Формирование инвестиционного портфеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание

В последнее время многие коммерческие банки имеют достаточно большой объем свободных средств, которые возможно как инвестировать в различные виды деятельности, так и направить на приобретение ценных бумаг. При осуществлении инвестирования в ценные бумаги банк, как и любой другой инвестор, сталкивается с различными целями инвестирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................2

Глава 1. Портфельное инвестирование...........................................................3
1.1. Основные принципы формирования портфеля инвестиций.......................3
1.2. Характеристика основных видов ценных бумаг и оценка их доходности.7
1.2.1. Акции.............................................................................................................7
1.2.2. Облигации....................................................................................................10
1.3. Структура инвестиционного процесса.........................................................13
Глава 2. Методики формирования оптимальной структуры портфеля..................18
2.1. Модель Марковица.........................................................................................18
2.2. Модель Блека .................................................................................................26
2.3. Индексная модель Шарпа..............................................................................26
Глава 3. Оптимизация и управление инвестиционным портфелем........27
3.1. Методы определения доходности портфеля................................................27
3.2. Управление инвестиционным портфелем (ошибки инвесторов)..............32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по фин менеджменту.docx

— 95.69 Кб (Скачать документ)

N – номинал акции, руб.

Иногда доходность находится  для конкретного периода, в этом случае изменение курсовой стоимости  находится по формуле:

, (5) 

где Р1 – рыночная стоимость на начало периода, руб.;

Р2 – рыночная стоимость на конец периода, руб.

Доходность служит исходной величиной для расчета более  общей характеристики акции – чистой прибыли приобретения:

, (6) 

где P – рыночная стоимость на момент приобретения акции, руб.

Однако реальный курс акций  различных эмитентов в каждый момент времени обычно отличается от действительной стоимости акции, так  как на него дополнительно влияют факторы спроса и предложения  фондового рынка.

В связи с тем, что интерес  инвесторов к рыночному курсу  выпуска акций компании постоянен, рыночная стоимость одной акции, как правило, является важным показателем  для большинства инвесторов. Он должен быть использован при разработке инвестиционной политики и программ инвестирования.

Инвестиционная стоимость  является, очевидно, наиболее важным показателем  для акционера-инвестора, так как  она указывает на ценность, которую  инвестор приписывает ценной бумаге, но фактически представляет собой оценочную  стоимость, по которой данная ценная бумага должна реализоваться на фондовом рынке.

Причины, которые объясняют  большую привлекательность акций  для инвесторов это:

  • возможность получения по ним значительной прибыли. Рыночный курс акции обычно отражает потенциал прибыльности компании, поэтому при процветании компании процветают и инвесторы. Увеличение прибыли, в свою очередь, превращается в рост курсов акций (прирост капитала) и является важнейшей частью доходов от акций;
  • способность быть высоколиквидными. Обыкновенные акции легко купить и продать, а затраты на проведение операций с ними малы; но, кроме того, сведения о курсах и информация о состоянии рынка распространяются в новостях и средствах массовой информации.
  • курс одной обыкновенной акции достаточно низок, поэтому ее покупка вполне доступна большинству индивидуальных вкладчиков и инвесторов.

Однако существуют некоторые  недостатки инвестирования в обыкновенные акции.

  • рискованный характер ценной бумаги.
  • трудно проводить оценку обыкновенных акций и последовательно отбирать те из них, которые имеют самые интересные перспективы, так как прибыли и динамика доходности акций подвержены широким колебаниям.

1.2.2. Облигации

Облигация –  ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и  подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено правилами выпуска).

Основные отличия  облигации от акции:

  • облигация приносит доход только в течение строго определенного, указанного на ней срока;
  • в отличие от ничем не гарантированного дивиденда по простой акции облигация обычно приносит ее владельцу доход в виде заранее установленного процента от нарицательной стоимости;
  • облигация акционерного общества не дает права выступать ее владельцу в качестве акционера данного общества.

Доход по облигациям обычно ниже дохода по акциям, но он более надежен, так как в меньшей степени  зависит от ситуации на рынке и  циклических колебаний в экономике.

Сегодня в России можно  встретить несколько типов этих ценных бумаг: облигации внутренних (государственных) и местных (муниципальных) займов, а также облигации предприятий  и акционерных обществ.

Номинальная цена облигации служит базой при  дальнейших перерасчетах и при начислении процентов. Кроме нее облигации  имеют выкупную цену, которая может  совпадать, а может и отличаться от номинальной в зависимости  от условий займа. Кроме этого  облигация имеет рыночную цену, определяемую условиями займа и ситуацией, сложившейся в текущий момент на рынке облигаций. Курс облигации  – это значение рыночной цены, выраженное в процентах к номиналу. Если облигации  продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу, говорят что продажа  производится "с дисконтом". Если облигации продаются по номиналу, а погашаются с начислением дополнительных процентов, говорят, что облигации  погашаются "с премией". Иногда ежегодные начисления процентов  комбинируются с дисконтом или  премией.

1.3. Структура инвестиционного процесса

Инвестиционный процесс  представляет собой принятие инвестором решения относительно ценных бумаг, в которые осуществляются инвестиции, объемов и сроков инвестирования. Следующая процедура, включающая пять этапов, составляет основу инвестиционного  процесса:

    1. Выбор инвестиционной политики.
    2. Анализ рынка ценных бумаг.
    3. Формирование портфеля ценных бумаг.
    4. Пересмотр портфеля ценных бумаг.
    5. Оценка эффективности портфеля ценных бумаг.

Первый этап – выбор  инвестиционной политики – включает определение цели инвестора и  объема инвестируемых средств. Цели инвестирования должны формулироваться  с учетом как доходности так и  риска.

Необходимо оценить имеющиеся  свободные ресурсы, которые должны играть роль инвестиционного капитала, необходимо собрать достаточную  информацию о доступных инвестиционных средствах, оценить предварительно экономическую конъюнктуру и  прогнозы на будущее и т. п. На этом этапе инвестор с той или иной степенью точности определяет свой инвестиционный горизонт, т.е. промежуток времени, на который  распространяется его стратегия  и по отношению к которому оцениваются  результаты инвестиционного процесса. Величина временного горизонта определяется как целями инвестора, так и его  способностью прогнозировать будущее  положение дел.

Разработка инвестиционной стратегии всегда основывается на анализе  доходности от вложения средств, времени  инвестирования и возникающих при  этом рисков. Эти факторы во взаимосвязи  определяют эффективность вложений в тот или иной инструмент фондового  рынка. Принятая инвестиционная стратегия  определяет тактику вложения средств: сколько средств и в какие  ценные бумаги следует инвестировать  и, следовательно, всегда является основой операций с ценными бумагами. Эффективность инвестирования различается в зависимости от того, используются ли для вложений только собственные средства или привлекаются и заемные ресурсы.

Этот этап инвестиционного  процесса завершается выбором потенциальных  видов финансовых активов для  включения в основной портфель. Так, на современном рынке ценных бумаг  имеются десятки тысяч различных  облигаций и акций, о большинстве  которых средний инвестор обычно ничего не знает. Даже профессионалы  финансового рынка ограничивают свой круг внимания не слишком большим  числом бумаг, о которых они имеют  достаточно информации, за поведением которых они тщательно следят. Первичный отбор основывается на финансовом положении инвестора, на его осведомленности о тех  или иных бумагах, о различных  аспектах налогообложения, связанного с ценными бумагами, недвижимостью, на доступности и легкости реализации операции с этими активами и т. п. Сделав такой отбор, инвестор сужает все многообразие инвестиционного  рынка до обозримого множества инвестиционных активов, которые он может оценивать, сравнивать и с которыми он реально  может осуществлять сделки.

Второй этап инвестиционного  процесса, известный как анализ ценных бумаг, включает изучение отдельных  видов ценных бумаг (или групп  бумаг) в рамках основных категорий, указанных выше. Одной из целей  такого исследования является определение  тех ценных бумаг, которые представляются неверно оцененными в настоящий  момент. Существует много различных  подходов к анализу ценных бумаг.

Традиционный анализ ценных бумаг обычно предусматривает подход "сверху вниз", начинающийся с  экономического анализа, а затем  переходящий к анализу состояния  отрасли и, наконец, к фундаментальному анализу.

Экономический анализ направлен  на оценку общего состояния экономики и ее потенциального воздействия на доходы, получаемые по ценным бумагам. Как правило, при стабильной экономике курсу акций свойственна тенденция роста, а при нарушении стабильности экономики курсы акций падают. Несомненно, что эта взаимосвязь не является совершенной, но она тем не менее сильна.

Отраслевой анализ связан с отраслью экономики, в рамках которой  функционирует конкретная компания, а также с перспективами данной отрасли.

Технический анализ в простейшей его форме включает изучение конъюнктуры  курсов рынка акций, с тем чтобы  дать прогноз динамики курсов акций  конкретной фирмы. Инструменты для  проведения технического анализа –  графики. Они наглядно отражают итоговую картину движения рынка и курсов отдельных выпусков. Информация о  движении цен представлена графиком (кривой), в котором аналитик пытается найти устойчивые, повторяющиеся  конфигурации. Основные типы таких  конфигураций (типов поведения) классифицируются, и в текущей информации о ценах  пытаются обнаружить одну из них. Если это удается, то будущее поведение  цен предсказывается на основе такой  конфигурации.

Альтернативный способ изучения рынка построен на использовании  разных видов статистических данных. Следовательно, технический анализ – это анализ данных во времени; для него необходимо иметь информацию за какой либо промежуток времени, чтобы  проанализировать ее техническими методами.

Первоначально проводится исследование курсов за прошедший период с целью  выявления повторяющихся тенденций  или циклов в динамики курсов. Затем  анализируются курсы акций за последний период времени, с тем  чтобы выявить текущие тенденции, аналогичным обнаруженным ранее. Это  сопоставление существующих тенденций  с прошлыми осуществляется, исходя из предположения, что ценовые тренды периодически повторяются. Таким образом, выявляя текущие тенденции, аналитик надеется дать достаточно точный прогноз будущей динамики курсов рассматриваемый акций.

Обычно техническим анализом акций занимаются до более глубокого  фундаментального анализа. Если с точки  зрения технического анализа данный выпуск акций кажется интересным, тогда они продолжают его изучение средствами фундаментального анализа. Если же с точки зрения технического анализа выпуск не представляет интереса, их внимание переключается на другие акции.

Фундаментальный анализ предусматривает  глубинное изучение финансового  положения конкретной компании и  вытекающего из него поведения ее ценных бумаг. При этом информация извлекается  прежде всего из изучения финансовых отчетов корпорации за текущий и  прошлые годы. Положение компании сравнивается с аналогичными компаниями в отрасли с помощью так  называемых коэффициентов эффективности: показателей, вычисляемых по данным баланса и других финансовых отчетов. Эти коэффициенты характеризуют  различные относительные характеристики эффективности деятельности предприятия (коэффициент ликвидности, коэффициент  финансового рычага, прибыли на акцию  и др.). Но основной целью фундаментального анализа является прогноз величины будущих прибылей компании и связанных  с ними дивидендов и роста балансовой стоимости акции. Последняя является отношением текущей рыночной стоимости  собственного капитала компании к числу  всех выпущенных акций.

Фундаментальный анализ исходит  из того, что «истинная» (или внутренняя) стоимость любого финансового актива равна приведенной стоимости  всех наличных денежных потоков, которые  владелец актива рассчитывает получить в будущем. В соответствии с этим аналитик стремится определить время  поступления и величину этих наличных денежных потоков, а затем рассчитывает их приведенную стоимость. После  того, как внутренняя стоимость акции  данной фирмы определена, она сравнивается с текущим рыночным курсом акций с целью выяснить, правильно ли оценена акций на рынке. Акции, внутренняя стоимость которых меньше текущего рыночного курса, называются переоцененными, а те акции, рыночный курс которых ниже внутренне стоимости, – недооцененными. Разница между внутренней стоимостью и текущим рыночным курсом также представляет собой важную информацию, т.к. обоснованность заключения аналитика о неправильности оценки данной акции зависит в значительной степени от этой величины. Считается, что любые случаи существенно неверной оценки исправляются впоследствии рынком: курсы недооцененных акций растут быстрее, а переоцененных – медленнее, чем средние рыночные курсы.

И фундаментальный, и технический  анализы имеют множество горячих  сторонников и не менее убежденных противников. Оба эти подхода  имеют долгую практику (на Западе) и  представляют собой два традиционных метода инвестиционного анализа.

Третий этап инвестиционного  процесса – формирование портфеля ценных бумаг – включает определение  конкретных активов для вложения средств а также пропорций  распределения инвестируемого капитала между активами. При этом инвестор сталкивается с проблемами селективности, выбора времени операций и диверсификации. Селективность, называемая также микропрогнозированием  относится к анализу ценных бумаг  и связана с прогнозированием динамики цен отдельных видов  бумаг. Выбор времени операций, или  макропрогнозирование, включает прогнозирование  изменения уровня цен на акции  по сравнению с ценами для фондовых инструментов с фиксированным доходом, такими, как корпоративные облигации. Диверсификация заключается в формировании инвестиционного портфеля таким  образом, чтобы при определенных ограничениях минимизировать риск.

Информация о работе Формирование инвестиционного портфеля