Управление кредитными операциями коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание

Коммерческий банк - это организация, главной функцией которой является мобилизация свободных денежных средств экономических субъектов и их размещение в экономике. Реализация этой функции затрагивает вопросы формирования и использования средств кредитного потенциала. Кредитование является наиболее прибыльной и самой рискованной активной операцией коммерческого банка. Следовательно, если целью банка является получение максимальной прибыли, то он должен уделять большое внимание кредитным операциям. Для достижения поставленной цели банк должен управлять процессом формирования своей ресурсной базы и эффективно её использовать.

В настоящее время вопрос эффективного использования ресурсов коммерческих банков представляет собой важную задачу банковской практики.

Эффективное управление ресурсами коммерческого банка - это достаточно сложная тема в российской банковской теории. Сейчас каждый банк по-своему строит работу по ресурсному управлению. Это связано с различными сегментами рынка, на которых работает тот или иной банк, с отсутствием общепризнанной методики управления ресурсами. Поэтому каждый участник рынка должен разработать данную проблему, учитывая особенности функционирования и положения банка на рынке банковских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

1.1 СУЩНОСТЬ КРЕДИТА И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ

1.3 ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРЕДИТА И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.4 КРЕДИТНЫЙ РИСК КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

2.1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

2.2 УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

2.3 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

2.4 АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

3.1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

3.2 МОДЕЛЬ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ В БАНКЕ. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ АКТИВОВ И ПАССИВОВ В ДИНАМИКЕ

3.3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

дип.работа 1.docx

— 128.57 Кб (Скачать документ)

Долгосрочная  стратегия "ЮНИАСТРУМ БАНКа" состоит в комплексном и динамичном развитии бизнеса на основе:

дальнейшего увеличения клиентской базы;

широкой диверсификации источников привлечения финансовых ресурсов и структуры активов;

расширения спектра  и объёма предоставляемых банковских продуктов и услуг.

Практическая  реализация этих целей предусматривает:

выход на новые  отраслевые и региональные рынки;

адекватное развитие филиальной сети и системы отделений  в Москве;

совершенствование систем управления и работы с Клиентами;

последовательную  рекламную политику.

Долгосрочные  цели Сбербанка:

Стратегическая  цель Банка - выйти на качественно  новый уровень обслуживания клиентов, сохранить позиции современного конкурентоспособного крупнейшего банка Восточной Европы. Это предполагает создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям в России и за рубежом, путем оптимального распределения пропорций между тремя основными направлениями деятельности - работой с физическими лицами, юридическими лицами и государством.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи: внедрить новую идеологию  работы с клиентом, основанную на сочетании  стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Обеспечить внедрение эффективных методов  работы с клиентами и повышение  качества их обслуживания; сохранить  лидирующую роль на розничном рынке  страны. Увеличить долю на рынке  кредитования населения до 30%, при  этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем  в 2 раза; усилить работу с корпоративными клиентами. Привлечь в Банк и закрепить  на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов. Увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%; обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта; опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими. Диверсифицировать ресурсную базу Банка, в том числе используя внешнее фондирование; повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов Банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%; достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции Банка в экономику России. Обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%; внедрить в Банке полнофункциональную систему управления рисками; создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления Банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий; оптимизировать филиальную сеть Банка с учетом как экономических, так и социальных факторов.

Новые цели ставят задачу выработки новой стратегии, а тактика определяет методы и  приемы для решения наилучшим  образом конкретной ситуации.

Основной стратегической целью деятельности банка в области  обеспечения ресурсами является наращивание ресурсной базы при  условии поддержания ликвидности и обеспечения рентабельности. Данная формулировка стратегической цели предполагает решение соответствующей задачи (рис.1). 

 

Рис.3.1 Модель взаимосвязей трех категорий в рамках стратегической цели 

Ресурсная база коммерческого банка, ликвидность, рентабельность - это те основы, на которых  строится весь механизм банковской деятельности. Любой абсолютный или относительный  показатель работы банка, любая сфера  его коммерческих усилий, любой сегмент  рынка, на котором он присутствует, так или иначе, имеют выход  на эти три категории. Либо они  обеспечивают их оптимальный размер, либо сами находятся под их воздействием.

Но во взаимосвязи  данных категорий существуют определенные противоречия. Ресурсная база банка  отражает уровень рыночной позиции  банка, возможности, которыми он располагает  для проведения коммерческой деятельности. Это количественный показатель, он определяет объем средств, которым  располагает банк в конкретный промежуток времени.

Ликвидность и  рентабельность - качественные характеристики, показывающие надежность банка для  клиентов и партнеров по бизнесу, а также эффективность (прибыльность) деятельности банка как коммерческого  предприятия, то есть целесообразность работы банка с позиции его  акционеров.

Стратегические  задачи обеспечения банка ресурсами  реализуются путем следующих  тактических решений:

1. расчет и  соблюдение размера собственных  средств, необходимого и достаточного  для обеспечения надежности банка  (достижения стратегической цели  ликвидности), а также для расширения  активных операций банка (достижения  стратегической цели прибыльности  или рентабельности);

2. изыскание  ресурсов для выполнения банком  своих обязательств перед клиентами  (достижения стратегической цели  ликвидности) и для развития  активных операций (достижения стратегической  цели прибыльности);

3. привлечение  срочных депозитов для обеспечения  ликвидности баланса и депозитов  до востребования для получения  банком прибыли за счет использования  "дешевых" ресурсов. Стратегия  коммерческого банка по формированию  ресурсной базы связана с необходимостью  тщательного изучения клиентской  базы, поскольку одна из стратегий  банка состоит в том, что  банк первоначально "стремится  удовлетворить потребности более  выгодного клиента в силу ограниченности  своих ресурсов и безграничной  потребности в них своего клиента". [23]

Интенсивное развитие, где происходит привлечение дополнительных ресурсов для расширения сферы влияния  на рынке, включает три основные разновидности: глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка и совершенствование  продукта (услуг).

В зависимости  от условий внешней и внутренней среды получают развитие следующие  стратегические подходы. Стратегия  проникновения на рынок основана на том, что банк осваивает уже  сложившийся рынок и предлагает на нем тот же продукт (услугу), что  и конкурент. Подобная стратегия  характерна для нашей страны в  силу стремительного роста количества вновь образуемых коммерческих банков в первые годы развития банковской системы России, стремлением вновь  создаваемых банков проникать на уже занятые рынки, а также  в связи с постепенным освоением  этими банками новых видов  операций, которые уже достаточно широко используются другими банками. Такая стратегия имеет место  в условиях роста или ненасыщенности целевого рынка такими услугами. Однако в данном случае следует быть готовым  к усилению конкуренции на рынке.

Стратегия развития рынка означает, что банк стремится  расширить рынок сбыта оказываемых  услуг, но не за счет проникновения  на уже существующие рынки, а благодаря  осуществлению поиска и созданию новых рынков и сегментов.

Стратегия разработки новых услуг осуществляется путем  создания принципиально новых, но чаще - модификацией уже имеющихся услуг  и реализацией их на имеющихся  рынках. Данная стратегия используется в условиях господства неценовой  конкуренции.

Стратегия диверсификации предполагает стремление банков к выходу на новые для них рынки, и для  этого банки вводят в свой ассортимент  новые виды услуг. Именно эта стратегия  привела к универсализации банковской деятельности.

Интеграционная  стратегия предполагает создание совместно  с другими субъектами рынка новых  финансовых услуг либо модернизацию существующих. В рамках данной стратегии  может проводиться создание синдикатов банка для осуществления конкретной программы или кредитования крупного проекта. Данная стратегия может  привести к объединению в различных  формах банковских учреждений.

В целом основными  составляющими процесса моделирования  обеспечения ресурсами коммерческого  банка являются:

концептуальные  основы моделирования;

этапы формирования модели;

элементы модели;

общая схема  модели;

аналитическая поддержка;

апробация модели на банковской практике.

Первым направлением при моделировании процесса формирования ресурсной базы важное значение приобретает базирование модели на соответствующей концептуальной основе, главным принципом которой является оптимизация структуры пассивов банка. Она может быть достигнута, прежде всего, при установлении соответствия пассивов банка структуре активов. Важным показателем использования ресурсов банка является коэффициент размещения платных средств, показывающий, какая доля платных привлеченных ресурсов направлена в доходные (платные) операции. 

Таблица 3.5. Расчет коэффициента размещения платных средств

№ Показатель Исходная

инфор Алгор

расчета Сбербанк ЮНИАСТРУМ БАНК Промстройбанк

1 Платные привлеченные ресурсы (тыс. руб)  Баланс коммерческого банка 1’322’867’252 2’271’095 61’445’624

2 Сумма по

Доходным операциям  банка (тыс. руб)  Баланс коммерческого банка 2’068’167’732 4’008’232 96’850’943

3 Коэффициент размещения платных средств 

норматив 1,0 0,639 0,567 0,634 

Если коэффициент  выше 1,0, это свидетельствует о  том, что часть платных ресурсов используется не по назначению. Они  отвлекаются либо на собственные  нужды, либо в недоходные операции, что приводит к образованию убытков  в банке. Однако, рассматривая данный коэффициент, необходимо учитывать, что в статье "платные привлеченные ресурсы" учитываются депозиты до востребования, которые в основном являются бесплатным ресурсом для банка (либо начисляемые проценты на остатки по текущим и расчетным счетам невелики), поэтому допустимое значение для данного коэффициента может меняться в зависимости от объема средств, находящихся на расчетных и текущих счетах в банке. Таким образом, если не рассматривать в качестве платных ресурсов остатки на счетах клиентов до востребования, можно сделать вывод о необходимости размещения платных привлеченных ресурсов банка в доходные активы.

По результатам  анализа данных таблицы 3.5 можно  сделать вывод о том, что все  исследуемые банки эффективно размещают  платные ресурсы. В настоящее  время трудно найти банк, в котором  был бы выявлен данный недостаток. Поэтому большое значение приобретает  горизонтальный анализ коэффициента. Среди анализируемых банков минимальный  показатель коэффициента в "ЮНИАСТРУМ  БАНКе". Промстройбанк показал эффективность ниже на 0,067, но в целом лучше, чем в Сбербанке. В ряду банков Сбербанк имеет худший показатель, однако это связано с использованием остатков на счетах предприятия до востребования, естественно, что в Сбербанке они выше.

Функции управления пассивами и активами тесно связаны  между собой и оказывают практически  одинаковое влияние на уровень рентабельности банка. Определение объемов, сроков, цены мобилизованных средств затрагивает  весь спектр отношений в области  управления активными операциями. При  этом структура источников финансирования деятельности банка должна быть адекватна  структуре его активов, то есть определенные виды обязательств по размерам и срокам привлечения должны соответствовать  определенным видам активов (также  по объемам и срокам). Данный вопрос является весьма важным, так как это соответствие влияет на финансовую устойчивость банка.

Для обеспечения  сбалансированности структуры источников финансирования целесообразно формировать  последние в зависимости от конъюнктуры  рынка, объектов кредитования, прибыльности и оборачиваемости активов.

Второе направление  оптимизации структуры пассивов баланса банка связано с качественным совершенствованием уже существующих видов и поиском возможных вариантов модификаций предоставляемых услуг не только для удовлетворения потребностей имеющихся клиентов, но и для привлечения новых их категорий.

Необходимо поддерживать структуру пассивов, обеспечивающую определенное соотношение собственного и заемного капитала, что позволяет  увеличить прибыль банка и  повысить его финансовую устойчивость. Привлечение заемных средств с точки зрения финансовых результатов деятельности банка выгодно и рационально только в том случае, если цена этих средств, выраженная процентной ставкой, меньше текущего значения нормы прибыли. Нарушение этого важного правила обычно приводит к увеличению затрат на покрытие долгов за счет собственных средств, ухудшает финансовые результаты деятельности банка со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до банкротства.

Важным принципом  выступает соблюдение банком достаточности  ресурсов: привлекаемые средства должны быть не меньше, но и не больше количества, необходимого для прибыльной и устойчивой деятельности банка. Поэтому банки  разрабатывают программы регулирования  и размещения ресурсов, определяют сферы наиболее прибыльных вложений средств на определенный период, проводят анализ выполнения этих программ. При  оценке операций применяется комплексный  подход, учитывающий весь круг вопросов, имеющих отношение к конкретной сделке и в то же время отражающих состояние банка.

С учетом этого, возникает еще одна проблема в  деятельности банка - это проблема достаточности  капитала. Нормативы достаточности  капитала являются одним из важнейших  показателей деятельности банка. В  современных условиях перелива национального  и международного капитала, нарастающей  конкуренции российские банки стремятся  достигнуть такого уровня собственных средств, который соответствует международным стандартам.

Информация о работе Управление кредитными операциями коммерческого банка