Финансовые риски организации, их оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:40, реферат

Описание

Целью исследование является изучение финансовых рисков их оценку.

Содержание

Введение 2
1. Финансовые риски, сущность, виды 3
2. Анализ и качественное измерение рисков 9
3. Диверсифицированные и не диверсифицируемые риски 14
4. Взаимосвязь риска и доходности 20
Заключение 24
Библиографический список 25

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 6. Финансовые риски организации, их оценка.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его рассеивания, т.е. диверсификацией.

Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.

Причем исследования показывают, что расширение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и  значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.

Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.

Хеджирование  на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар.

Предположим, что  цена товара через  три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать  его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена  на  товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому  времени цена  товара.  Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.

Хеджирование  на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.

Хеджер стремится  снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.

Спекулянты  на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит гарантийный взнос, которым и определяется величина риска спекулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного контракта.

В российской практике Хеджирование - новый способ компенсации возможных потерь от наступления финансовых  рисков, который появился в России с развитием рыночных отношений. В общем виде хеджирование можно определить как страхование цены товара от риска, либо нежелательного для продавца падения, либо невыгодных покупателю увеличения, путем создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств. Таким образом, хеджирование используется предпринимательской фирмой с целью страхования прогнозируемого уровня доходов путем передачи риска другой стороне. В зависимости от вида используемых производных ценных бумаг выделяют соответственно несколько видов хеджирования финансовых рисков.6

1. Хеджирование  с использованием опционов, которое  позволяет нейтрализовать финансовые  риски по операциям с ценными  бумагами, с валютой, реальными активами. В данном случае используется сделка с премией (опционом), которая уплачивается за право продать или купить в течение предусмотренного опционом срока ценную бумагу, валюту в обусловленном количестве и по оговоренной цене. Существуют три возможных способа хеджирования с использованием опционов:

- хеджирование на основе опциона на покупку, который предоставляет право покупки по оговоренной цене;

- хеджирование на основе опциона на продажу, который предоставляет право продажи по согласованной цене;

- хеджирование на основе двойного опциона, который предоставляет одновременно право покупки или продажи соответствующего инструмента по оговоренной цене

2. Хеджирование  с использованием фьючерсных  контрактов. Фьючерсные контракты  – это срочные, заключаемые на биржах сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент заключения сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предпринимательская фирма несет финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец валюты или ценных бумаг, то она выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество валюты  или  ценных бумаг, и наоборот.

3. Хеджирование  с использованием операции «своп». Своп - торгово-финансовая обменная  операция, в которой заключение  сделки о купле (продаже) ценных бумаг, валюты сопровождается заключением контр сделки, сделки об обратной продаже (купле) того же финансового инструмента через определенный срок на тех же или иных условиях. Существует ряд видов своп-операций:

- своп с целью продления сроков действия ценных бумаг представляет собой продажу ценных бумаг и одновременную покупку такого же вида  ценных бумаг с более длительным сроком действия;

- валютная своп-операция заключается в покупке иностранной валюты  с немедленной оплатой в национальной валюте с условием последующего обратного выкупа;

- своп-операция с процентами заключается в том, что одна сторона (кредитор) обязуется выплатить другой проценты, получаемые от заемщика по ставке «либор» (ставка по краткосрочным кредитам, предоставляемым лондонскими банками другим первоклассным банкам) в обмен на обратную выплату по фиксированной в договоре ставке.

Хеджирование  как метод снижения финансовых рисков в российской практике получает все большее применение в процессе управления финансовыми рисками по причине его достаточно высокой результативности.

Минимизировать  финансовые риски фирма может также путем установления и использования внутренних  финансовых нормативов в процессе разработки программы осуществления определенных финансовых операций или финансовой деятельности фирмы в целом.

4. Взаимосвязь  риска и доходности

Необходимо учитывать соотношение между доходностью и риском. Эффективный — это такой рынок, в ценах на товары которого учтена вся известная информация о финансовых активах. Наличие достоверной экономической информации позволяет субъектам рыночных отношений максимизировать прибыль (доход) от финансовых операций7.

Для обеспечения  информационной эффективности рынка  необходимо выполнение следующих условий:

  1. информация доступна для всех участников рынка и ее получение не связано с расходами;
  2. отсутствуют трансакционные (брокерские) издержки, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
  3. сделки, совершаемые отдельными физическими и юридическими лицами, не могут существенно влиять на уровень цен;
  4. все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать доход от финансовых операций.

Теория портфеля (САРМ) и модель оценки доходности финансовых активов, разработанная Г. Марковицем, У. Шарпом и Д. Линтнером, приводит специалистов к следующим выводам:

  1. структура инвестиционного портфеля влияет на степень риска собственных ценных бумаг компании;
  2. требуемая инвесторами доходность (прибыльность) акций за висит от величины этого риска;
  3. для минимизации риска инвесторам целесообразно объединить рисковые активы в портфель;
  4. уровень риска по каждому виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля.

Теория САРМ основана на предположении идеальных  рынков капитала, равнодоступности информации для всех инвесторов. Согласно данной теории, требуемая доходность для любого вида финансовых активов зависит от трех факторов:

1) безрисковой  доходности по государственным  ценным бумагам;

2) средней  доходности на фондовом рынке  в целом;

3) индекса изменения  доходности данного финансового  актива (акций) по Отношению к средней доходности на рынке ценных бумаг в целом.

Модель САРМ может быть представлена в виде следующей  формулы:

 

P = Kn +

x (Km-Kn), 

где Р —  ожидаемая доходность акций компании, %; Кn — доходность безрисковых ценных бумаг (в США берется доходность по государственным казначейским векселям, используемым для краткосрочного регулирования денежного рынка со сроком погашения до одного года — 5-7 % в год); Km — ожидаемая доходность на фондовом рынке в целом, %; - бета-коэффициент данной компании, доли единицы.

Показатель (Km-Kn) имеет вполне реальную интерпретацию, представляя собой рыночную (среднюю) премию за риск вложения капитала в рисковые ценные бумаги (акции и облигации корпораций). Аналогично показатель (Р - Kn) выражает премию за риск вложений денег в фондовые инструменты данной компании. Модель САРМ означает, что премия за риск вложений в ценные бумаги данной компании прямо пропорциональна рыночной премии за риск. В США значение - коэффициента определяется по статистическим данным для каждой компании, котирующей свои ценные бумаги на фондовой бирже, и периодически публикуется в специальных справочниках.

Интерпретация - коэффициента для акций конкретной компании означает:

- при  = 1 —акции компании имеют среднюю степень риска, которая сложилась на рынке в целом;

- при  < 1 — акции компании менее рискованны, чем в среднем на рынке;

- при  > 1 — акции компании более рискованны, чем в среднем на фондовом рынке.

Рост  - коэффициента в динамике свидетельствует о том, что инвестиции в ценные бумаги данной компании становятся более рискованными. Снижение - коэффициента в динамике свидетельствует о том, что инвестиции в ценные бумаги данной компании становятся менее рискованными. Расчет данного показателя осуществляется по формуле:


 

где - бета-коэффициент; К - степень корреляции между уровнем доходности по индивидуальному виду ценных бумаг (или по их портфелю) и средним уровнем доходности финансовых активов по рынку в целом; - среднеквадратичное (стандартное) отклонение доходности по индивидуальному виду ценных бумаг (или по их портфелю в целом); - среднеквадратичное (стандартное) отклонение по фондовому рынку в целом.

Важным свойством модели САРМ является ее линейность относительно степени риска, что дает возможность определить -коэффициент фондового портфеля как средневзвешенную величину коэффициентов, входящих в портфель финансовых активов:

                  

где   фп — значение коэффициента «бета» фондового портфеля;

i — значение коэффициента «бета» i- го актива в портфеле;

d — число различных финансовых активов в портфеле;

di — доля 1- го актива в портфеле.

Следовательно, модель САРМ имеет важное практическое значение для определения общей цены капитала компании и требуемой для отдельных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках корпораций.

 

Заключение

 

Финансовые  риски - это, с одной стороны, опасность  потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по  сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данной сфере деятельности, с другой – это вероятность получения дополнительного объема  прибыли, связанного с риском. Таким образом, финансовые риски относятся к группе спекулятивных рисков, которые в результате возникновения могут привести как к потерям,  так и к выигрышу.

Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью  экономической конъюнктуры, которая обусловлена непостоянством спроса – предложения на товары, денежные средства, факторы производства, многовариантностью сфер приложения капиталов и разнообразием критериев предпочтительности инвестирования средств, ограниченностью информации и многими другими обстоятельствами. Таким образом, объективность финансовых рисков связана с наличием факторов, существование которых, в конечном счете, не зависит от деятельности фирмы.

С другой струны, финансовые риски имеют и субъективную основу, поскольку всегда реализуются через человека. Действительно, ведь именно предприниматель оценивает рисковую ситуацию, формирует множество возможных исходов и делает выбор из множества альтернатив. Кроме этого, восприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний и опыта в области его деятельности.

Информация о работе Финансовые риски организации, их оценка