Факторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………....…….3
Глава 1. Теоретические основы факторинга………………………….….........5
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления…………….......5
1.2 Понятие, виды и функции факторинга……………………………....10
1.3 Преимущества и недостатки факторинга………………….…….……16
Глава 2. Анализ финансово-экономического состояния предприятия ООО «ДизельТранс»……………………………………………………………..….…19
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО « ДизельТранс»……….19
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «ДизельТранс»..............24
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью ООО «ДизельТранс»…………...26
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга……………………....31
3.1 Оптимизация использования факторинга в ООО «ДизельТранс»….31
3.2 Прогноз ожидаемых результатов повышения эффективности использования факторинга в ООО «ДизельТранс»………………………..…36
Заключение………………………………………………………..…………..…41
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая последняяяяя.docx

— 118.34 Кб (Скачать документ)

Таблица  4

Лимиты финансирования по факторингу ООО «ДизельТранс» за 2009 г.

Дата

С апреля 2009

С июня 2009

С августа 2009

С ноября 2009

С декабря 2009

Лимит финансирования

11500000

10000000

6500000

5000000

1400000


 

     На основании  данных таблицы 4 можно сделать  вывод,лимит финансирования с апреля по декабрь 2009гг.,уменьшился на 10100000 руб.

Такое состояние финансирования было связано с тем что 2009 г. стал кризисным для всей страны.

Услуги которые предоставляло предприятие ООО «ДизельТранс»,не были востребованы на рынке,поэтому за 2009 г. лимит финансирования снизился в 8,2 раза.

   

2.3 Анализ эффективности  использования факторинга как  инструмента управления дебиторской  задолженностью ООО «ДизельТранс»

    

        Анализ эффективности использования факторинга целесообразно провести в следующем направлении:

Анализ влияния факторинга на динамику и уровень дебиторской  задолженности.

В рамках анализа проведём оценку уровня и состава текущей  дебиторской задолженности.

Таблица 6

Основные показатели управления дебиторской задолженностью за 2009-2010 гг.

Показатель

Уровень показателя

Изменение

01.10.2008

01.10.2010

абсолютное

относительное, %

Дебиторская зад-ть (покупатели и заказчики), тыс руб

2339

3750

1411

60,32%

В т.ч. просроченная

-

-

-

-

Общая величина оборотных  активов

2419

5290

2871

118,69%

доля дебиторской задолженности  в общей сумме оборотных активов

96,69%

70,89%

-25,80%

-


 

     Проведённый анализ показывает, что доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов снизилась на 25,8 процентных пункта, т.е. уменьшилась иммобилизация – отвлечение из хозяйственного оборота оборотных средств предприятия, хотя в абсолютном выражении рост дебиторской задолженности составляет 1 411 000 рублей. Таким образом, с помощью факторинга удалось «высвободить» дополнительные финансовые ресурсы в размере 1364,82 тыс рублей (25,8% от 5290 тыс руб).

Обобщённым показателем  возврата задолженности является оборачиваемость, которая рассчитывается как отношение  объёма продаж за

период к средней величине дебиторской задолженности за период и показывает, сколько раз задолженность  образуется и поступает в организацию  за изучаемый период. Ускорение оборачиваемости  в динамике рассматривается, как  положительная тенденция.

Динамика средней дебиторской  задолженности и выручки по оплате представлена на рисунке 1.

 

 

Рис. 1 «Динамика средней дебиторской задолженности и выручки по оплате ООО «ДизельТранс» за 11 месяцев 2010 года»

 

       Из рисунка 1 видно, что выручка и дебиторская задолженность росли неравномерно. Это связано как с колебаниями бизнеса (послекризисное время ), так и с молодостью и нестабильностью бизнеса.

         Динамику оборачиваемости дебиторской задолженности в днях за 2010 год отражает рисунок 2.

 

Рис. 2 «Динамика периода оборачиваемости за 2010 год в днях»

 

       Из рисунка 2 видно, что оборачиваемость в 2010 году снижалась и достигла 10 дней в ноябре. Это говорит об эффективном управлении дебиторской задолженностью. С января период оборачиваемости сократился почти в 8 раз. Хотя средний период за 11 месяцев 2010 года составил 31 день. Однако с апреля по ноябрь 2009 года (т.е. с начала использования факторинга) средний период гашения составил 23 дня. Таким образом, сравнивая средние значения за январь-март и за апрель-ноябрь (именно средние значения обеспечивают сопоставимость данных), можно сделать следующие выводы:

-средняя выручка по  оплате выросла на 2241553 рублей  или на 39,5%;

-средняя дебиторская  задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%;

-средняя оборачиваемость  выросла на 0,62 раз или на 83,78%;

-средний период обращения  дебиторской задолженности сократился  на 29 дней или на 55,72%.

     Таким образом, на 01.04.2008 года единственным возможным инструментом финансирования дебиторской задолженности предприятия являлся факторинг.

Проведённый анализ эффективности  применения факторинга на предприятии ООО «ДизельТранс» позволяет сформулировать следующие выводы:

1.  С помощью факторинга удалось уменьшить отвлечение средств из оборота, «высвободить» дополнительные финансовые ресурсы в размере 1364,82 тыс рублей (25,8% от 5290 тыс руб).

2.  Средняя выручка за апрель-ноябрь изменилась по сравнению с январем –мартом на на 2241553 рублей или на 39,5%, в том числе:

- на 4,77% за счёт роста  выручки по факторинговым клиентам;

- на 34,73% за счёт роста  выручки по прочим клиентам.

3.  Средняя дебиторская задолженность сократилась на 1854892 рублей или на 24,15%, в том числе:

- уменьшилась на 38,73% за  счёт сокращения средней дебиторской  задолженности по факторинговым клиентам на 60%;

-увеличилась на 14,57% за  счёт увеличения средней дебиторской  задолженности по прочим клиентам.

4.  Высвобождение ресурсов при факторинге способствовало появлению новых клиентов, что повысило среднюю оборачиваемость дебиторской задолженности на 0,62 раза или на 83,9%.

5.  Период одного оборота дебиторской задолженности за время использования факторинга сократился на 29 дней, в том числе за счёт сокращения на 25 дней оборота по клиентам, переданным на факторинговое обслуживание.

6.   За время использования факторинга рост рентабельности продаж составил 51%.

7.  За счёт финансирования по факторингу предприятию удалось получить за 9 месяцев 2009 года дополнительную нетто-выручку по отгрузке в размере 22732281 рублей или 44,65% от общей выручки; дополнительную валовую прибыль в размере 2671043 рубля или 43,65% валовой прибыли за соответствующий период.

8.  Применение факторинга экономически целесообразно и обосновано: у предприятия есть возможность использовать полученные ресурсы с рентабельностью, превышающей стоимость факторинга.

Помимо положительных  тенденций, можно также выделить моменты, требующие внимания: уменьшение валюты баланса; замедление времени  оборота дебиторской задолженности  по новым клиентам; быстрый рост остатков дебиторской задолженности  по клиентам, не переданным на факторинговое обслуживание. Эти моменты должны стать объектом управления и оптимизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью с помощью  факторинга.

3.1 Оптимизация использования  факторинга в ООО «ДизельТранс»

 

     В процессе оптимизации использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью должны быть решены следующие задачи:

- определить оптимальный размер финансирования по факторингу. При этом следует сопоставлять экономический доход от его применения с затратами на его обслуживания;

- определить факторы, влияющие на снижение затрат по факторингу.

Наиболее оптимальным  является такой лимит финансирования по факторингу, при котором дебиторская  задолженность минимальна или отсутствует. Это означает, что оборачиваемость  больше чем число дней отчётного  периода, а период оборота стремится  к 0. Такой вариант возможен, когда  предприятие получает деньги за отгруженную  продукцию по факту или предоплате. Сокращение оборачиваемости дебиторской  задолженности при прочих равных условиях способствует сокращению финансового  цикла, формирует дополнительный денежный поток и таким образом способствует максимизации валовой прибыли в  отчётном периоде.

Сумму дополнительного денежного  потока за счёт ускорения оборачиваемости  можно выразить формулой:

ДПдоп = (ДЗ-СД) х Рдп х (Тmax-Тск)/360                                                     (1)

где, (ДЗ-СД)- изменение задолженности с учётом скидки за сокращение срока оплаты;

Рдп- рентабельность оборотного капитала по денежному потоку;

(Тmax-Тск)/360 – изменение периода кредитования в долях года.

Формула  отражает прямую зависимость между сокращением  периода оборота дебиторской  задолженности и получением дополнительных денежных поступлений.

В случае ООО «ДизельТранс» переход на работу по предоплате (частичной оплате) или оплате по факту невозможен даже с предоставлением скидки, т.к. тем самым резко сократится объём продаж. Поэтому сокращение задолженности, ускорение оборачиваемости, а значит максимизация валовой прибыли за счёт системы скидок, для предприятия является неприемлемым.

Таким образом, единственным инструментом получения дополнительных денежных потоков за счёт сокращения суммы дебиторской задолженности  является факторинг.

Однако рост лимита финансирования по факторингу всегда будет отставать  от роста дебиторской задолженности. Это связано с наличием у предприятия  собственных оборотных средств, которые авансируются в увеличение оборота. Кроме того, вновь образованная дебиторская задолженность будет  отличаться от суммы финансирования на величину торговой наценки.

На сумму лимита финансирования влияют также интересы банка, который  стремится делегировать часть риска  неплатежа клиенту. Поэтому факторы, как правило, финансируют поставку в объёме до 90% от её суммы.

В связи с этим, добиться полной «ликвидации» дебиторской задолженности  предприятию ООО «ДизельТранс» с помощью факторинга не удастся.

Какой же должна быть доля финансирования текущей дебиторской задолженности  и процент за пользование факторингом, чтобы валовая прибыль в текущем  периоде была максимальной?

Валовая прибыль при использовании  факторинга:

ВПф=Рп х СП + ДФ х СП х Квп/с – Зд х СП                                            (2)

где,ВПф - валовая прибыль;

Рп - рентабельность продаж;

СП - сумма поставки или  выручка по отгрузке;

ДФ - размер финансирования по факторингу в долях;

Квп/с – коэффициент, отражающий отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции. В данной формуле целесообразно применить именно этот коэффициент, а не рентабельность продаж. Т.к. поступление аванса по факторингу ещё не является нашим доходом, а станет таковым, после того как мы закупим новую партию товара поставим её клиенту.

Зд - ставка комиссии по факторингу в долях.

Полагая, что Рп и Квп/с являются константами, а СП - переменная величина, определим наиболее оптимальные значения Лд и Зд. Очевидно, что валовая прибыль будет увеличиваться при росте Лд и уменьшении Зд.

Согласно стандартным  условиям обслуживания размер финансирования не может превышать 90% от суммы поставки. По итогам работы по факторингу в 2009 году средний лимит финансирования составлял 89 %. Это связано с тем, что на самого крупного дебитора в виду концентрации задолженности на нём был установлен лимит только 85%. Таким образом, предприятию  выгодно иметь максимальный лимит  финансирования от суммы поставки. Для этого необходимо стараться  переводить на факторинговое обслуживание максимальное количество клиентов и стремиться к тому, чтобы лимит финансирования по ним составлял максимально возможную долю, т.е 90%.

На 01.10.2009 на факторинговое обслуживание были переданы клиенты: ЗАО «Пальмира», ЗАО «Теплоресурс», ООО «Строй-Девелопмент». Лимит финансирования по данным клиентам составлял 6 500 000 рублей. На конец сентября дебиторская задолженность покупателей составляла 3529170,34 рублей и распределялась по клиентам следующим образом:

Таблица  7

Структура дебиторской задолженности ООО «ДизельТранс» за 01.10.2010 год.

Информация о работе Факторинг