Дивидендная политика как часть политики финансирования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-4
1. Дивидендная политика предприятия………………………………………...5
1.1 Понятие дивидендной политики и факторы ее определяющие……………...5-10
1.2 Виды дивидендных выплат и их источники…………………………………10-14
1.3 Дивидендная политика как элемент корпоративного управления…………14-17
2. Анализ финансовых коэффициентов в системе финансового менеджмента ………………………………………………………………………………………….18
2.1Анализ ликвидности предприятия…………………………………………….18-19
2.2 Анализ собственных оборотных средств. …………………………………...19-20
2.3 Анализ коэффициентов рентабельности……………………………………..20-21
Заключение………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая ФМ.docx

— 46.70 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации"

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных  программ

Кафедра «Финансы и кредит»

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Финансовый менеджмент»

на тему «Дивидендная политика как часть политики финансирования организации».

Выполнила:

09101ДЭФСР1 - 01

                   (группа)

Потеребкина О.С.

                    (ф.и.о.)

Проверил:

Булава И.В.

 

 

Москва 2011 г.

Введение………………………………………………………………………………3-4

1. Дивидендная политика  предприятия………………………………………...5

1.1 Понятие дивидендной  политики и факторы ее определяющие……………...5-10

1.2 Виды дивидендных выплат  и их источники…………………………………10-14

1.3 Дивидендная политика  как элемент корпоративного управления…………14-17

2. Анализ финансовых коэффициентов  в системе финансового менеджмента  ………………………………………………………………………………………….18

2.1Анализ ликвидности  предприятия…………………………………………….18-19

2.2 Анализ собственных  оборотных средств. …………………………………...19-20

2.3 Анализ коэффициентов  рентабельности……………………………………..20-21

Заключение………………………………………………………………………...22-24

Список используемой литературы…………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «дивидендная политика»  связан с распределением прибыли  в акционерных обществах. Однако рассматриваемые принципы и методы распределения прибыли применимы  не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности. Распределение прибыли в акционерном  обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому  избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между  текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим  рыночную стоимость предприятия  и обеспечивающим стратегическое его  развитие.

Исходя из этой цели понятие  дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей  политики управления прибылью, заключающуюся  в оптимизации пропорций между  потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Распределение прибыли непосредственно  реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно  формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал, в  форме дивидендов, процентов и  ростом этих доходов в предстоящем  периоде, за счет обеспечения возрастания  вложенного капитала. При этом собственники предприятия самостоятельно формируют  эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

Распределение прибыли является основным инструментом воздействия  на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие  проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации  части распределенной прибыли, а  косвенно оно обеспечивается основными  пропорциями этого распределения.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной  политикой, ее основу составляет дивидендная  политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач  общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии  развития предприятия, обеспечивать повышение  его рыночной стоимости, формировать  необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной  политики предприятия, а также анализ финансовой отчетности ОАО «НК Роснефть».

Для достижения поставленной цели необходимо поставить следующие  задачи:

1. Рассмотреть понятия дивидендной политики и виды дивидендных выплат;

2.  Проанализировать коэффициенты ликвидности и рентабельности предприятия;

3.  Проанализировать структуру баланса;

4.  Сделать выводы и обосновать предложения.

 

 

 

1. Дивидендная  политика предприятия.

1.1 Понятие дивидендной  политики и факторы ее определяющие.

В любой стране имеются  определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной  деятельности, в том числе и  порядок выплаты дивидендов. Кроме  того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении  выплаты дивидендов. Существуют и  некоторые другие обстоятельства формального  и неформального, объективного и  субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них:

1)  Ограничения правового  характера.

Собственный капитал предприятия  состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный  доход, нераспределенная прибыль. В  большинстве стран законом разрешена  одна из двух схем – на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода  и нераспределенная прибыль прошлых  периодов), либо прибыль и эмиссионный  доход.

В национальных законодательствах  имеются и другие ограничения  по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно  или объявлено банкротом, выплата  дивидендов в денежной форме, как  правило, запрещена. Поскольку налогом  облагаются только полученные акционерами  дивиденды, а отложенные к выплате  дивиденды, нераспределенная прибыль, налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых  органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом облагается налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в  необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного «поедания» собственного капитала предприятия.

Согласно Российскому  Положению об акционерных обществах  процедура объявления дивиденда  проводится в два этапа: промежуточный  дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно – дивиденд утверждается общим собранием по результатам  года с учетом выплаты промежуточных  дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию  предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда  не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным  акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается  при их выпуске.

2)  Ограничения контрактного  характера.

Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том  случае, когда предприятие хочет  получить долгосрочную ссуду. Чтобы  обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается  либо предел, ниже которого не может  опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент  реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.

3)  Ограничения в связи  с недостаточной ликвидностью.

Дивиденды в денежной форме  могут быть выплачены лишь в том  случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или  денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может  взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме  того, связано с дополнительными  расходами. Таким образом, предприятие  может быть прибыльным, но не готовым  к выплате дивидендов по причине  отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно  высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.

4)  Ограничения в связи  с расширением производства.

Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с  проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники  финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами  роста для обновления материально-технической  базы. В этих случаях нередко прибегают  к практике ограничения дивидендных  выплат. Известна практика, когда в  учредительных документах оговаривается  минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.

5)  Ограничения в связи  с интересами акционеров.

Как было отмечено выше, в  основе дивидендной политики лежит  общеизвестный ключевой принцип  финансового управления – принцип  максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда  и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный  размер дивидендов, директорат предприятия  и акционеры должны оценивать, как  величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения  компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.

Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия  и акционеры должны оценивать, как  величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций. В условиях постоянного роста дивидендов с темпом прироста g и дивидендом за год C цена акций РV может быть исчислена по формуле Гордона

РV= C * (1+g) / (r – g)

Имеются и другие обстоятельства, увязывающие размер дивидендов и  интересы акционеров. Так, если на рынке  капиталов имеются возможности  участия в инвестиционных проектах с более высокой нормой дохода, чем обеспечивается данным предприятием, его акционеры могут проголосовать  за более высокий дивиденд, в России ситуация несколько иная. Определенные противоречия могут возникать среди  самих акционеров. Так, более богатые  акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут быть у относительно небогатых акционеров.

6)  Ограничения рекламно-финансового  характера.

В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные  отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к  понижению рыночной цены акций. Поэтому  нередко предприятие вынуждено  поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной  политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.

С учетом рассмотренных принципов  дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим  основным этапам.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту  политику. В практике финансового  менеджмента эти факторы принято  подразделять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие  инвестиционные возможности предприятия.  К числу основных факторов  этой группы относятся:

а)      стадия жизненного цикла компании, на ранних стадиях  жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать  в свое развитие, ограничивая выплату  дивидендов;

б)      необходимость  расширения акционерной компанией  своих инвестиционных программ, в  периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает;

в)      степень  готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности, отдельные подготовленные проекты  требуют ускоренной реализации в  целях обеспечения эффективной  их эксплуатации при благоприятной  конъюнктуре рынка, что обусловливает  необходимость концентрации собственных  финансовых ресурсов в эти периоды.

2.      Факторы,  характеризующие возможности формирования  финансовых ресурсов из альтернативных  источников. В этой группе факторов  основными являются:

а)      достаточность  резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б)      стоимость  привлечения дополнительного акционерного капитала;

в)      стоимость  привлечения дополнительного заемного капитала;

г)       доступность  кредитов на финансовом рынке;

д)      уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3.      Факторы,  связанные с объективными ограничениями.  К числу основных факторов  этой группы относятся:

а)      уровень  налогообложения дивидендов;

б)      уровень  налогообложения имущества предприятий;

в)      достигнутый  эффект финансового левериджа, обусловленный  сложившимся соотношением используемого  собственного и заемного капитала;

г)       фактический  размер получаемой прибыли и коэффициент  рентабельности собственного капитала.

4.      Прочие  факторы. В составе этих факторов  могут быть выделены:

а)      конъюнктурный  цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания, в  период подъема конъюнктуры эффективность  капитализации прибыли значительно  возрастает;

Информация о работе Дивидендная политика как часть политики финансирования организации