«План финансов» М.М. Сперанского: основные положения, способы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:30, реферат

Описание

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
«План финансов» М.М. Сперанского: основные положения, способы реализации
Принципы бюджетной системы России
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

реферат по финансам.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение

  1. «План финансов»  М.М. Сперанского: основные положения, способы реализации
  2. Принципы бюджетной системы России

Заключение

Список использованных источников

 

Введение 

     В формировании и развитии экономической  структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

 

  1. «План финансов» М.М. Сперанского: основные положения, способы реализации
 

     Бесконечные войны, неумелое управление и хозяйствование, 
континентальная блокада со стороны Англии привели финансы России к бедственному состоянию. Государственный долг рос год от года. Бюджет на 1810 г. раскрыл тяжелейшее положение: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода, 577 млн. долга и ни малейшего резерва и дополнительного дохода. Источник для покрытия дефицита правительство Александра I видело в выпуске все новых и новых ассигнаций. Министерство финансов находилось в руках людей малограмотных, совершенно неспособных поправить положение. Они не понимали той очевидной истины, что ассигнация есть долговой знак государства. Император с трудом мог назначить Гурьева министром финансов, так как все другие отказывались от этого поста.

     В ноябре 1809 г. Александр призвал М.М. Сперанского к решению финансовых проблем. Он повелел ему "составить определенный и твердый план финансов". Ум и удивительная работоспособность Сперанского проявились здесь с новой силой. Через два месяца на стол царя лег обстоятельный доклад в 238 страниц. В основе всех предложений реформатора была мысль, что "всякий финансовый план, предлагающий способы легкие и не полагающий ограничение в расходах, есть явный обман, влекущий государство в погибель". В работе Сперанский опирался на идеи Адама Смита. Ему помогали видные государственные деятели - М. А. Балугьянский и С. Мордвинов, которые высоко ценили Сперанского и оставались ему верными друзьями и в самые мрачные для него времена.

     Сперанский  впоследствии с гордостью написал  Александру I: "План финансов и все  операции, на нем основанные, всегда выдержат с честью самое строгое  исследование всех истинных государственных  людей не только у нас, но и во всех просвещенных государствах. Не словами, но математическим счетом можно доказать, что если бы в свое время он не был принят, то не только вести настоящую войну, но и встретить ее было бы не с чем. И тот же план, в обширных его применениях, может еще доставить важные пособия в тех затруднениях, кои обыкновенно открываются после войны".

     1 января 1810 г. император лично внес  разработанный М. М. Сперанским  план в Государственный совет,  а 1 февраля он был утвержден  и обнародован в форме высочайшего манифеста, опять же написанного Сперанским. С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал "сильных мер и важных пожертвований". Эти сильные меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.

     Прежде  всего Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая  предполагала сокращение расходов. Расходная  часть бюджета 1810 г. была сокращена  на 20 млн. руб. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежавшими государственному казначейству, и эти суммы могли расходоваться только с разрешения министра финансов с последующим утверждением Государственным советом. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность (казенные леса, арендные имения и др.). Купцам первой гильдии и иностранным капиталистам разрешалось покупать казенные имения с крестьянами и владеть ими на основе крепостного права.

     Вводилась пошлина на винокурение, была проведена  новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков. Комиссия погашения долгов принимала вклады не менее 1000 руб. серебром от лиц всех состояний и выдавала последним  облигации, по которым выплачивалось ежегодно 6 %. С тем, чтобы комиссия вызывала доверие лиц всех сословий, в ее состав были включены как дворяне, так и купцы.

     Кроме того, государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных  займов. В кредите М. М. Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, в кредите, основанном па коммерческих началах и, разумеется, возвратном. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.

     Важной  мерой по стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Дворяне впоследствии не простят Сперанскому этого акта. 
 Наконец, Сперанский занялся положением разменной монеты. За главную монетную единицу был принят серебряный рубль. Принимались меры для увеличения количества мелкой серебряной монеты, которой реформатор предлагал заменить медную. Таким образом, он пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размен на монету. 
 Старания великого реформатора не замедлили сказаться. Уже в 1811 г. дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. руб. (в 1809 г. он равнялся 105 млн. руб.), доходы возросли до 300 млн. руб. Они были бы значительно выше, если бы государственные органы организовали должным образом составление описей имущества, предназначаемого для распродажи.

     Не  удалось и предполагаемое сокращение расходов, так как полным ходом  шли приготовления к войне  с Наполеоном. Даже эти, казалось бы, необходимые и оправданные расходы  позже ставились Сперанскому в упрек. Поток жалоб вызвало увеличение налогов, которые не желали брать на себя все предшествующие финансисты. По замечанию самого Сперанского, "каждый член правительства в течение двадцати лет хотел сложить с себя бремя сей укоризны, надлежало, однако ж, чтобы кто-нибудь ее нес".

     Все эти меры сопровождались разработкой  Сперанским таможенного тарифа и  торгового уложения. В основу этих исключительно нужных нормативных  актов была положена идея "поощрения  сколь можно произведений внутреннего  труда в промышленности", сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной.

     Негодование Наполеона вызвала еще одна мера предложенная Сперанским. Английским судам под нейтральным американским флагом разрешалось ошвартовываться в русских портах. Казалось бы, эта мера, как и другие, открыто направленные против Наполеона и французской буржуазии, должна была снять все обвинения со Сперанского в франкофильстве. Однако сплетни его врагов оказались сильнее, чем дела реформатора.

     Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную  записку "О монетном обращении". В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. "Последствием первой меры, - писал М. М. Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения".

  Не вдаваясь в подробный анализ финансового плана Сперанского, заметим, что им впервые в отечественной истории внесены начала отчетности и проверки финансового состояния страны. Именно здесь, как ни в какой другой области управления, нужен был порядок и непременные точность и четкость. Впервые бюджет России, составленный реформатором, обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом, министерством финансов. В какой-то мере устанавливался контроль за бюджетом, устранялся произвол в финансовых делах.

     Наконец, в расходах обозначился определенный порядок. Сам Сперанский так говорил о принятых им мерах: 
"Вместо того, что прежде каждый министр мог почерпать свободно из так называемых экстраординарных сумм, в новом порядке надлежало все вносить в годовую смету, потом каждый почти рубль подвергать учету в двух инстанциях Совета, часто терпеть отказы и всегда почти уменьшения и в конце всего ожидать еще ревизии контролера".

 

2. Принципы  бюджетной системы России 

      Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

На каждом из принципов остановлюсь отдельно.

     Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

      Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы  государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами  не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

      Принцип самостоятельности бюджетов предусматривает:

  1. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  2. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
  3. право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  5. недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  6. право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  7. недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  8. недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Информация о работе «План финансов» М.М. Сперанского: основные положения, способы реализации