  • Чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Проявление этих качеств необходимо как в отношениях государственных служащих с гражданами, обращающимися к ним со своими просьбами, так и в отношениях в коллективе самих чиновников.
  •   Скромность и искренность, исключающие высокомерие, двойных стандартов в отношении с другими людьми. Нравственность современного управленца должна состоять из таких качеств, как толерантность, терпимость к окружающим и их проблемам, умеренное критическое отношение к своим недостаткам и заслугам.
  • Вежливое и корректное обращение. В отношении с оппонентом государственный служащий не должен допускать неуравновешенного поведения, агрессивного тона и неуместных замечаний.

Что представляют собой специфические правила  этики чиновников?

  • Служебная субординация. Это система строгого служебного подчинения младших старшим, основанная на нормах служебной дисциплины.
  • Доступность гражданского служащего. В общении с коллегами и гражданами государственный служащий должен быть готов выслушать все вопросы и пожелания.
  • Паритетность - этическое правило, нацеленное на демократизм общения между служащими и повышение эффективности их коммуникативного общения.

Нравственные  требования, предъявляемые к государственным  служащим можно разделить на 4 группы:

 

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что духовная культура, этическая  составляющая поведения государственного служащего напрямую зависит от отношения  к гражданам своей страны, котором  он служит.

Следовательно, становится понятно значение анализа  современных морально-этических  проблем государственных служащих, что, безусловно, является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах.

Поскольку эффективность государственного управления функциональна, и наряду с профессиональными  навыками этические взгляды и  морально-нравственные качества служащих в огромной степени влияют на интерпретацию  и реализацию государственных законов  и правительственных постановлений, то чрезвычайно важно как государственные  служащие будут пользоваться своими законными полномочиями. Личные моральные  характеристики государственных служащих обусловливают особенности реализации государственной политики и тем  самым определяют "лицо" государства. Это, в свою очередь, предполагает определенную моральную ответственность за пользование  своими полномочиями. К тому же моральные характеристики государственных служащих должны основываться на общественных идеалах и ценностях, что весьма важно в плане завоевания доверия к ним широких общественных слоев. 
 
Наличие доверия во взаимоотношениях государства и общества является тем общественным капиталом, без которого невозможно их взаимозависимое эффективное функционирование и демократическое развитие страны.

 
Однако никто не ставит под сомнение существование негативных нравственных качеств в поведении и деятельности служащих. Каковы же их причины?

Пути  решения данных проблем находят  свое отражения в различных направлениях и сферах человеческой деятельности.

Так, например, правовой путь решения  выше изложенных проблем заключается в разработке и эффективном применении антикоррупционного законодательства на государственной службе. Кадровый же путь предполагает выработку и нормативное закрепление единых критериев оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки. Морально-психологический путь - восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики - служения государству и обществу. В социальной сфере - выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей. 
Наконец, в политической сфере - наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.

Информация о работе Административная этика и морально-нравственные основы государственного учреждения