Дивидендная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно-привлекательного объекта.

Содержание

Введение 3
Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия 4
Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия 9
Методики и порядок дивидендных выплат 14
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 70.36 Кб (Скачать документ)

Сигнальная теория дивидендов (signaling theory of dividends) (или теория сигнализирования) построена на том, что в основу оценки рыночной стоимости акций заложен размер выплачиваемых по ним дивидендов. Следовательно, рост уровня дивидендных выплат вызывает возрастание рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория основана на высокой прозрачности фондового рынка, на котором информация оказывает существенное влияние на изменение рыночной стоимости акций.

Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (clientele theory) (или теория клиентуры) предполагает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров предпочитает увеличение рыночной стоимости акций, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая не согласна с такой дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав клиентуры станет более однородным.

Таким образом, единой дивидендной  политики компаний в настоящее время  не существует. На разных этапах своего становления и развития, в различных  ситуациях, складывающихся на рынке, компании стремятся либо форсировать накопление, либо наращивать дивидендный доход  акционеров. По мнению американского  экономиста Дж.К. Ван Хорна, безграничное увеличение дивидендных выплат, превышающее размер остающейся после финансирования прибыльных инвестиций прибыли, возможно лишь при условии постоянного спроса на данные акции. Большинство же ученых хотя и считают предпочтительной выплату умеренных дивидендов их полному отсутствию, все же не делают однозначного вывода о прямой зависимости между размером дивидендных выплат и рыночной стоимостью фирмы. Также большинство экономистов высоко оценивает значение снижения налоговых потерь при реинвестировании прибыли.

Следовательно, выбор проводимой компанией дивидендной политики в каждый отдельный период времени  определяется необходимостью решения  двух взаимосвязанных задач:

1) максимизации совокупного  богатства акционеров в форме  дивидендных выплат и прироста  стоимости компании;

2) обеспечения достаточного  объема собственных финансовых  ресурсов компании для осуществления  расширенного воспроизводства.

Общий алгоритм действий по разработке дивидендной политики может  быть представлен следующими этапами:

1) оценка основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики;

2) определение типа дивидендной  политики и методики выплаты  дивидендов;

3) разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

4) оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

 

  1. Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия

Первый этап дивидендной  политики - оценка основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики.

При разработке и проведении дивидендной политики компания должна учесть множество различных факторов. Основными факторами, определяющими практическое формирование и проведение дивидендной политики компании, являются:

  • правовое регулирование дивидендных выплат;
  • обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов;
  • поддержание достаточного уровня ликвидности компании;
  • сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;
  • соблюдение интересов акционеров;
  • информационное значение дивидендных выплат.

Правовое  регулирование дивидендных выплат. Формирование и проведение дивидендной политики в значительной мере зависит от законодательно установленных принципов и правил. Законодательно устанавливаемые ограничения носят не рекомендательный, а обязательный характер (например, запрет на выплату дивидендов до налогообложения прибыли). В России основным законодательным актом, регулирующим дивидендную политику компаний, является Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с последующими изменениями и дополнениями). Законом определены источники, возможная периодичность, порядок и процедура выплаты дивидендов. Регулярность дивидендных выплат конкретной компании устанавливается в уставе акционерного общества.

В большинстве стран законодательством  разрешена одна из двух схем дивидендных  выплат: на выплату дивидендов может  использоваться либо только прибыль  компании (включая прибыль текущего года и нераспределенную прибыль  прошлых лет), либо прибыль и эмиссионный  доход.

Другим примером законодательных  ограничений в проведении дивидендной  политики является дополнительное налогообложение  превышения нераспределенной прибыли  над установленным нормативом. В некоторых странах ставка налога на дивидендный доход физических лиц превышает ставку налога на капитализируемый доход (причем налог взимается лишь после реализации дохода), поэтому компании, откладывая выплату дивидендов на последующие периоды, пытаются снизить уровень налогообложения. В этом случае сверхнормативное превышение накапливаемой прибыли подлежит дополнительному налогообложению.

Обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов. Инвестиционные возможности компании можно назвать одним из главных критериев выбора дивидендной политики. Большинство компаний практически постоянно сталкивается с проблемой поиска финансовых источников для наращивания производственных мощностей, обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат - дивидендов. Регулярность дивидендных выплат конкретной компании устанавливается в уставе акционерного общества.

К факторам, характеризующим  инвестиционные возможности компаний, относятся: стадия жизненного цикла  компании, конъюнктурный цикл товарного  рынка, участником которого является акционерная  компания, необходимость расширения компанией своих инвестиционных программ, степень готовности планируемых  к финансированию инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности. Для определения возможностей и размеров дивидендных выплат необходимо прогнозирование потребности компании в средствах, при котором обязательно принимаются во внимание ожидаемые денежные потоки фирмы, объем инвестиций, возможное увеличение запасов и объема дебиторской задолженности, сокращение долгов и другие факторы, влияющие на состояние активов. Итогом составления прогноза должно стать определение сроков и размеров будущих потоков денежных средств. На основе этих расчетов можно определить, останутся ли в запасе у компании средства для дивидендных выплат после финансирования всех необходимых расходов, включая эффективные инвестиционные проекты.

В случае отсутствия возможностей выгодного инвестирования прибыли  в развитие компании акционер предпочтет не ожидание эффективных будущих  проектов данного предприятия, а  получение более высоких дивидендов сейчас с целью их вложения в другие компании.

Хотя административного  законодательного регулирования пропорций  распределения чистой прибыли предприятий  не существует, в учредительных документах многих компаний специально оговаривается  минимальная доля прибыли отчетного  года, обязательная к реинвестированию.

Поддержание достаточного уровня ликвидности компании. Необходимым условием принятия решения о дивидендных выплатах акционерным обществом должно являться обеспечение достаточного уровня ликвидности его активов. Поскольку выплата дивидендов акционерам компании вызывает сокращение ее активов, для выплаты дивидендов предприятие должно располагать достаточной суммой активов в форме денежных средств на расчетном счете или высоколиквидных активов, свободных от обязательств. То есть к дате выплаты дивидендов акционерное общество должно по возможности максимизировать кассовый остаток и высоколиквидные средства. При решении вопроса о дивидендных выплатах необходимо заранее оценить ликвидность на момент выплаты, в ближайшие периоды и составить прогноз движения денежных средств на следующий финансовый год.

Ликвидность компании определяется ее инвестиционными решениям, т.е. решениями  о степени расширения активов  и об определении источников средств для покрытия этой потребности. Привлечение внешних источников средств для дивидендных выплат, помимо того что требует дополнительных расходов, еще в большей степени снижает ликвидность компании. Таким образом, существенным фактором ограничения дивидендных выплат является необходимость поддержания достаточной степени ликвидности компаний. С другой стороны, сохранить существующий уровень ликвидности можно, выплатив дивиденды путем дополнительной эмиссии акций.

Сопоставление стоимости  собственного и привлеченного капитала. На возможность выплаты и размер дивидендов помимо фактически полученной суммы прибыли, уровня рентабельности собственного капитала влияет и уровень финансового левериджа. Он зависит от сложившегося к моменту дивидендных выплат соотношения собственного и заемного капитала. К тому же если у компании имеется возможность быстро получить заемные средства к моменту выплаты дивидендов, то она может определять размер дивидендных выплат независимо от степени ликвидности своих активов.

К факторам, характеризующим  возможность формирования финансовых ресурсов компании за счет внешних  источников, относятся:

  • достаточность резервного капитала, сформированного в предшествующие периоды;
  • стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
  • доступность кредитов на финансовом рынке;
  • стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
  • уровень кредитоспособности компании, определяемый ее финансовым состоянием.

Зачастую договор  о кредитовании компании включает условия по ограничению размера выплачиваемых дивидендов (например, установление максимальной дивидендной доходности акций) с целью обеспечения достаточного размера средств предприятия, необходимых для обслуживания долга.

С другой стороны, неотложность платежей по ранее полученным кредитам может привести к невозможности  выплаты дивидендов, поскольку поддержание  кредитоспособности компании является более приоритетной задачей по сравнению  с выплатой дивидендов.

Соблюдение интересов  акционеров. Поскольку, совокупный доход акционеров складывается из двух источников: дивидендного дохода и прироста стоимости капитала компании, то прирост стоимости акционерного капитала зависит от динамики рыночной цены акций компании. Рост курса акций определяется многими факторами, в том числе общим финансовым положением компании на рынке капитала, товаров, ее финансовой независимостью, рентабельностью, а также уровнем дивидендных выплат и его динамикой. Формируя дивидендную политику, руководство компании может повлиять и на курсовую стоимость своих акций.

Если на рынке имеются  альтернативные варианты инвестирования средств с аналогичной степенью риска, но приносящие большую норму прибыли на вкладываемый капитал, акционеры компании могут требовать большие дивидендные выплаты.

Важным фактором, влияющим на проводимую компанией дивидендную политику, является угроза возможной утраты контроля над управлением компанией. Для поддержания стабильного уровня дивидендных выплат часто прибегают к дополнительной эмиссии акций. Использование дополнительной эмиссии акций в качестве источника покрытия дивидендных выплат приводит к появлению новых акционеров и размыванию капитала фирмы. Низкий же уровень дивидендов может вызвать снижение курсовой стоимости акций и их массовый сброс акционерами, что в случае скупки ценных бумаг конкурентами приведет к утрате акционерной компанией финансовой самостоятельности.

Информационное  значение дивидендных выплат. Большинство акционерных компаний стараются придерживаться стабильности в проводимой дивидендной политике, поскольку для многих инвесторов, менеджеров, аналитиков показатель дивидендного дохода является одним из главных индикаторов прибыльности компании. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся практики могут привести к снижению рыночной цены акций и их массовому сбросу акционерами. Поэтому большинство компаний стремятся поддерживать стабильную дивидендную политику и в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, и при отсутствии текущей прибыли. Кроме того, при проведении дивидендной политики руководство акционерного общества ориентируется также на уровень дивидендных выплат у других компаний, равных им по величине и сфере деятельности.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия