Функции и методы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:57, реферат

Описание

Капитал предприятия – товар уникальный и сложный по составу, его природу в значительной степени определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития. Потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав – акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Развитие рыночной экономики в России привело к разнообразию форм собственности.docx

— 33.13 Кб (Скачать документ)

В этот же список для полноты картины включено и само данное предприятие, которое  также предъявляет определенные целевые требования к ходу и результатам своей деятельности. Обобщенно их можно охарактеризовать как наличие в каждый момент времени социально-экономического потенциала, обеспечивающего будущее функционирование предприятия. При этом в понятие потенциала включаются (с теми или иными приоритетами) как активы предприятия, так и позитивные характеристики его рыночного положения, накопленный опыт и т.д.

Сущность связей предприятия (или бизнеса в целом) с другими экономическими и социальными  субъектами можно обобщенно охарактеризовать понятием ожидания. Предприятие представляется как бы одним из узлов многомерной паутины, связывающей различных институциональных агентов. Связующими нитями служат разнообразные ожидания, в том числе ожидания по отношению к данному предприятию. Эти ожидания иногда принимают форму предложений или требований; соответственно предприятие также ожидает от других субъектов проявления спроса на продукцию или ценные бумаги, предложения факторов и т.д. Почти каждое предприятие, едва появившись, оказывается как бы в фокусе многочисленных ожиданий со стороны самых различных экономических субъектов (по отношению к предприятию «Рога и копыта» это явление ярко описано в «Золотом теленке» И.Ильфом и Е.Петровым). Для структур взаимных ожиданий не являются преградой стены предприятия: отдельные подсистемы и работники предприятия также связывают с внешними объектами свои ожидания и являются адресатами их ожиданий. Иногда эти ожидания формулируются в явном виде (скажем, со стороны работника при найме на работу), иногда носят скрытый характер (снова вспомним истинную причину создания «Рогов и копыт»). Степень близости векторов внешних и внутренних ожиданий в значительной степени влияет на судьбу и успех предприятия. В общем случае возникают две конфигурации ожиданий: одна отражает ожидания агентов, направленные на предприятие и внутрь него, другая отражает ожидания предприятия от соответствующих субъектов. Среди сетевых адресатов ожиданий предприятия – поставщики, покупатели, предприятия–технологические реципиенты и доноры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, авторы организационно-технологических инноваций, инвесторы, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы и др. (нелишне будет упомянуть в этом перечне и «крыши» – криминальные образования, обеспечивающие криминальную же, а порой и экономическую, безопасность предприятий).

Из приведенной  таблицы видно, сколь многообразны функции предприятий. Некоторые  из них относятся к числу социальных, и даже их простое перечисление показывает, что они лежат в основе существования  общества. По сути возможность самореализации в труде, так же как и самоуважение через уважение со стороны коллектива, выражает фундаментальные потребности и права человека. Другие функции предприятия стимулируют на микроэкономическом уровне движение материальных, финансовых, информационных потоков, перемещение рабочей силы и реализуют действие экономических сил конкуренции.

Таким образом, общество в лице разных своих агентов  предъявляет к каждому бизнесу  свои ожидания. В какой степени  бизнес сможет их реализовать, в такой  степени он сможет продолжить свое существование и развитие. Иными  словами, бизнес (а следовательно, и предприятие, реализующее его, и бизнесмен, организовавший это предприятие) несет ответственность перед обществом в лице субъектов, испытывающих обоснованные ожидания по отношению к данному бизнесу. Порождаемые бизнесом потоки взаимных обязательств и ответственности играют решающую роль в формировании самой основы общества.

Сущность бизнеса  как процесса и предприятия как  организационной формы его проявления является предметом интенсивного изучения как в популярной, так и в научной литературе. Для того чтобы дать рекомендации по созданию, выбору и реализации стратегических направлений бизнеса, целесообразно суммировать основные позитивные выводы современной микроэкономической теории применительно к функционированию предприятия. Для обобщенного описания предприятия желательно понять, как отражаются в той или иной теоретической концепции: 
1) состав и влияние факторов принятия решений в сфере производства и реализации продукции, а также процессов воспроизводства; 
2) организационно-функциональная структура предприятия и механизм взаимоотношений между организационными подразделениями; 
3) производственно-технологическая структура предприятия;  
4) система взаимоотношений между работниками предприятия, его руководителями и собственниками.

 

Функции бизнеса

В современных  российских условиях оценка стоимости  предприятия (бизнеса) играет важную роль и прежде всего это связано  с переходом на новый уровень  взаимоотношений в экономике  произошедшим за последнее десятилетие. Изменилась система финансов России и в особенности её исходное звено  финансы предприятий. Процессы покупки, продажи, слияния и поглощения требуют  достоверной оценки стоимости бизнеса  исходя, из ожиданий инвесторов и начало этому положило возникновение рынка  собственности и реальных собственников, обладающих полной хозяйственной самостоятельностью и ответственностью за результаты хозяйственной  деятельности. (По данным рынка слияний  и поглощений наблюдался рост объема сделок: так за первый квартал 2004 г. стоимость всех сделок составила $5464 млн., что превышает показатель четвертого квартала 2003 г. более чем в 2 раза.) Любое приобретение в условиях рыночной экономики обосновывается с точки  зрения эффективности инвестиций, бизнес рассматривается как источник выгод, получение которых он должен обеспечить своему владельцу. Максимизация доходов  на инвестированный капитал является главной целью менеджера, собственника проводящего инвестиционную политику. И лучшим показателем эффективности  капиталовложений, позволяющим принять  верное решение с учетом всех факторов финансовой деятельности бизнеса, является его инвестиционная стоимость (investment value).

Понятие инвестиционной стоимости приведено в утвержденном Постановлении Правительства РФ с 2001 г. "…-стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных целях". Необходимость определения инвестиционной стоимости связана с принятием инвестиционного решения, то есть сопоставления рыночной стоимости (market value) оцениваемого объекта и его инвестиционной стоимости. Рыночная стоимость и инвестиционная стоимость отличаются по своей сущности, но могут и совпадать в зависимости от различных обстоятельств. Оценка рыночной стоимости обычно происходит без ссылки на величину инвестиционной стоимости, а оценка инвестиционной стоимости, как правило, сопровождается оценкой рыночной стоимости с тем, чтобы обеспечить возможность принять обоснованное инвестиционное решение. Оценка рыночной стоимости не предполагает существования каких-либо конкретных продавцов или покупателей, оценщик исходит из гипотетической сделки между продавцом и покупателем, которые обладают требованиями и мотивацией, которые являются типичными для рынка оцениваемых активов. И в данном случае существенным является умение отличать обычные для рынка условия (информация, перспективы, требования, мотивация) и индивидуальные специфические требования, для конкретного инвестора такие как:

  • Различия в оценках величины будущих потоков доходов;
  • Различия в определении уровня риска и факторов риска;
  • Требуемой ставки доходности;
  • Различия в степени прогнозируемости;
  • Различия в уровне финансовых издержек;
  • Различия в налоговом статусе;
  • Синергетический эффект от сочетания с другими осуществляемыми операциями.

То есть в  случае, если результат оценки инвестиционной стоимости превышает величину рыночной стоимости объекта оценки, то инвестиционная привлекательность оцениваемого объекта  высока, и, следовательно, можно говорить о перспективах развития потенциального бизнеса, и наоборот, если инвестиционная стоимость оцениваемого бизнеса, лежит  ниже рыночной стоимости, то потенциальный  инвестор может отказаться от финансирования данного инвестиционного проекта. Таким образом, главной целью стоящей перед менеджером, оценивающего стоимость бизнеса, является проведение инвестиционной политики направленной на постоянный рост инвестиционной стоимости, для обеспечения конкурентных преимуществ.

Задачи ставящееся при оценке инвестиционной стоимости  исходят из функций выполняемых  инвестиционной стоимостью, и отличаются от функций выполняемых рыночной стоимостью тем, что оценка инвестиционной стоимости не обслуживает саму сделку купли-продажи оцениваемого бизнеса  и не говорит о цене бизнеса:

  • Функция управления предприятием - принятие инвестиционных решений, изменений политики компании: ассортимента продукции и (или) услуг; в привлечении заемного капитала и других аспектов управления. Инвестиционная стоимость выступает основой стратегических управленческих решений.
  • Функция оценки эффективности альтернативных инвестиционных проектов - анализ программ модернизации производственных мощностей на предприятии.
  • Функция оценки эффективности действующего бизнеса - анализ состояния действующего бизнеса. Выводы о бесперспективности бизнеса, сделанные на основе общедоступной рыночной информации, могут быть скорректированы в лучшую сторону, если в будущем ожидается повышение отдачи от деятельности предприятия, и наоборот фондовые финансовые показатели показывают перспективность развития бизнеса, а анализ инвестиционной стоимости говорить о неэффективности вложений (Компания "ENRON").

Сущность и  функции инвестиционной стоимости  взаимосвязаны с факторами инвестиционной стоимости, объективных обстоятельств  оказывающих влияние на величину инвестиционной стоимости (качество менеджмента  и другие производные факторы, связанные  с управлением; качество маркетинговой  программы, факторы формирующие  конкурентоспособность продукта; фактор связанный с анализом и управлением  величины выручки от реализации и затрат; фактор темпов роста развитие предприятия). Инвестиционная стоимость ориентирована на внутреннюю информацию и в большей степени зависит от прогнозных, планируемых действий, в отличие от рыночной стоимости которая уделяет наибольшее внимание анализу текущих мультипликаторов и ретроспективному анализу результатов деятельности оцениваемого бизнеса.

Факторы инвестиционные стоимости определяют методы оценки инвестиционной стоимости, и главным  критерием выбора метода является возможность  оценить инвестиционную стоимость  предприятия через влияние факторов инвестиционной стоимости с учетом важнейших рисков. Подходом в наибольшей степени учитывающим данные факторы, является доходный подход, основанный на маржиналистской теории предельной полезности, обосновывающий подход к  оценке стоимости с точки зрения полезности объекта оценки и в  зависимости от ожидаемой доходности данного предприятия. Полезность компании для инвестора или руководителя определяется потенциалом доходности на вложенный капитал, и это понимание  стоимости бизнеса отражает инвестиционная стоимость.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Грегори А. Стратегическая оценка компаний: практическое руководство. М.: Квинто-Консалтинг, 2003. - 224с.
  2. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2003. - 512с.
  3. Малышев О.А. Оценка инвестиционной стоимости российских предприятий. М.:, 2003. - 174с.
  4. Слияния@поглощения #5 (15) 2004.
  5. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06 июля 2001 г. № 519.
  6. Феррис, Кеннет, Пешеро, Барбара, Пети. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении.: Пер. с англ.- М.: Вильямс, 2003. - 256с.
  7. Pratt Sh., Reilly R., Shweihs R. Valuing a Business: The Analysis and Appraisal of Closely Held Companies. NY, US, McGraw, 2000.
  8. Бригхем Ю., Гапенски Л.“Финансовый менеджмент” // Экономическая школа, 2007
  9. www.dist-cons.ru, Конслатинг для предприятий малого и среднего бизнеса
  10. www.fd.ru, Журнал "Финансовый директор"
  11. http://www.businessmix.ru Бизнес-портал

Информация о работе Функции и методы оценки бизнеса