Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание

Определенные виды деятельности и отдельные объекты находятся вне сферы деятельности субъектов частной и коммунальной собственности. Существует немалый перечень видов деятельности, право на занятие которыми является государственной монополией и находящихся под непосредственным контролем органов государственной власти. Такие государственные предприятия работают на нужды стратегически важных отраслей экономики, обслуживающих важнейшие коммуникации, потребности связи, военно-промышленного комплекса с соответствующим производством продукции, морского флота, авиации, космонавтики и другие.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 31.19 Кб (Скачать документ)

         В случае смены руководителя  государственного коммерческого  предприятия обязательным является  проведение ревизии финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в порядке,  предусмотренном законом. 

         Другие особенности хозяйственной  и социальной деятельности государственных  коммерческих предприятий определяются  законом. 

    1. Финансовая  деятельность государственных предприятий
 

       Согласно  законодательству Украины управления имуществом, находящимся в общегосударственной  собственности, возложено на министерства и другие подведомственные Кабинету Министров Украины органы государственной  исполнительной власти. Министерства и другие соответствующие органы выполняют следующие функции, прямо  или косвенно касаются организации  финансовой деятельности государственных  предприятий (ГП):  

    • принимают решение о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений и  организаций, основанных на общегосударственной  собственности;
    • утверждают уставы (положения) предприятий, контролируют их соблюдение и принимают решение в связи с нарушением уставов;
    • заключают и разрывают контракты с руководителями предприятий;
    • осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью закрепленного за предприятием государственного имущества;
    • дают согласие Фонда государственного имущества Украины на создание совместных предприятий любых организационно-правовых форм, в уставный фонд которых передается имущество, являющееся общегосударственной собственностью;
    • готовят вместе с соответствующими местными Советами народных депутатов выводы и предложения Кабинету Министров Украины о разграничении государственного имущества между общегосударственной и коммунальной собственностью.
 

       Прямое  вмешательство в хозяйственную  деятельность предприятий, находящихся  в общегосударственной собственности, министерствам и другим подведомственным Кабинету Министров Украины органам  государственной власти запрещается.

       Наем  руководителя предприятия, находящегося в общегосударственной собственности, осуществляется путем заключения с  ним контракта.

       Руководителям, заместителям руководителей государственных  предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений, а  также должностным лицам государственных  органов, органов местного и регионального  самоуправления запрещается непосредственно  заниматься предпринимательской деятельностью. Это не исключает их права получать дивиденды от акций, а также доходы от других корпоративных дел.

       Предприятиям  общегосударственной собственности  запрещается передавать безвозмездно закрепленное за ними имущество другим предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам.

       Государственные предприятия не могут быть участниками  коммерческих банков. Правопреемниками государственных предприятий относительно коммерческих банков, созданных с  их участием, являются Министерство финансов Украины (относительно предприятий, которые  находятся в общегосударственной  собственности) и соответствующие  органы, уполномоченные управлять государственным  имуществом (относительно других государственных  предприятий). Кроме этого, государственные  предприятия, за исключением строительных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов, являющихся учредителями хозяйственных  обществ, которые будут осуществлять проектирование и перспективное  строительство за рубежом, не могут  быть учредителями предприятий любых  организационных форм и видов, хозяйственных  обществ, кооперативов (субъектов предпринимательской  деятельности).

       Правопреемниками  государственных предприятий относительно субъектов предпринимательской  деятельности, созданных с их участием, являются органы, уполномоченные управлять  государственным имуществом и государственные  органы приватизации (относительно субъектов  со смешанной формой собственности). 
 

    1. Казенные  предприятия
 

      2.1 Понятие казенного предприятия  

       Казенные  предприятия создаются в отраслях народного хозяйства, в которых:  

    • законом разрешено  осуществление хозяйственной деятельности только государственным предприятиям;
    • основным (более пятидесяти процентов) потребителем продукции (работ, услуг) выступает государство;
    • по условиям хозяйствования невозможна свободная конкуренция товаропроизводителей или потребителей;
    • преобладающим (более пятидесяти процентов) является производство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое по своим условиям и характеру удовлетворяемых им потребностей, как правило, не может быть рентабельным;
    • приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещена законом.
 

         Казенное предприятие создается  по решению Кабинета Министров  Украины. В решении о создании  казенного предприятия определяются  объем и характер основной  деятельности предприятия, а также  орган, в сферу управления которого  входит создаваемое предприятие.  Реорганизация и ликвидация казенного  предприятия осуществляется по решению Кабинета министров Украины соответственно законодательству.

         Имущество казенного предприятия  закрепляется за ним на праве  оперативного управления в объеме, указанном в уставе предприятия. 

         Казенное предприятие является  юридическим лицом, имеет соответствующие  счета в учреждениях государственного  банка, печать со своим наименованием. 

         Орган, в сферу управления которого  входит казенное предприятие,  утверждает устав предприятия,  назначает его руководителя, дает  разрешение на осуществление  казенным предприятием хозяйственной  деятельности, определяет виды продукции  (работ, услуг), на производство  и реализацию которой распространяется  указанное разрешение.

       Органами  управления казенными предприятиями  являются министерства и другие центральные  органы исполнительной власти.

       Министерство  или другой центральный орган  исполнительной власти:

    • назначает на должность и освобождает от должности руководителя казенного предприятия по согласованию с Кабинетом Министров Украины;
    • утверждает устав казенного предприятия и изменения к нему, осуществляет контроль за соблюдением устава и принимает решение в связи с его нарушением;
    • осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленное за казенным предприятием;
    • осуществляет планирование и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью казенного предприятия, утверждает финансовый план и план развития казенного предприятия и обязательно заключает с ним государственные контракты на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
    • определяет порядок использования чистой прибыли казенного предприятия путем установления обязательных нормативов распределения такой прибыли;
    • утверждает условия и фонд оплаты труда казенного предприятия с учетом условий, предусмотренных отраслевым соглашением.
 

         Наименование казенного предприятия  должно содержать слова «казенное  предприятие».

       В казенное предприятие, по решению Кабинета Министров Украины, может быть преобразовано государственное предприятие, которое согласно законодательству Украины не подлежит приватизации. Решение о преобразовании государственного предприятия в казенное принимается при наличии одного из следующих условий:  

    • предприятие осуществляет производственную или  другую деятельность, которая согласно законодательству может осуществляться только государственным предприятием;
    • главным потребителем продукции предприятия (более 50%) является государство;
    • предприятие является субъектом естественных монополий.

         

       Также казенные предприятия имеют право вступать в ассоциации, консорциумов, концернов и других объединений предприятий только по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

       Положения законодательства о банкротстве  не применяются к юридическим  лицам - казенных предприятий. К предприятиям, являющимся объектами права государственной  собственности, не подлежащих приватизации, указанное законодательство применяется  в части санации или ликвидации только после исключения их в установленном  порядке из перечня таких объектов.

       Если  возбуждено производство по делу о  банкротстве государственного предприятия, его трудовой коллектив имеет  преобладающее право требовать  передачи ему целостного имущественного комплекса предприятия-должника в  аренду при условии взятия на себя денежных обязательств должника и при  наличии согласия кредиторов. 
 
 

       2.2  Особенности хозяйственной деятельности  казенных предприятий 
 

       Казенное  предприятие осуществляет хозяйственную  деятельность в соответствии с производственными  заданиями органа, в сферу управления которого оно входит.

         Казенное предприятие самостоятельно  организует производство продукции  (работ, услуг) и реализует ее  по ценам (тарифам), которые определяются  в порядке, установленном Кабинетом  Министров Украины, если иное  не предусмотрено законом. 

       Для закупок товаров, работ или услуг  казенное коммерческое предприятие  применяет процедуры закупок, определенные Законом Украины «Об осуществлении  государственных закупок».

         Орган, в сферу управления которого  входит казенное предприятие,  осуществляет контроль за использованием  и сохранностью принадлежащего  предприятию имущества, и имеет  право изъять у казенного предприятия  имущество, не используемое или  используемое не по назначению, и распорядиться им в рамках  своих полномочий.

         Казенное предприятие не имеет  права отчуждать или иным способом  распоряжаться закрепленным за  ним имуществом, относящимся к  основным фондам, без предварительного  согласия органа, в сферу управления  которого оно входит.

       Отчуждение  недвижимого имущества, а также  воздушных и морских судов, судов  внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта осуществляется при условии дополнительного  согласования в установленном порядке  с Фондом государственного имущества  Украины.

         Источниками формирования имущества  казенного предприятия являются:  

    • государственное имущество, переданное предприятию  в соответствии с решением о его  создании;
    • средства и другое имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия;
    • целевые средства, выделенные из Государственного бюджета Украины;
    • кредиты банков;
    • часть доходов предприятия, полученных им по результатам хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом;
    • другие источники, не запрещенные законом.
 

         Казенное предприятие получает  кредиты для выполнения уставных  задач под гарантию органа, в  сферу управления которого входит  предприятие. 

         Казенное предприятие отвечает  по своим обязательствам только  средствами, находящимися в его  распоряжении. В случае недостаточности  указанных средств государство  в лице органа, в сферу управления  которого входит предприятие,  несет полную субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного  предприятия. 

Информация о работе Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов