Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание

Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – налоговый контроль и государственные органы, его осуществляющие.
Цель работы: отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.
Методы исследования: аналитические и статистические.

Содержание

Введение……………………………………………..……………………………
4
1 Теоретические основы налогового контроля……………...…………...…….
6
2 Международный опыт осуществления налогового контроля…….…………
19
3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования…………………………………………….…………..
28
Заключение…..………………………………….…………………………..…….
41
Список использованных источников……………………….……………..…….
43

Работа состоит из  1 файл

katya.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 44 с., 1 рис., 25 источников.

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГ, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ПРОВЕРКА, НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

 

 

Объект исследования – налоговый контроль.

Предмет исследования – налоговый контроль и государственные органы, его осуществляющие.

Цель работы: отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.

Методы исследования: аналитические и статистические.

Исследования и разработки: рассмотрены теоретические основы налогового контроля; проанализированы особенности осуществления налогового контроля на примере зарубежных стран; отражена сущность и роль государственных органов, осуществляющих налоговый контроль в Республике Беларусь, выявлены особенности и пути совершенствования.

Автор работы подтверждает, что все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

                                                                                                     _________                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………..……………………………

4

1 Теоретические основы налогового контроля……………...…………...…….

6

2 Международный опыт осуществления налогового контроля…….…………

19

3 Действующая практика органов, осуществляющих налоговый контроль, и пути совершенствования…………………………………………….…………..

28

Заключение…..………………………………….…………………………..…….

41

Список использованных источников……………………….……………..…….

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Налоги являются экономической базой функционирования государства и важнейшей финансовой формой регулирования рыночных отношений. Налоги– главный доход государственной казны.

Необходимость налогов вытекает из функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экологическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны.

Эффективный налоговый контроль призван обеспечивать прозрачное экономическое администрирование налоговых отношений при оптимальном размере затрат на его осуществление и является необходимым условием функционирования налоговой системы. При его отсутствии или недостаточной эффективности не приходится рассчитывать на то, что все плательщики налогов будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, что в свою очередь, может поставить под угрозу экономическую безопасность государства.

На современном этапе  экономического развития Республики Беларусь особо актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его  сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего государственного долга, обеспечения финансирования потребностей общества. Налоги - основной источник доходов государства. При этом фактически налоги в стране уплачивает лишь половина плательщиков. Поэтому вопрос четкого правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и плательщиков налогов и сборов, возникающих при осуществлении налогового контроля, был и в настоящее время остается одним из основных вопросов возможности дальнейшего продолжения экономических реформ.

Установление налогов  как института обязательных платежей, как правило, везде сопровождалось организацией институтов их принудительного  взимания. Республика Беларусь не является в этом вопросе исключением. В  целях предупреждения фактов уклонения от уплаты налогов и в целях обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему государства в нашей стране организована определенная система налогового контроля, основным субъектом которой являются налоговые инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Цель курсовой работы – отразить сущность, задачи и функции государственных органов, осуществляющих налоговый контроль.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие  задачи:

− рассмотреть теоретические основы налогового контроля;

− проанализировать особенности осуществления налогового контроля в зарубежных странах;

− отразить сущность и роль государственных органов, осуществляющих налоговый контроль в Республике Беларусь, выявить особенности и пути совершенствования.

Объект исследования – налоговый контроль.

Предмет исследования – сущность налогового контроля и государственные органы, его осуществляющие.

Методы исследования: аналитические и статистические.

При выполнении курсовой работы использовалась учебная литература отечественных и зарубежных авторов, нормативные правовые акты Республики Беларусь.

При написании теоретической части данной курсовой работы в качестве основных источников были использованы:

- учебное пособие «Налоговый контроль» под редакцией Е.Ф.Киреевой, И.А.Лукьяновой, в котором доступным образом описана сущность, цели  налогового контроля;

- описание видов налоговых  проверок было представлено в  учебных пособиях «Налоги и  налогообложение» Д.Г. Черника  и М.В.Романовского.

Аналитическая часть курсовой работы опирается на информацию статистических данных министерств и ведомств Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы налогового контроля

 

 

 

Государство оформляет  объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.

Понятие финансового  контроля весьма широко. Финансовый контроль включает в себя следующие составные элементы: налоговый контроль, валютный, таможенный, бюджетный, контроль за ценными бумагами и др. Каждый элемент финансового контроля как часть общего имеет свою специфическую область применения, самостоятельные задачи и функции.

Налоговый контроль – это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством. [18, с.7]

Юридическое определение  налогового контроля дано в главе 9 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов, в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. [3]

Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой – государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет. Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица. [18, с.8]

В Республике Беларусь налоговый  контроль осуществляют:

государственные контролеры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);

ведомственные контролеры – специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;

работники экономических  служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и др.);

независимые аудиторы, оказывающие  услуги на платной основе. [18, с.8]

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля. В отличие от других органов, занимающихся и другими видами финансового контроля, для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:

контроль за соблюдением  налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной  уплатой в бюджет налогов, пеней;

контроль за соблюдением  иного законодательства в пределах своей компетенции;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;

выявление, пресечение и  предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;

выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

принятие мер по обеспечению  взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допричисленных в ходе проверок. [18, с.9]

Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. Как правило, проверке подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц.

Проверка финансово-хозяйственной  и иной деятельности юридических  и физических лиц – способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, а

также соблюдение ими  иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые  органы, за исключением контроля, в процессе которого осуществляется правильность исчисления и уплаты налогов.

Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства. [18, с.46]

Налоговые проверки по назначению делят на плановые и внеплановые, планирование и назначение которых осуществляется в соответствии со статьей 69 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоговые проверки по видам подразделяют на камеральные и выездные.

Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной налоговой проверки устанавливается правильность исчисления плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда, а также соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица) размеру уставного фонда, установленному в учредительных документах.

При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).

Камеральная налоговая  проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, о чем указывается в акте, составляемом по итогам данной налоговой проверки.

В случае установления фактов нарушений налогового законодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования устанавливается применительно к требованиям, предъявляемым к проведению выездных налоговых проверок.

Информация о работе Государственные органы,осуществляющие налоговый контроль в Республике Беларусь