Резервы повышения рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является более подробное рассмотрение рентабельности, как основного показателя эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, так как показывает финансовый результат деятельности организации.
Задачей данной курсовой является исследование и определение сущности рентабельности, а также факторный анализ и расчет рентабельности на примере ОАО «Байкалфарм».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и показатели рентабельности………………………..5
1.1. Общие понятия рентабельности……………………………………….….5
1.2. Виды рентабельности……………………………………………….……..9
1.3. Показатели рентабельности………………………………………………..12
Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия на примере
ОАО «Байкалфарм»…………………………………………………………....17
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности…………….17
2.2.Факторный анализ рентабельности деятельности ОАО «Байкалфарм»……………………………………………………………………21
Глава 3. Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции…………………………….……………..25
3.1.Предложения по увеличению рентабельности предприятия …………...25
3.2.Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции……………...…........................................26
Заключение…………………………………………………..…………….……28
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

кур.раб анализ рентабельности.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансовый менеджмент» 

на тему: «Резервы повышения рентабельности предприятия» 
 
 

 

     Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие, виды и показатели рентабельности………………………..5

1.1. Общие понятия рентабельности……………………………………….….5

1.2. Виды  рентабельности……………………………………………….……..9

1.3. Показатели  рентабельности………………………………………………..12  

Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия на примере

 ОАО «Байкалфарм»…………………………………………………………....17

2.1. Характеристика  финансово-хозяйственной деятельности…………….17

2.2.Факторный анализ рентабельности деятельности ОАО «Байкалфарм»……………………………………………………………………21 

Глава 3. Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции…………………………….……………..25

3.1.Предложения по увеличению рентабельности предприятия …………...25

3.2.Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции……………...…........................................26 

Заключение…………………………………………………..…………….……28

Список  использованной литературы….……...……….……………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Рыночная  экономика в Российской Федерации  набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция  как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

     Рентабельность  и прибыль – показатели, которые  четко отражают  эффективность  деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих  ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и так далее). Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и его реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежание банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей.

     Аналитические данные более полезны, если они выражены в виде соотношений различных видов активов и пассивов. Динамика таких соотношений со всех сторон характеризует деятельность организаций. Данные соотношения и представляют собой относительные коэффициенты. Коэффициенты можно разбить на группы, характеризующие рентабельность, деловую активность, финансовое положение организации, состояние организации на рынке ценных бумаг. На основе данных бухгалтерской отчетности могут быть рассчитаны десятки коэффициентов. Для решения возникшего вопроса обычно достаточно бывает рассчитать несколько коэффициентов из множества возможных, их выбор определяется целью того или иного исследования.

     Основной целью данной курсовой работы является более подробное рассмотрение рентабельности, как основного показателя эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, так как показывает финансовый результат деятельности организации.

     Задачей данной курсовой является исследование и определение сущности рентабельности, а также факторный анализ и расчет рентабельности на примере ОАО «Байкалфарм». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и виды рентабельности

1.1. Общие понятия  рентабельности

     В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

     По  мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.  Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

     По  значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

     Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.

     Существует 6 групп рентабельности:

     Первая группа показателей показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее  роль заключается в обеспечении  социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала  из малоприбыльных и убыточных сфер в более доходные.  Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта.

     Вторая  группа представлена множеством параметров в зависимости  от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.

     Третья  группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и так далее) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.

     Четвертая группа показателей формируется  в зависимости от разновидностей получаемого эффекта-прибыли (убытка). Последняя имеет несколько видов, в том числе: прибыль одного  изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль.

     Особую  роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы  предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности  зависят  как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так  и конечные результаты предпринимательской деятельности.

     Последняя шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры  необходимы при финансовом анализе  состояния и перспектив развития как отдельных  сторон, так и   предпринимательской деятельности в целом.

     Комплексное использование рассмотренных выше параметров рентабельности должно стать  неотъемлемой составной частью финансового  менеджмента всех экономических  субъектов.  Особенно велика его роль на базовом уровне экономики–коммерческом предприятии. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности  в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационно нормативной системы функционирования организаций.

     Запас финансовой прочности предприятия  – это разница между достигнутой  фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:

ЗФП=ВР-ПР,

     где ЗФП – запас финансовой прочности,

     ВР  – выручка от реализации,

     ПР  – порог рентабельности.

     Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать  производство продукции, не неся при этом убытков.

     Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

     Полная  и всесторонняя оценка риска имеет  принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.

     Порог рентабельности – это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  не имеет убыток, но еще не имеет  и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

     Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:

ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР),

     где ПР – порог рентабельности,

     Зпост – затраты постоянные,

     Зпер  – затраты переменные,

     ВР  – выручка от реализации.

     Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

Информация о работе Резервы повышения рентабельности предприятия