Финансовый контроль в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: оценить эффективность финансового контроля на ОАО «Витебскдрев» и определить пути его повышения.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1. изучить теоретические аспекты финансового контроля;
2. охарактеризовать организацию финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»;
3. дать оценку эффективности финансового контроля на ОАО «Витебскдрев».
4. предложить рекомендации по повышению эффективности финансового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ……………………………………………………………………………6
1.1 Понятие финансового контроля…………………………………………..5
1.2 Виды и органы финансового контроля…………………………………7
1.3 Формы и методы финансового контроля……………………………….10
1.4 Оценка эффективности финансового контроля……………………..14
2 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА ОАО «ВИТЕБСКДРЕВ»…………19
2.1 Характеристика организации финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»…………………………………………………………………….19
2.2 Оценка эффективности финансового контроля на ОАО «Витебскдрев»……………………………………………………………………23
2.3 Анализ системы внутреннего контроля на ОАО «Витебскдрев»…32
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..45

Работа состоит из  7 файлов

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ.docx

— 44.84 Кб (Скачать документ)

       1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ 
 

     1.1 Понятие финансового контроля 

       Контроль  – это функция, которая присуща  всякому управлению.

       Контроль  дает информацию о происходящих процессах, позволяет с точки зрения законности, экономической целесообразности судить о правомерности принятых экономических  решений, а также о качестве самого решения, об эффективности тех организационных  мер, которые были приняты для  его исполнения. Контроль активно  воздействует на происходящие процессы, так как в случаях отклонений выясняются причины допущенных нарушений  и принимаются меры по их устранению. Контроль – как всегда решение  двуединой задачи: закрепить положительное и устранить отрицательное.

       По  целевой направленности выделяют следующие  виды контроля: административный, производственный, финансовый, ценовой, экологический  и др.

       Финансовый  контроль как самостоятельный вид  контроля имеет свое содержание, сферу применения, специфические формы, методы, способы осуществления [1, с.379-380].

       Специфика финансового контроля состоит в  том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля. В сфере финансового контроля находятся финансы, понимаемые как определенные общественные отношения и денежные доходы. И в то же время, поскольку в финансах находят отражение процессы, происходящие в экономике, финансы субъективизируют их, позволяя отслеживать положительные и негативные тенденции в экономики.

       Финансовый  контроль по своей сути является совокупностью  действий и операций по проверки правильности соблюдения установленных форм и  методов финансовых отношений с  целью изучения положительных и  отрицательных сторон, выявления и устранения имеющихся недостатков, наказания виновных, возмещения ущерба, предупреждения аналогичных нарушений в будущем.

     Объектом  финансового контроля, в широком  смысле слова, являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  и фондов денежных средств [1, с.380].

     Осуществляют  финансовый контроль субъекты контроля - специальные государственные контрольные  органы, подразделения в организациях, на предприятиях или в органах  управления, негосударственные специализированные фирмы или отдельные высококвалифицированные специалисты, права, обязанности и ответственность которых регламентированы законодательными актами [2,33].

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денежных средств, а в некоторых  случаях и без них, например бартерные  сделки. При этом финансовый контроль выступает как контроль рублем и  не имеет временных границ, т.е. осуществляется постоянно [1, с. 380].

     Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи [3]:

     - содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и размерами денежных  доходов и фондов народного  хозяйства;

     - обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом;

     - выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению  себестоимости и повышению рентабельности;

     - содействие рациональному расходованию  материальных ценностей и денежных  ресурсов на предприятиях, в организациях  и бюджетных учреждениях, а  также правильному ведению бухгалтерского  учета и отчетности;

     - обеспечение соблюдения законодательства  и нормативных актов (в области  налогообложения предприятий, относящихся  к различным организационно-правовым  формам);

     - содействие высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе, по валютным операциям.

       Финансовый контроль выполняет  следующие функции [3]:

    • проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);
    • проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
    • проверка соблюдения правил учета и отчетности.

     В обществе с рыночными методами хозяйствования роль финансового контроля возрастает, что обусловлено следующим [4, с.32]:

  • целью рыночной экономики является достижение высокой эффективности хозяйственной деятельности. Проведение финансового контроля способствует повышению качества и эффективности финансового управления;
  • с помощью финансового контроля достигается соблюдение органами государственной власти, субъектами хозяйствования норм финансового    права,    что    создает    условия    для    эффективного функционирования системы свободного многоукладного хозяйствования рыночной экономики;
  • использование финансового контроля создает благоприятные условия для привлечения в экономику частных инвестиций.
 
 

     1.2 Виды и органы финансового контроля 

       В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, и независимый (аудиторский) финансовый контроль (рисунок 1).

       

         

       

         

       

         

         

         
 
 

       Рисунок 1. Направления финансового контроля 

Источник: собственная разработка. 

       Классификация органов государственного контроля:

  • органы   общей   компетенции   (для   них   осуществление финансового контроля - одна из функций);
  • органы специальной компетенции (финансовый контроль - основная задача и цель их деятельности).

       Национальная  система финансово-контрольных органов  Беларуси включает следующих субъектов [6, с.140]:

     1. Комитет государственного контроля (КГК);

     2. Департамент финансовых расследований КГК (ДФР);

     3. Департамент финансового мониторинга КГК (ДФМ);

     4. Национальный банк (НБ);

     5. Совет Министров (СМ);

     6. Министерство финансов (МФ);

     7. Главное   контрольно-ревизионное   управление   МФ (ГКРУ);

     8. Главное государственное казначейство МФ;

     9. Департамент страхового надзора МФ;

     10. Министерство по налогам и сборам (МНС);

     11. Государственный таможенный комитет (ГТК);

     12. Комитет по ценным бумагам при СМ;

     13. Национальное собрание;

     14. Президент;

     15. Местные органы власти и управления.

     Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности или ведомственной подчиненности. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль.

     Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями требований законодательства в области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, сохранности и эффективного использования переданного предприятиям на правах владения, пользования и распоряжения имущества.

     Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

     Внутриведомственный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый внутри одного министерства, ведомства, где создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы, контрольно-ревизионные управления.  Ревизионные комиссии.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб, бухгалтерией и т.д. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности [2, с. 51].

     К необходимости создания независимого финансового контроля – аудита, привело создание акционерных обществ  и развитие рыночных отношений.

     Аудиторский финансовый контроль предназначен для удовлетворения потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки, с целью оценки его финансового положения. Аудит представляет собой независимую от внешнего влияния проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности и относящейся к ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

     Аудиторская деятельность (аудит) – это независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РБ [7].

     Различают внешний и внутренний аудит.

     Внешний аудит осуществляется на основе договора со сторонними аудиторами или аудиторскими фирмами с целью подтверждения правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Аудит может быть инициативным (добровольным) и обязательным.

     Инициативный (добровольный) аудит проводится по инициативе самого субъекта хозяйствования. Инициативный аудит – это услуга, адресованная собственникам предприятия, по экспертизе состояния бухгалтерского учета, экспертизе состояния налогового учета и оценке эффективности управления предприятием.  Содержание и характер аудиторской проверки зависит только от желания клиента.

     Обязательный  аудит - ежегодная предусмотренная действующим законодательством обязательная аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организации или индивидуального предпринимателя с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности [7].

     Обязательной  аудиторской проверке подлежат [7]:

    • открытые акционерные общества;
    • банки, небанковские кредитно-финансовые организации;
    • биржи;
    • коммерческие организации с иностранными инвестициями;
    • страховые организации, страховые брокеры;
    • резиденты Парка высоких технологий;
    • организация, осуществляющая гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
    • иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.docx

— 28.05 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 16.48 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.docx

— 17.62 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

содержание.docx

— 15.46 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.docx

— 17.08 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Финансовый контроль в организации