Финансовая система и управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов.
Денежный оборот составляет материальную основу финансов. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающий потоком денежных платежей и расчетов.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система и управление финансами.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

Роль  Казначейства не ограничивается исполнением  формальных процедур управления и контроля. Казначейство может выступать в качестве бюджетного аудитора, находящегося внутри органов исполнительной власти. Казначейство способно контролировать эффективность расходования средств в пределах параметров закона о бюджете.

В число  значимых задач, решаемых Казначейством, входит обеспечение бюджетного и фискального федерализма, реализуемое через распределение регулируемых доходных источников по уровням бюджетной системы в соответствии с установленными нормативами и с учетом налоговых льгот, установленных каждым властным уровнем и предоставленных отсрочек.

Участие казначейства в указанных процессах, с одной стороны, ориентировано  на то, чтобы максимально точно  определить объем ресурсной базы федерального бюджета как в целом, так и по отдельным видам налогов  и территориям субъектов Российской Федерации, а с другой стороны, необходимо для того, чтобы исходя из прогнозируемой ресурсной базы определить приоритетные в настоящий момент направления и объемы финансирования федерального бюджета.

В отношении  исполнения доходной части бюджета в функции Казначейства входит не только зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального Казначейства, но и распределение их по бюджетам различных уровней, а также возврат излишне уплаченных сумм.

В конечном счете, роль Казначейства в области прогнозирования исполнения и собственно исполнения федерального бюджета позволяет изменить прежнюю роль федерального бюджета как генератора неплатежей и локомотива инфляции к инструменту эффективного подавления этих негативных факторов и улучшения макроэкономических показателей.

Воссозданные  в России органы Федерального Казначейства в качестве основной своей задачи имеют исполнение федерального бюджета - основного элемента бюджетной системы  страны. С целью успешного ее решения  при формировании и развитии казначейских органов особый акцент делается на обеспечение сравнительно небольшой по российским масштабам организации - мощной, отвечающей современным требованиям, единой информационной и телекоммуникационной системой органов Федерального Казначейства.

Таким образом, несмотря на проводимые в системе  Федерального Казначейства реформы, остается еще достаточно большое количество недостатков, которые требуют решения  и совершенствования данной системы  на всех уровнях.

 

3.4 Федеральная  налоговая служба РФ

В настоящее  время Федеральная налоговая  служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам, а также Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба  является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в  ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба  и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

На ФНС  возложены функции по контролю и  надзору: за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, на ФНС возложены функции  по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; проверке деятельности юридических и физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Именно  ФНС вправе применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

Во-вторых, в соответствии с новой редакцией  ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору  в области налогов и сборов, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Иными словами, ФНС не является правопреемником МНС в части принятия нормативных правовых актов в установленной сфере.

Федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, теперь является Министерство финансов РФ. Тем не менее в случаях, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, ФНС вправе осуществлять нормотворческую деятельность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы можно сделать следующие выводы:

  • Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной экономической системы государства. Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельность финансы являются одним из инструментов социального менеджмента. Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов.
  • Среди многообразия форм воздействия государства на экономику особое место занимает финансовое планирование. Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет составную часть управления экономикой. Оно может применятся на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм. В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий. Планы практически всегда ориентированы на определенные цели, на решение задач, стоящих перед экономикой, что находит отражение в показателях плана. Планы теснейшим образом связаны со временем, так как они разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах экономики в целом наиболее распространенно годовое планирование. Наблюдаются попытки планирования экономики на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность будущих условий функционирования экономики не позволяет предопределять её картину через столь значимое время.
  • В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат:

финансовое  планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое  регулирование;

оперативное управление;

финансовый  контроль;

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; ИНФРА-М, 2009.

2. Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  Федеральный закон №145-ФЗ (в ред.).

3. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. / СПС «КонсультантПлюс».

5. Голикова, Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. – 2011. – №2. – с. 3 – 6.

6. Данилевский,  Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы Российской Федерации // Финансы. – 2010. – №5. – с. 3 – 7.

7. Конституция Российской Федерации. М.: 2008.

8. Лавров, А.М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы // Финансы. – 2011. – №3. – с. 9 – 14.

9. Любимцев, Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики // Экономист. – 2011. – №1. – с. 61 – 72.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 1, 2.

11. Налоги и налогообложение: Учебник / Под. ред. акад. Г.Б. Поляка. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010 г.

12. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Российская газета. – 2011. – 2 сентября.

13. Силуанов, А.Г. Межбюджетные отношения: направления совершенствования // Финансы. – 2011. – №6. с. 3 – 6.

14. Столяров, А.И. Российский финансовый рынок: современное состояние и перспективы развития // Финансы. – 2011. – №2. с. 11 – 14.

15. Федеральный закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» №126-ФЗ / СПС «КонсультантПлюс».

16. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом №131-ФЗ / СПС «КонсультантПлюс».

17. Фетисов, В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

18. Фетисов, В.Д. Финансы: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

19. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Акад.Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

20. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт. – М, 2009 г.

21. Федеральный  бюджет должен стать инструментом  модернизации экономики. (Материалы  расширенного заседания совместной  коллегии Министерства финансов  РФ и министерства экономического  развития и торговли РФ 19 марта 2004 г.) // Финансы. – 2011. – №4. – с. 3 – 12.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Структура Министерства финансов РФ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Организационная структура Федерального казначейства

  Центральный аппарат (первый уровень):

  • Операционное управление;
  • Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счётом;
  • Управление финансово-бюджетных операций;
  • Управление совершенствования функциональной деятельности;
  • Управление бюджетного учёта и отчётности;
  • Управление финансовых технологий;
  • Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности;
  • Административное управление;
  • Финансовое управление;
  • Управление информационных систем;
  • Управление режима секретности и безопасности информации;
  • Юридическое управление.

Территориальные управления Федерального казначейства по субъектам федераций — второй уровень — располагаются в административных центрах субъектов Федерации.

Отделения Федерального казначейства — третий уровень управления — располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах,  по решению соответствующего территориального управления.

Информация о работе Финансовая система и управление финансами