Финансовая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики, сущность, цели и задачи
1.2. Налоговая политика как важнейший элемент финансовой политики
1.3. Бюджетная политика и её основные принципы
2. Финансовая политика РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика РФ.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

    Финансовая  инфраструктура не обеспечивает эффективного выполнения функций финансового  посредничества. Объем имеющегося в экономике капитала, несмотря на значительный отток его за рубеж в предыдущие годы, достаточно велик для финансирования модернизации производства. Свободные средства есть у крупных сырьевых компаний, почти не задействован потенциал частных сбережений населения, на рынок уже с 2002 года начали выходить долгосрочные пенсионные накопления. В то же время инструменты финансового посредничества, призванные направить свободные финансовые ресурсы в те сферы экономики, где они могут быть использованы с большей экономической эффективностью, в том числе в секторы с высокой добавленной стоимостью, по-прежнему недостаточно развиты.

    Недостаточное развитие финансовой системы наряду с высокими рисками инвестирования в несырьевой сектор не позволяет  использовать преимущества благоприятной конъюнктуры на мировых рынках для прогрессивных структурных сдвигов. Регулирование цен на энергетические ресурсы не стимулирует их экономию и инвестиции в современные энергосберегающие технологии, что сдерживает рост конкурентоспособности экономики.

    Во-вторых, остается недопустимо высоким и  обременительным вмешательство  государства в экономическую  деятельность. Это касается широких  полномочий государственных органов  в перераспределении экономических  ресурсов, неэффективности судебной и правоохранительной системы, большого количества административных барьеров и высокой налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность. При этом государство не обеспечивает в достаточной степени эффективное предоставление услуг в тех областях, где оно обязано это делать, что по-прежнему стимулирует отток капитала и уклонение от уплаты налогов.

    В-третьих, экономика России остается относительно закрытой и изолированной в силу неэффективного таможенного и избыточного  валютного регулирования, а также  несоответствия российских стандартов международным.

    Не  в полной мере задействованы такие  инструменты торговой политики, как  тарифные и нетарифные меры, специальные  защитные меры.

    В-четвертых, неэффективность системы предоставления социальных услуг при низком уровне оплаты труда препятствует нормальному воспроизводству «человеческого капитала».

Задачи  финансовой политики

 

    Россия  после четырехлетнего периода экономического роста в состоянии ставить  перед собой масштабные задачи и  рассчитывать на их решение. Ускорение темпов роста может стать задачей, способной сплотить государство, бизнес и общество.

    Активизация источников роста и повышения  конкурентоспособности страны предполагает реализацию «сценария ускоренной диверсификации»  российской экономики. Основным направлением, обеспечивающим ускоренный рост экономики и диверсификацию, является опережающее развитие перерабатывающих секторов (в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг, а также повышение степени переработки сырья.

    Главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономического роста является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, для чего необходимо:

    максимально упростить регистрацию предпринимательской  деятельности, лицензирование отдельных  видов деятельности, согласование инвестиционных проектов;

    разработать прозрачные правила взаимоотношений  государства и предпринимателя (предсказуемая  макроэкономическая политика, стабильный налоговый и таможенный режим, либеральное  валютное регулирование, необременительный контроль и надзор со стороны органов государственной власти);

    обеспечить  недискриминационность доступа  хозяйствующих субъектов к земельным  участкам, производственной инфраструктуре, сырью и материалам, квалифицированной  рабочей силе, капиталу и другим ресурсам;

    развивать систему страхования, в том числе  коммерческих рисков;

    совершенствовать  систему защиты прав экономических  субъектов, в первую очередь судебной системы и правоохранительных органов;

    гарантировать не ухудшение со стороны государства условий предпринимательской деятельности.

    Обозначенные  меры можно назвать «горизонтальными», то есть создающими экономические стимулы  для развития всех секторов экономики. Их реализация может дать значительный импульс развитию новых секторов. При этом в целях ускорения процессов диверсификации одновременно с общим улучшением делового климата необходимо осуществить комплекс «вертикальных» мер, включая:

    создание  условий для повышения предпринимательской  активности, в первую очередь в  отраслях перерабатывающей промышленности, а также в сфере услуг;

    стимулирование  углубления переработки сырья не только в секторах ТЭК, но и в лесопромышленном комплексе, химической и металлургической промышленности, сельском хозяйстве;

    повышение технологического уровня и наукоемкости продукции.

    При этом «вертикальные» меры не предполагают прямой государственной поддержки  конкретных секторов и отраслей. Целью  таких мер является стимулирование тех видов деятельности, которые  объективно способствуют диверсификации экономики.

    Для этого будут применяться различные  инструменты, включая налоговые  и таможенно-тарифные меры, а также  механизмы поддержки экспорта.

    Правительство Российской Федерации предполагает концентрировать усилия на следующих  шести приоритетных направлениях:

    1. Приведение институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса.

    Для комфортного ведения бизнеса, доступности  трудовых, финансовых, энергетических, коммуникационных ресурсов необходимо наличие институциональных условий (стандартного набора рыночных институтов, конкурентных товарных и финансовых рынков, гарантий права собственности), а также эффективной производственной и финансовой инфраструктуры.

    Для формирования ликвидных товарных и  финансовых рынков необходимо развитие конкуренции, что будет способствовать рациональному распределению ресурсов по секторам экономики.

    Развитие  конкурентной среды на рынках позволит повысить их доступность для малого бизнеса. Малый бизнес играет ключевую роль не только в решении проблем  занятости, формирования «среднего класса», но и в осуществлении диверсификации экономики. Крупный бизнес изначально имеет ряд преимуществ по сравнению с малым, наиболее важными из которых являются доступность финансовых и производственных ресурсов и государственных заказов. Поэтому для развития малого бизнеса необходимы дополнительные меры, которые могли бы нивелировать это неравенство, – особые режимы налогообложения, упрощенный учет, доступ к финансовым и иным ресурсам, инфраструктуре.

    Рост  внешнего долга частного сектора свидетельствует о том, что российская финансовая система нуждается в дальнейшем развитии для обеспечения интересов растущей экономики. Необходима интеграция разрозненных финансовых рынков, расширение спектра финансовых инструментов, развитие системы институциональных инвесторов, способных осуществлять долгосрочные вложения.

    Принятие  предпринимателями решений, нацеленных на развитие бизнеса, в значительной мере зависит от условий их доступа  к продукции и услугам естественных монополий. Для этого государство должно определить:

    направления развития инфраструктуры (прежде всего  транспортной, трубопроводной) с участием государства;

    формы и условия участия частного капитала в развитии инфраструктуры;

    механизмы и сроки формирования рынков в  сферах естественных монополий.

    2. Реализация административной реформы,  создание эффективной системы  государственного управления.

    Основная  цель административной реформы –  повышение эффективности, качества и прозрачности работы государственного аппарата.

    В распоряжении государства все еще остается значительный объем материальных активов (государственные унитарные предприятия, акционерные общества с государственным участием, государственные учреждения), которые должны быть либо приватизированы, либо реструктурированы. При этом управление указанными активами должно осуществляться более эффективно. Необходимо упростить процедуры преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, а также установить четкие и понятные для хозяйствующих субъектов критерии и порядок передачи государственных активов в частное управление.

    Целями  проведения военной реформы являются существенное перевооружение и модернизация Вооруженных Сил, внедрение контрактных  принципов их комплектования. Сокращение продолжительности службы по призыву потребует совершенствования законодательства в данной сфере.

    3. Повышение открытости экономики. 

    Открытость  экономики способствует повышению  конкуренции, созданию стимулов для  снижения издержек, расширению доступа  российских товаров на внешние рынки, уменьшению барьеров на пути капитала. Необходимы либерализация валютного регулирования, снятие избыточных государственных ограничений внешней торговли и валютных операций.

    4. Инновационное развитие отраслей  промышленности.

    При общем улучшении делового климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала следует создать условия для повышения привлекательности перерабатывающих секторов и сферы услуг.

    Приоритетное  развитие отраслей с высокой добавленной  стоимостью требует повышения роли науки в экономическом развитии. Реформа сферы науки должна быть нацелена на усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок, а также повышение их вклада в экономический рост при сохранении государственной поддержки фундаментальной науки.

    5. Формирование эффективной системы  предоставления социальных услуг,  создающей благоприятные условия  для развития «человеческого  капитала». 

    В целях повышения качества и доступности  для потребителей социальных услуг, улучшения ситуации на рынке труда в рамках реформирования отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура) необходимо внедрение механизмов финансирования соответственно объему и качеству оказываемых услуг с существенным ограничением объемов бюджетного финансирования государственных учреждений по смете. Указанные механизмы включают подушевое финансирование получения гражданами общего и профессионального образования, страховые механизмы финансирования медицинской помощи, поэтапный переход от финансирования содержания организаций культуры по смете к финансированию основной их деятельности по договору (предоставление населению услуг в сфере культуры).

    6. Обеспечение благоприятных макроэкономических  условий развития.

    Важнейшим условием формирования благоприятного делового климата служит взвешенная макроэкономическая политика, основными характеристиками которой являются предсказуемость, адаптивность к внешним изменениям, прозрачность.

    Приоритетные  задачи ближайших трех лет – снижение налогового бремени с соответствующей оптимизацией государственных расходов, снижение инфляции и процентных ставок, сокращение вмешательства государства в экономику и социальную сферу.

    Совокупные  потребности финансирования основных государственных функций, а также реформ, предусмотренных финансовой политикиой, не превысят существующий уровень расходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в реальном выражении при условии кардинального повышения эффективности расходов, устранения нерациональных государственных обязательств, изменения механизмов финансирования бюджетной сферы. Существенную экономию бюджетных средств можно получить за счет повышения эффективности расходов для государственных нужд.

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации