Финансовый менеджмент предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение формирования финансов предприятий.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:
- принципы организации финансов предприятия, их развитие в рыночных условиях;
- структуру финансовых ресурсов предприятий, их источники формирования и распределение;

Содержание

Введение
1 Сущность финансовых ресурсов предприятия
2 Основные принципы и подходы к формированию финансовых ресурсов на предприятии
3 Формирование финансовых ресурсов отдела образования Столбцовского райисполкома
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовой.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

 

В доходах по Столбцовскому району (см. таблицу 3.1) наибольшими и в 2008 и в 2009 году являются налоговые  поступления – 71,1% в 2008 г. и 81,1% по плану в 2009 г., а также безвозмездные поступления – 24% в 2008 г. и 13% по плану в 2009 г.

Безвозмездные поступления в нашем случае - это субсидии и субвенции на строительство жилья льготным категориям граждан (воинам афганцам, милиционерам, и т. д.) и на финансирование строительства объектов социальной сферы. Объем этих доходов не зависит от экономического состояния Столбцовского района, он определяется волевым решением, то есть по решению Минского областного исполнительного комитета. Характерно, что текущие налоговые и неналоговые поступления выросли значительно – на 50%,  а безвозмездные поступления за этот же период – снизились на 30%.

Таким образом, объем субсидий и субвенций, выделяемых на строительство жилья льготным категориям граждан, значительно снизился, что в значительной мере объясняется финансовым кризисом и  снижением доходов республиканского бюджета.

Представим структуру доходов бюджета Столбцовского района за 2008 год и 2009 год графически (см. рисунки 3.1, 3.2).

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что бюджет Столбцовского района в большей мере самодостаточен, однако в значительной степени датируется из вышестоящего бюджета. С одной стороны – это положительный момент, так как нужды района финансируются в требуемых объемах, а с другой – это свидетельство ухудшения финансового состояние хозяйствующего сектора района и, как следствие, сокращение внутрирайонных поступлений в бюджет.

Отрицательное влияние на поступление платежей в бюджет города оказало состояние экономики района, а именно невыполнение прогнозных показателей по ряду направлений.

 

Рисунок 3.1 - Структура доходов бюджета Столбцовского района в 2008 г.

Рисунок 3.2- Структура доходов бюджета Столбцовского района в 2009 г.

 

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что бюджет Столбцовского района в большей мере самодостаточен, однако в значительной степени датируется из вышестоящего бюджета. С одной стороны – это положительный момент, так как нужды района финансируются в требуемых объемах, а с другой – это свидетельство ухудшения финансового состояние хозяйствующего сектора района и, как следствие, сокращение внутрирайонных поступлений в бюджет.

Отрицательное влияние на поступление платежей в бюджет города оказало состояние экономики района, а именно невыполнение прогнозных показателей по ряду направлений.

Расходы, приходящиеся на местные бюджеты, носят преимущественно социальную направленность. Так, в Республике Беларусь порядка 80%  всех расходов на образование, здравоохранение финансируется из местных бюджетов. В развитых странах  местные власти широко практикуют выпуск местных займов с целью финансирования главным образом жилищного строительства. Республика Беларусь  также прибегает к таким заимствованиям (Минские облигационные займы). Таким образом, в системе местных финансов также должны рассматриваться отношения, возникающие в связи с местными займами, образующуюся у местных органов задолженностью  перед кредиторами: физическими и юридическими лицами.

Рассматривая структуру расходов (см. таблицу 3.2) Столбцовского района, мы видим, что расходы состоят из ряда разделов.

Таблицу 3.2 -  Структура расходов бюджета Столбцовского района

Наименование расходов

2008 г.

2009 г.

Изменение 2009 г от 2008 г

Общегосударственные расходы

6 355,80

8,77

7 712,70

8,05

1 356,90

-0,72

Национальная оборона

48,50

0,07

37,00

0,04

-11,50

-0,03

Национальная экономика

1 854,04

2,56

1 752,80

1,83

-101,24

-0,73

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

13 684,69

18,89

16 542,40

17,27

2 857,72

-1,62

Здравоохранение

13 200,55

18,22

17 480,70

18,25

4 280,15

0,03

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

3 572,00

4,93

4 786,80

5,00

1 214,80

0,07

Образование

31 803,27

43,90

44 379,30

46,34

12 576,03

2,44

Социальная политика

1 927,70

2,66

3 078,40

3,21

1 150,70

0,55

итого:

72 446,54

100

95 770,10

100

23 323,56

0,00


 

Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета Столбцовского района занимают расходы на образование (см. рисунок 3.2). Причем в 2009 году удельный вид данной статьи расходов даже увеличился с 44% до 46%. Вторыми по удельному весу в 2008 году выступают расходы на ЖКХ (18,9%), однако в 2009 году запланировано снижение данного показателя до 17,2%, и на второе место по удельному весу среди расходов в Столбцовском районе выходит здравоохранение (18,25%). Это говорит о все более социальной направленности бюджета Столбцовского района.

Расходы бюджета на 2010 год сформированы с учетом решения следующих задач:

- выполнение в полном объеме государственных социальных стандартов по обслуживанию населения;

- обеспечение в полном объеме финансовыми ресурсами защищенных расходов по отдельным статьям бюджета района, а также выплат связанных с повышением благосостояния населения.

Объем финансирования по расходам на 2009 год составляет 92 417,6 млн. рублей или с ростом на 7,8 % к ожидаемому 2008 года.

На финансирование учреждений и мероприятий отрасли «Образование» планируется направить 44 379,4 млн. рублей, что на 21,9 процента выше уровня 2008 года.

При расчете ассигнований учтено снижение контингента учащихся и рост наполняемости классов и групп, а также учтены средства, включаемые в 2009 году в доход бюджета в виде конкретной платы (плата за обучение в школах искусств, за питание в ДДУ, школах - садах).

Учтены средства на выполнение ряда государственных программ: «Общее среднее образование» - 455,0 млн. рублей; «Детского дошкольного образования» - 88,4 млн. рублей; «Безбарьерная среда» - 252,0 млн. рублей; «Дети Беларуси» - 74,5 млн. рублей; «Биотехнологии» - 10,0 млн. рублей; «Молодые таланты» - 15.1 млн. рублей и другие.

На ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений образования в 2009 году предусмотрено 600,0 млн. рублей.

Кассовые расходы по отделу образования Столбцовского райисполкома представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Кассовые расходы по отделу образования Столбцовского райисполкома, млн. руб.

№ п/п

Статьи расходов

по бюджетной классификации

2008 год

2009 год

Отклонение, +,-

Темп роста, %

1. Местный бюджет всего

23908117,4

22248755,5

-1659362

93,06

в том числе

2

10.01.00

12313593,5

11988866,6

-324727

97,36

 

10.02.00

4099439,2

3968513,2

-130926

96,81

3

10.03.03

16029,4

20604,9

4575,5

128,54

4

10.03.04

1718107,5

1341640,2

-376467

78,09

5

10.03.05

216077,5

178577,1

-37500,4

82,64

6

10.04.01

15492,3

11814,5

-3677,8

76,26

7

10.05.00

459314,0

403019,9

-56294,1

87,74

8

10.06.00

29092,9

24154,4

-4938,5

83,03

9

10.07.01

1182692,2

1279307,6

96615,4

108,17

10

10.07.02

190298,7

192327,1

2028,4

101,07

11

10.07.03

698190,2

737806,0

39615,8

105,67

12

10.07.04

350005,1

317005,4

-32999,7

90,57

13

10.10.02

37344,9

17559,2

-19785,7

47,02

14

10.10.03

1126808,1

778280,9

-348527

69,07

15

10.10.08

169082,5

130820,4

-38262,1

77,37

16

30.03.04

406671,5

521047,7

114376,2

128,12

17

40.01.00

184552,5

48976,0

-135577

26,54

18

40.02.03

595325,4

195669,5

-399656

32,87

19

40.03.03

100000,0

1799,3

-98200,7

1,80

20. За счет субвенций инновационного фонда

21

10.10.03

489900,0

1037754,2

547854,2

211,83

22. За счет доходов от внебюджетной деятельности

 

 

 

23

 

1324,7

1688,0

363,3

127,43

 

Как видно из таблицы 3.3, финансовые ресурсы отдела образования Столбцовского райисполкома формируются за счет местного бюджета (22248755,5 млн. руб. в 2009 г.), за счет субвенций инновационного фонда (1037754,2 млн. руб.), за счет доходов от внебюджетной деятельности (1688,0 млн. руб.).

Структура финансовых ресурсов отдела образования Столбцовского райисполкома представлена в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Структура финансовых ресурсов отдела образования Столбцовского райисполкома, %

Статьи расходов по бюджетной классификации

2008

2009

Отклонение

1. Местный бюджет

97,99

95,54

-2,45

2. За счет субвенций инновационного фонда

2,01

4,46

2,45

3. За счет доходов от внебюджетной деятельности

0,01

0,01

0,00

 

Таким образом, 95,54 % финансовых ресурсов учреждения формируется за счет местного бюджета, 4,46 % - за счет субвенций инновационного фонда, 0,01 % - за счет доходов от внебюджетной организации.


Заключение

 

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в Бенларуси предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансы предприятий, будучи частью системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности. Функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.  Принципы организации финансов: принцип полной самостоятельности, ответственность за результаты хозяйственной деятельности, самофинансирование, обеспечение финансовых резервов, финансовая дисциплина, самоокупаемость предприятия.

Управление финансами – это в значительной степени искусство, зависящее от исполнителя, его умения быстро принимать решения в условиях неопределенности.

Распределение обязанностей и полномочий внутри финансовой службы важная проблема для руководителя предприятия. Недооценка ее может привести к дезорганизации работы финансовой службы и тяжелым финансовым последствиям.

В ходе управления финансами применяют широкий круг методов, основными из которых являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, применение финансовых санкций и рычагов экономического воздействия на предприятие, стимулирование, ценообразование, инвестирование, лизинг, аренда. Для осуществления перечисленных методов используются такие инструменты финансового управления, как кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов, дисконт.

Информация о работе Финансовый менеджмент предприятия