Налоговое планирование в системе финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Вопрос налогообложения является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста в области налогового планирования.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие налогового планирования
§1. Понятие налогового планирования
§2. Элементы налогового планирования
§3. Этапы налогового планирования
§4. Пределы налогового планирования
Глава 2. Налоговое планирование на предприятии
§1. Теоретические основы налогового планирования в организации
§2. Развитие налогового планирования в организации на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Налоговое планирование в системе финансового менеджмента.docx

— 42.35 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Тамбовский  государственный  университет им. Г.Р.Державина

Академия  экономики и предпринимательства

Курсовая  работа

по  дисциплине «Финансовый  менеджмент»

на  тему:

«Налоговое  планирование в системе  финансового менеджмента»

Содержание

Введение

Глава 1. Общее  понятие налогового планирования

§1. Понятие налогового планирования

§2. Элементы налогового планирования

§3. Этапы налогового планирования

§4. Пределы налогового планирования

Глава 2. Налоговое  планирование на предприятии

§1. Теоретические  основы налогового планирования в организации

§2. Развитие налогового планирования в организации на современном  этапе

Заключение 

Список литературы

Введение

Вопрос налогообложения  является очень актуальным для любого предприятия, т. к. налоги это изъятие  государством определенной части дохода предприятия, то любое предприятие  естественно захочет минимизировать эту часть, а кто захочет отдавать свои деньги. В связи с этим существует понятие налогового планирования, с  помощью которого можно грамотно, а главное законно существенно  сократить свои налоговые обязательства, естественно не без помощи специалиста  в области налогового планирования.

Сущность налогового планирования заключается в признании  за каждым налогоплательщиком права  использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для  максимального сокращения своих  налоговых обязательств. Налоговое  планирование можно определить как  организацию деятельности хозяйственных  объектов с целью минимизации  налоговых обязательств без нарушения  буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максимально  полное и правильное использование  всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации  и основных направлений налоговой  и инвестиционной политики государства.

Серьезные исследования в области налогового планирования выполнены российскими учеными  Галимзяновым Р.Ф., Горбуновым А., Гуськовым  С., Кожиновым В.Я., Козенковой Т. А., Медведевым А.Н., Мельником Д., Погорлецким А.И., Рогозиным Б.А., Тихоновым Д.Н., Черником Д.Г. и многими другими.

Необходимость налогового планирования заложена в  самом современном налоговом  законодательстве, которое предусматривает  разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и  предлагает налогоплательщикам различные  налоговые льготы, если они будут  действовать в желательных властям  направлениях и одобренными ими  методами. В прошлом, когда были распространены в основном подушевые налоги и  акцизы, исчисляемые в твердых  ставках с объекта обложения, необходимость в налоговом планировании, очевидно, не возникала. От сборщика налогов  можно было только спрятаться. Нельзя было уменьшить налога путем внесения каких-то корректив в свою деятельность. В наше время налоги играют роль не только кнута, но и пряника (нередки  даже случаи возврата ранее уплаченных налогов), которым государство стремится  привлечь налогоплательщиков к деятельности в льготируемых секторах и в желательных  властям формах. Изучая и используя  появившиеся возможности, а значит и планируя свои будущие налоговые  платежи, налогоплательщик делает лишь то, чего от него ждет правительство.

Вместе с тем  не следует забывать, что планирование налогов связано с определенными  затратами, иногда значительными: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, регистрацию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать  в целях экономии налогов. Поэтому  выгоду от налогового планирования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то, видимо, нет  смысла вовлекаться в сложные  схемы и реорганизации. Кроме  того, цели налогового планирования могут  вступать в противоречие с общекоммерческими  приоритетами предприятия.

Кроме того, налоговое  планирование способно стать не только одним из самых ценных и перспективных  орудий, находящихся в арсенале менеджера, оно уже сейчас оказывает глубокое воздействие на инвестиционную политику, как на макро-, так и на микроэкономическом уровне.

Таким образом, планирование налоговых отчислений российскими промышленными предприятиями  в современный период развития способно стать одной из важнейших и  полезнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должной теоретической  обоснованности, а на практике применяется  только сугубо в целях уменьшения налоговых выплат в бюджеты РФ, без учета существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной  структуре предприятия, носит бессистемный характер. Все выше изложенное обусловливает  актуальность темы данной работы.

Глава 1. Общее понятие  налогового планирования

§1. Понятие налогового планирования

Налоговое планирование - это законный способ обхода налогов  с использованием предоставляемых  законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств (Реализация политики «приемлемых» налогов). Сущность его выражается в признание за каждым налогоплательщиком права применять  все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе  и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих  налоговых обязательств.

Задача налогового планирования - организация системы  налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации  бизнеса, так как целесообразно  изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места  регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия.

По видам налоговое  планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для  физических лиц). Для указанных субъектов  возможности законного обхода налогов  могут определяться:

* спецификой  объекта обложения (например, могут  не облагаться налогами доходы  от государственных лотерей);

* спецификой  субъекта налога (например, малые  предприятия имеют определенные  льготы в виде налогового кредита);

* особенностями  метода обложения, способа исчисления  и уплаты налога (так, кадастровое  обложение особенно выгодно при  высоком уровне инфляции);

* видом системы  налогообложения (при шедулярной  системе по разным ставкам  могут облагаться доходы по  облигациям, дивиденды и банковские  депозиты);

* использованием  «налоговых убежищ», ибо существующие  различия в налоговых режимах  отдельных стран могут уменьшить  налоговое бремя или обеспечить  уход от налогообложения вообще.

Оптимальное налоговое  планирование предполагает организацию  творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению  к налогоплательщику) факторов:

* состояние и  тенденции развития налогового, таможенного и других видов  законодательства;

* основные направления  бюджетной, налоговой и инвестиционной  политики государства;

* комплекс законодательных,  административных и судебных  мер, используемых налоговыми  органами с целью предотвращения  уклонения от уплаты налогов,  их минимизации;

* состояние правопорядка  в государстве;

* уровень правовой  культуры налоговых органов;

* профессионализм  налоговых консультантов. 

Современное содержание налогового планирования на микроуровне  характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной  деятельностью.

В связи с  этим, налоговое планирование можно  определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового  планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой  базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты  с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.

§2. Элементы налогового планирования

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются  не только за счет полного знания и  использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации  и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:

1. Состояние  бухгалтерского и налогового  учета, а также взаимодействие  между ними должно строго соответствовать  нормативно-правовым актам; необходимо  верное толкование законодательства  о налогах и сборах и реагирование  на постоянные изменения в  нем. Разумеется, данные бухгалтерского  учета и отчетности должны  позволять получать необходимую  информацию для налоговых целей.

2. Учетная политика - выбранная предприятием совокупность  способов ведения бухгалтерского  и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в  ряде случаев предоставляет ему  возможность выбрать те или  иные методы группировки и  оценки фактов хозяйственной  деятельности, способы погашения  стоимости активов, методы определения  выручки и др.

3. Налоговые  льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие  субъекты правильно и в полном  объеме применяют льготы устанавливаемые  законодательством по большинству  налогов. Кроме того, необходим  анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых  последствий.

4. Налоговый  контроль. Составление налогового  бюджета является основой для  осуществления контрольных действий  со стороны руководителя предприятия  и финансового менеджера. Снижению  ошибок способствует применение  принципов и процедур технологии  внутреннего контроля налоговых  расчетов. Кроме того, организация  контроля предусматривает в первую  очередь недопущение просрочки  уплаты налогов. Однако следует  не упускать любые возможности  отсрочить уплату, если это допускает  законодательство о налогах и  сборах.

5. Налоговый  календарь необходим для проверки  правильности исчисления и соблюдения  сроков уплаты всех налоговых  платежей, а также представления  отчетности. Всегда надо помнить  о высоких рисках, связанных с  несвоевременной уплатой налоговых  платежей, ибо в случае нарушения  налоговых обязательств перед  государством наступает жесткая  ответственность в соответствии  с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6. Стратегия  оптимального управления и план  реализации этой стратегии. Наиболее  эффективным способом увеличения  прибыли является построение  такой системы управления и  принятия решений, чтобы оптимальной  оказалась вся структура бизнеса.  Именно подобный подход обеспечивает  более высокое и устойчивое  сокращение налоговых потерь  на долгосрочную перспективу.  На основе стратегии разрабатываются  налоговые модули среднесрочных  и текущих планов.

7. Льготные режимы  налогообложения. Имеются в виду  способы снижения налогов за  счет создания оффшорных компаний  за рубежом и низконалоговых  компаний на территории России. При этом соответствующие построения  должны логично и естественно  вписываться в общую схему  бизнеса, служить обоснованием  законного снижения налогового  бремени. В противном случае  контролирующие органы всегда  найдут доводы, чтобы оспорить  неубедительную схему целиком  либо доставить неприятности  налогоплательщику постоянными  проверками.

8. Имитационные  финансовые модели. Они позволяют  менеджеру управлять значениями  одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую  нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели  «что если», имитируют экономический  эффект от различных предположений  (например действие факторов внешней  среды, изменение организационной  структуры бизнеса, проведение  альтернативной налоговой политики).

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента