Тема VII.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная
политика
1
Под бюджетной
политикой понимается система мер по
изменению государственных доходов и
расходов в целях поддержания рыночного
равновесия и стимулирования развития
отдельных сфер национальной экономики
2
Через государственные
финансы, состоящие из государственного
бюджета и внебюджетных фондов,
перераспределяется значительная
часть ВВП: в Швеции – около
2/3, в Нидерландах, Франции, Норвегии –
около половины, в Японии – 1/3, в России
– более 1/3.
Основная часть государственных
доходов и расходов проходит через государственный
бюджет, который есть концентрированное
выражение экономической политики.
3
Государственный бюджет –
годовая смета доходов и расходов
государства, договорной документ, результат
соглашения между различными экономическими
силами в стране. Существуют два
вида государственного бюджета: федеральный
и консолидированный.
Консолидированный
бюджет – годовая смета всех государственных
доходов и расходов, включая как федеральный
уровень, так и уровень субъектов федерации.
Федеральный бюджет отражает доходы
и расходы центрального правительства
страны.
Внебюджетные фонды – денежные
средства государства, имеющие целевое
назначение при использовании и не включенные
в государственный бюджет в целях облегчения
последнего.
4
Важнейшие
функции государственного бюджета:
- аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;
- обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти;
- стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;
- социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.
5
Доходы
государственного бюджета – денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
РФ в распоряжение органов государственной
власти РФ, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Расходы
государственного бюджета – денежные средства,
направляемые на финансовое обеспечение
задач и функций государства и местного
самоуправления.
6
Каналы
перераспределения доходов бюджета:
дотации,
субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования,
минимальные государственные социальные
стандарты,
минимальная
бюджетная обеспеченность,
бюджетные
кредиты и ссуды, государственные
или муниципальные заем и долг,
внешний
и внутренний долг.
7
Бюджетные
расходы выполняют:
Политические
функции – поддержание существующего
социально-экономического строя. Включают
финансирование затрат на государственное
управление, армию, безопасность, внешнеполитическую
деятельность, поддержку СМИ и пр.
Социальные
функции – стабилизация социально-экономической
ситуации в стране, сглаживание различий
в уровне доходов и уровне жизни различных
доходных групп населения, поддержка отраслей,
оказывающих социальные услуги (здравоохранение,
образование, культура и пр.)
8
Экономические
функции:
- содействие формированию конкурентной рыночной среды в экономике страны – проведение антимонопольных мероприятий, поддержка малого и венчурного предпринимательства;
- структурная перестройка экономики – поддержка отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение для экономики страны;
- содействие выходу отечественных производителей на внешний рынок;
- выполнение обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
9
Бюджетное законодательство Российской
Федерации состоит из бюджетного Кодекса и принятых
в соответствии с ним федеральных законов:
- о федеральном бюджете,
- о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
законов субъектов Российской Федерации:
- о бюджетах субъектов
Российской Федерации,
- законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов,
муниципальных правовых актов представительных
органов муниципальных образований о
местных бюджетах
10
Бюджетный кодекс РФ
17 июля 1998 (последние изменения в 2007 г.)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
11
12
Бюджетная
система Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной
системы Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.
Виды бюджетного
дефицита (профицита):
- Циклический;
- Структурный;
- Операционный;
- Первичный;
- Квазифискальный (квазибюджетный)
13
Методы погашения
бюджетного дефицита
- Монетизация бюджетного дефицита – внутреннее банковское финансирование дефицита.
- Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита через облигации государственного займа – антиинфляционная альтернатива монетизации
- Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита
14
Налоговая система – совокупность
налогов (сборов), принципов их установления,
а также форм и методов налогового контроля
и ответственности за нарушение налогового
законодательства. Цель налоговой системы – аккумулирование
денежных средств в руках государства
для выполнения им общественно полезных
функций.
15
Любая налоговая
система базируется на следующих
принципах, общих для всех налогоплательщиков:
- Гласность и открытость
- Простота исчисления и взимания
- Гибкость налоговой системы
- Неотвратимость налогов
16
Налоговый
кодекс РФ
Принят Государственной Думой
16 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
Настоящий
Кодекс устанавливает систему налогов
и сборов, а также общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации, в том
числе:
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
17
Федеральные налоги
и сборы
(устанавливаются Налоговым
кодексом и обязательны
к уплате на всей территории Российской
Федерации)
- налог на добавленную стоимость
- акцизы
- налог на доходы физических лиц
- единый социальный налог
- налог на прибыль организаций
- налог на добычу полезных ископаемых
- налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- водный налог
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- государственная пошлина
18
Региональные
налоги
(устанавливаются Налоговым
кодексом и законами субъектов
Российской Федерации о налогах и обязательны
к уплате на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации)
- налог на имущество организаций
19
Местные
налоги
(устанавливаются Налоговым
кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований)
- налог на имущество физических лиц
20
21
В 2007 г. был принят Федеральный
закон "О внесении изменений в Бюджетный
кодекс РФ …", который узаконил переход на
всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному
финансовому планированию, в том числе
для федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов РФ - формированию
бюджетов на трехлетний период.
Ранее предусматривающийся
в федеральных бюджетах стабилизационный
фонд был разделен на две части
– резервные фонды и фонд национального
благосостояния.
Резервный
фонд РФ
- Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
- Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
- Максимальный размер Резервного фонда закреплен до 01.01.2010 г. на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
- С 1.01.2010 г. до 1.01.2014 г.: нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета и обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.