Управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование методики управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия, а также выработка путей по оптимизации денежных средств и краткосрочных финансовых вложений предприятия и совершенствованию путей по их управлению. В соответствии с целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

- рассматриваются понятия управления денежных средств и краткосрочных финансовых вложений;

- характеризуются методы управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия;

- проводится анализ управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия;

- оценивается действующая система управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями;

- намечаются направления совершенствования управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями

1.1. Понятие управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями

1.2. Методы управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями

1.3. Ученые экономисты-практики об управлении денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями

Глава 2. Анализ управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями на ОАО «Навигатор»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Навигатор»

2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Навигатор»

2.3. Анализ управления денежными средствами на ОАО «Навигатор»

Глава 3. Пути совершенствования управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК..doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

   уровень конкурентного напряжения между группами участников торгов при проведении тендера на приобретение инвестиционной ценности;

   структура процесса продажи, в частности, доля приобретаемого влияния при приобретении пакета акций, либо возможности использования инвестиционной ценности после приобретения;

   проблема обеспечения финансовых условий приобретения.

Оценка приобретаемой инвестиционной ценности обычно рассматривается с двух позиций:

   стоимость как единого целого (совокупная стоимость);

   стоимость основных составных частей (пообъектная стоимость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Ученые экономисты-практики об управлении денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями

Как считает Паронян А.С. [13] управление денежными средствами предусматривает не только контроль уровня абсолютной ликвидности, но и оптимизацию среднего остатка всех денежных средств на основе расчетов операционного, страхового, компенсационного и инвестиционного резервов. При этом контроль за движением денежных потоков должен осуществляться в соответствии с бюджетом поступлений и расходовании денежных средств в устранении кассовых разрывов.

По мнению Бондарчук Н.В. [6], управление денежными средствами подразумевает целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на денежные потоки организации и включает следующие основные аспекты: учет движения денежных средств, прогнозирование и анализ денежных потоков.

Так же он утверждает, что целью анализа денежных потоков является подготовка информации об объемах, временных параметрах, источниках поступления и направлениях расходования денежных средств, которая необходима для обоснованного принятия решений по управлению ими с учетом влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов.

Показатели денежного потока в наибольшей мере отражают финансовую устойчивость и платежеспособность, как с теоретической, так и с практической точки зрения считает Быкова Е.В.[7].

По мнению Макарова В.И. [12] управление денежными потоками непрерывно связано со стратегией самофинансирования, которая в современных условиях является наиболее предпочтительной для обеспечения финансовой устойчивости и сохранения платёжеспособности предприятия. Данная стратегия предполагает возмещение затрат по расширенному воспроизводству преимущественно за счёт собственных источников, т.е. чистой прибыли и амортизационных отчислений.

На взгляд Гутова А.В. [9] система управления денежными потоками на предприятии - это совокупность методов, инструментов и специфических приемов целенаправленного, непрерывного воздействия со стороны финансовой службы предприятия на движение денежных средств для достижения поставленной цели. Управление денежными потоками - важнейший элемент финансовой политики предприятия, оно пронизывает всю систему управления предприятия. Важность и значение управления денежными потоками на предприятии трудно переоценить, поскольку от его качества и эффективности зависит не только устойчивость предприятия в конкретный период времени. Но и способность к дальнейшему развитию, достижению финансового успеха на долгую перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ управления денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями на ОАО «Навигатор»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Навигатор»

История завода начинается с создания в 1925 г. мастерских ОГПУ по производству несгораемых шкафов в малоприспособленных помещениях. В 1932 г. мастерские были преобразованы в завод по производству спортинвентаря, в 1936 г. — по производству торгового оборудования.

С 1941 по 1944 гг. завод выпускал продукцию для нужд фронта. Предприятие переходило в подчинение разных вышестоящих инстанций, а в 1966 г. оказалось в ведении Министерства радиопромышленности СССР и приказом МРП 160 от 24.03.66 получило название «Завод Ленинградского научно-исследовательского радиотехнического института».

Для осуществления своей деятельности предприятие должно рас­полагать определенным набором экономических ресурсов (или факто­ров производства) — элементов, используемых для производства эко­номических благ. Обычно в экономической литературе все, что пред­приятие имеет и использует в производственной деятельности, на­зывается имуществом предприятия.

Состав применяемых предприятием экономических ресурсов раз­личен. Особое значение для успеха производственной деятельности имеет наличие определенного запаса ресурсов длительного пользо­вания, или капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Навигатор»

Финансовая устойчивость — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внешней и внутренней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Финансовая устойчивость отражает стабильность характеристик, полученных при анализе финансового состояния предприятия в свете долгосрочной перспективы, и связана с общей структурой финансов и зависимостью предприятия от кредиторов и инвесторов.

Для того чтобы проанализировать финансовое состояние ОАО «Навигатор» необходимо провести оценку активов организации. В структуре активов ОАО «Навигатор» за 2008 г. наибольший удельный вес занимают оборотные активы, а именно запасы. Но на 2009 год они снизились и составили 48,95%. Заметим, что дебиторская задолженность на 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличилась (13,13% - 19,14%). Это говорит о том, что спрос на продукцию предприятия снизился, и товар не продается.

Проведем оценку финансовых ресурсов предприятия. В структуре финансовых ресурсов ОАО «Навигатор» на 2008 и 2009 гг. преобладает заемный капитал (60,5% - 56,18%). Это говорит о том, что предприятие в большей степени пользуется привлечением заемных средств.

Структура собственного капитала в основном представлена уставным капиталом. За 2009 год удельный вес уставного капитала составил 17,98%. Нераспределенная прибыль на 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличилась и составила 10,34%. Это означает, что организация больше стала вкладывать в свое развитие. Заметим, что в структуре произошло уменьшение уставного капитала и увеличения добавочного капитала (7,9% - 15,27%). Это может говорить о том, что уставный капитал был увеличен за счет средств добавочного капитала.

Структура заемного капитала ОАО «Навигатор» на 2009 год по сравнению с 2008 годом изменилась незначительно.

В данной структуре в основном преобладают краткосрочные обязательства (59,1% - 55,33%).  Наибольший удельный вес занимает  кредиторская задолженность, в частности задолженность перед прочими кредиторами (54,3% - 48,86%). 

Для более глубокой оценки проведем оценку таких показателей, как: ликвидности, платежеспособности, капитализации, обеспеченности, оборачиваемости и рентабельности. Используем данные бухгалтерской отчетности за 2008 и 2009 годы.

Проведем оценку показателей ликвидности. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – расчет показателей ликвидности

Показатели

2008 год

Отклонение

2009 год

Отклонение

Норматив

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Коэффициент абсол. лик-ти

0,514

0,237

-0,277

   0,203

0,383

0,18

   0,2

Коэффициент крит. лик-ти

0,705

0,521

-0,184

0,589

0,701

0,112

0,7-1

Коэффициент тек. лик-ти

1,41

0,815

-0,595

0,842

0,906

0,064

>=2

 

Кал  = ДС+КФВ/КО

Ккл = ДС+КФВ+ДЗ/КО

Ктл = ДС+КФВ+ДЗ+З/КО                       

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена немедленно за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Нормальное ограничение больше или равно 0,2, означает, что каждый день подлежат погашению 20% краткосрочных обязательств организации.

У ОАО «Навигатор» этот показатель на конец 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года равен 0,383, что означает, что предприятие за счет денежных средств за один день может погасить  38,3% краткосрочных обязательств.

По данным таблицы видно, что, в 2009 году по сравнению с 2008 годом значение данного коэффициента изменилось. Но, заметим, что в начале 2008 года и конце 2009 года коэффициент абсолютной ликвидности не подходит в пределы норматива.

Коэффициент критической ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшее время при условии полного погашения дебиторской задолженности. То есть предприятие ОАО «Навигатор» на конец 2009 года, как и на начало 2008 года, может покрыть 70% краткосрочных обязательств в ближайшее время при полном погашении дебиторской задолженности. За указанные периоды значение этого коэффициента подходит в рамки норматива.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Значение этого коэффициента ни за один период не подходит в пределы норматива, что говорит о том, что организация находится в неустойчивом финансовом состоянии. Оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. 

Проведем анализ платежеспособности. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – расчет показателей платежеспособности

Показатели

За 2008 год

За 2009 год

Отклонение

Норматив

Среднемес. выр-ка К1, тыс. руб.

22525,8

35546,1

13020,3

 

Коэффициент платежеспособности Кз1

6,596

7,322

0,726

1,5-2

Коэффициент задол-ти по кредитам банкам Кз2

0,267

0,954

0,687

 

Коэффициент задол-ти другим орг-м Кз3

5,882

5,947

0,065

 

Коэффициент задол-ти фискальной системе Кз4

0,270

0,233

-0,037

 

Коэффициент внутреннего долга Кз5

0,177

0,188

0,011

 

Степень платеж-ти по тек. обяз-м Кз6

6,329

7,212

0,883

 

 

К1 = выручка * 1,18 / 12

Кз1 = (КО + ДО) / К1

Кз2 = ДО + Краткоср. кред. и займы / К1

Кз3 = Задол. пост-м и подр-м + задол. прочим кред-м / К1

Кз4 = Задол. перед гос-ми внеб-ми ф-ми + Задол. по налогам и сборам / К1

Кз5 = Задол. перед перс-м + Задол. перед учред-ми + ДБП + РПР + прочие КО / К1

Кз6 = КО / К1

Коэффициент платежеспособности – это возможность предприятия погасить свои обязательства. Коэффициент общей платежеспособности ОАО «Навигатор» за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличился и составил 7,32, что намного превышает норматив. Это говорит о том, что организация нерационально использует свои средства. Также заметим, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличились все коэффициенты, за исключением коэффициента задолженности фискальной системе. В 2009 году наблюдается снижение его значения.

Далее проведем анализ показателей капитализации. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 – расчет показателей капитализации

Показатели

Усл. обоз-я

За 2008 год

За 2009 год

Отклонение

Норматив

Коэффициент автономии

Ка

0,429

0,438

0,009

0,5-0,7

Коэффициент фин. зав-ти

Кфз

0,571

0,562

-0,009

 

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Кз/с

1,331

1,282

-0,049

 

Коэффициент соотношения валюты баланса и соб-х ср-в

МСК

2,331

2,282

-0,049

 

Информация о работе Управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями организации