Управление собственным капиталом предприятия (на примере ОАО« Волжские моторы»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1Теоретические аспекты управления собственным капиталом…………..5
1.1 Понятие и состав собственного капитала…………………...............................5
1.2 Цена собственного капитала…………………………………………………..10
Глава 2 Практическая аспекты управления собственным капиталом………….18
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Волжские моторы»…………18
2.2 Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общества Волжские моторы (ОАО «Волжские моторы».)………………….......19
Глава 3 Управление собственным капиталом предприятия……………………29
3.1 Дивидендная политика предприятия………………………………………... 29
3.2 Эмиссионная политика предприятия…………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………………….. 44

Работа состоит из  1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)
 
 

     Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности  для  анализа   собственного   капитала   используют    следующие    показатели:

     1. рентабельность  всего  капитала; 

     2. рентабельность  собственного   капитала;

     3. рентабельность финансовых вложений.

     Различные показатели рентабельности представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Показатели рентабельности

Показатели 2007 2008 2009 Абс.отклонение 2007-2009 г.г.
Рентабельность  продаж, % 18,39 14,54 4,89 -13,5
Бухгалтерская рентабельность обычной деятельности, % 16,21 13,68 5,96 -10,25
Чистая  рентабельность, % 16,21 13,68 5,96 -10,25
Экономическая рентабельность, % 24,37 25,37 12,84 -11,53
     Рентабельность  собственного

     капитала, %

29,42 42,62 18,98 -10,44
Затратоотдача, % 22,54 17,02 5,15 -17,37
Рентабельность  перманентного

     капитала, %

29,42 42,62 18,98 -10,44
 

     По  данным таблицы 5 видно, что рентабельность  уменьшились по  всем показателям. Так на единицу проданной продукции, приходится 4,89% прибыли что на 13,5% меньше чем в 2007 г. И только 5,96%  прибыли остается  у предприятия после выплаты налогов – на  10,25%  меньше  чем  в  2007  г.  На  11,53% уменьшился размер  чистой  прибыли,  приходящейся  на  единицу выручки и составил  5,95%.   Экономическая   рентабельность   показывает,   что   на предприятии снизилась эффективность использования имущества  на  11,53%.  Так  же  снизилась  эффективность  использования  собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2007 г. – 29,42%. На 1 рубль затрат приходится 5,15% прибыли от продаж.  Произошло ухудшение в использовании капитала,  вложенного   в   деятельность   предприятия   на длительный срок.

     Рентабельность  активов может повышаться при  неизменной  рентабельности продаж  и  росте  объема  реализации,  опережающем  увеличение   стоимости  активов, т.е.  ускоренной  оборачиваемости  активов  (ресурсоотдачей).  И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста балансовой (до налогообложения) рентабельности.

     Большое значение для организации имеет  то,  за  счет  каких  факторов растет  или  снижается  рентабельность  активов.  Потому  что   у   разных организаций неодинаковы повышения рентабельности  продаж  и увеличения объема реализации.

     Рентабельность  продаж  можно  наращивать  путем  повышения  цен   или снижения затрат. Однако эти способы  временны  и  недостаточно  надежны.  Наиболее   последовательная   политика   организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

     При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно  принимать во внимание роль отдельных  ее  элементов.  Но  зависимость  целесообразно  строить не через  оборачиваемость  элементов,  а  через  оценку  структуры капитала в увязке с динамикой его  оборачиваемости  и  рентабельности.

     Для  повышения   рентабельности   собственного   капитала   необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.

     Первая  связана с  проблемой  выбора  стратегии  управления  финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот –  небольшая прибыль, но зато почти без риска. Одним из показателей рискованности  бизнеса как раз является коэффициент финансовой  независимости. Его  низкое значение говорит о том, что доля собственного капитала в  меньшей  степени увеличивается  за  счет  повышения  коэффициента   финансовой независимости.  И  это   положение   ослабляет   финансовую  устойчивость организации.

     Вторая  особенность связана с проблемой  оценки. Числитель и знаменатель  в  формуле  рентабельности  собственного  капитала  выражены  в   денежных единицах разной покупательной способности.  Числитель,  то  есть  прибыль, динамичен. Он отражает результаты деятельности и сложившийся  уровень  цен на товары за истекший период.  Знаменатель,  т.е.  стоимость  собственного капитала, складывается в течение ряда лет. Он выражен  в  учетной  оценке, которая существенно отличается от текущей оценки.

     И  наконец,  третья   особенность   связана   с   временным   аспектом деятельности организации. Коэффициент  чистой рентабельности, влияющий на рентабельность собственного  капитала,  определяется  результативностью работы отчетного  периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций  он  не отражает.   Снижение   рентабельности   собственного    капитала    нельзя рассматривать как негативную  характеристику  текущей  деятельности,  если предполагается окупаемость затрат в дальнейшем

     Связь между рентабельностью собственного  капитала  и  рентабельностью активов (прибыль/убыток) отражает важное значение феномена  задолженности.

     Рентабельность  собственного капитала равна отношению  чистой прибыли  (т.е. результата после  финансовых расходов) к собственному капиталу.

         На анализируемом  предприятии  деятельность  финансируется  только  за   счет собственного капитала, показатель задолженности равен нулю.

     В  таблице 6 показано  влияние  экономической  рентабельности  на рентабельность собственного капитала.

  
 
 
 

Таблица 6 – Влияние коэффициента  экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала

Показатели 2007 2008 2009 Абс.отклонение 2007-2009
Прибыль от продаж, тыс. руб.       22730 43051 12028 -10702
Проценты, тыс. руб.                0 0 0 0
Налог на прибыль, тыс. руб.  6819 12915 3608 -3211
Чистая  прибыль, тыс. руб. 15911 30136 8420 -7491
Рентабельность  собственного       

     капитала, %                       

26,01 31,72 10,92 -15,09
 

     По  данным таблицы 6 видно,  что доходность  собственного  капитала уменьшилась на  15,09%.  Произошло  это  за  счет  снижения  экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%.

     На  основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что Волжские моторы испытывает финансовые затруднения по причине недостатка собственных источников формирования капитала.

     Для улучшения финансового состояния  и совершенствования учета  собственного  капитала   анализируемого   предприятия   разработаны следующие рекомендации:

  • увеличить уставный капитал  общества  с  целью  повышения  его  финансовых гарантий;
  • создать резервный фонд;
  • усовершенствовать учет собственного капитала;
  • чаще и в большем объеме использовать собственные финансовые ресурсы в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

                             Глава3 Управление собственным капиталом предприятия.

    1. Дивидендная политика предприятия

                                 Дивиденд (от лат. dividendum — то, что надлежит разделить), доход, периодически (обычно ежегодно) выплачиваемый акционерам на каждую акцию из прибыли акционерного общества.11

     Инвестиционная  политика предприятия требует определения  и проведения предприятием дивидендной  политики. Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств. Основные из них сформулированы Д.-К. Шимом и Д.-Г. Сигелом. Последние отмечают следующее:

  • во-первых, дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;
  • во-вторых, дивидендная политика влияет на финансовую программу и бюджет капиталовложений предприятия;
  • в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия ("компания с плохой ликвидностью может быть вынуждена ограничить выплаты дивидендов");
  • в-четвертых, дивидендная политика сокращает собственный капитал, так как дивиденды выплачиваются из нераспределенной прибыли.

     Теория  дивидендной политики многогранна. Все исследователи в той или  иной степени анализируют такие  вопросы, как:

  • роль дивидендной политики;
  • влияние дивидендной политики компании на движение ее денежных средств и рыночную цену ее акций;
  • преимущества и недостатки различных типов дивидендной политики (стабильный размер дивиденда на акцию, постоянный коэффициент выплаты дивиденда, остаточные дивиденды);
  • финансовые и операционные факторы, влияющие на сумму выплачиваемых дивидендов;
  • различие между дивидендной политикой и дроблением акций, причины, по которым компания может выкупать свои акции, и финансовый результат таких действий  и другие.

     Но  прежде всего содержание дивидендной  политики и проблемы ее разработки требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и  становясь, таким образом, его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т.п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом.

     С теоретических позиций выбор  дивидендной политики предполагает, прежде всего решение ключевого  вопроса: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства  акционеров. Отсюда в теории дивидендной политики выделяются два основных подхода. Первый основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются после того, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе. Основоположники этой теории (Миллер-Модильяни) считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров.12 То есть дивиденды выплачиваются после того, как профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются. И наоборот, если таких проектов нет, то прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

Информация о работе Управление собственным капиталом предприятия (на примере ОАО« Волжские моторы»)