Бюджетирование, как инструмент финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Основная цель данной курсовой работы – рассмотреть на практике актуальность и практическое значение применения системы бюджетирования на предприятиях.
Объект исследования – применение бюджетного планирования на предприятиях финансовыми менеджерами.
Предмет исследования – роль бюджетирования в составлении итоговой финансовой отчетности, необходимой для планирования, контроля и анализа деятельности определенного предприятия.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теория бюджетирования 6

1.1 Понятие бюджетирования, его цели и роль 6

1.2 Основные функции бюджетирования 11

1.3 Виды бюджетного планирования 17

1.4 Бюджетирование как технология управления предприятием 24

1.5 Классификация и распределение затрат 28

1.6 Порядок составления и применение бюджетов на предприятие 36

Глава 2 Бюджетирование на примере ФГУП «Почта России» 50

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 50

2.2 Особенность финансового планирования и

бюджетирования на предприятии 54



Глава 3 Пути совершенствования системы бюджетирования

в ФГУП «Почта России» 60

3.1 Возможные пути совершенствования системы бюджетирования на предприятии 60

3.2 Повышение надёжности и эффективности системы

бюджетирования в ФГУП «Почта России» 65



Заключение 68

Расчетная часть 71

Список литературы 75

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 531.50 Кб (Скачать документ)

Прогнозный баланс. Расчетный баланс, или, точнее, прогноз по балансовому листу, — это прогноз соотношения всего, чем располагает бизнес в данный момент перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами. Прогноз этот обычно делается в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее наиболее вероятным изменением в процессе предстоящей реализации других основных бюджетов. Расчетный баланс  состоит из двух основных разделов: активов и пассивов, которые должны быть равны между собой.

Активы — это все имущество (денежные средства, оборудование, приобретенные лицензии, запасы сырья, материалов, готовой продукции и т. п.), а также обязательства потребителей и других лиц, которыми будет располагать предприятие или фирма на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы — это те обязательства, которые будет нести предприятие или фирма перед кредиторами, замодателями, поставщиками сырья, комплектующих и материалов, инвесторами.

Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долгосрочные обязательства, является собственным капиталом предприятия или фирмы.

Для бюджетирования важно, что в расчетном балансе отражаются все ресурсы, вовлеченные в данный бизнес. Как и БДДС, расчетный баланс может быть составлен не только для юридического лица, подобно форме № 1, но и для любого объекта хозяйствования, приносящего доходы, прибыль или генерирующего денежные потоки. Без расчетного баланса, т. е. без определения всего того, что так или иначе вовлечено в данный бизнес, невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта, контракта, предприятия и т. п.

Если этого нет, то весь процесс может держаться на одном человеке, который и определяет эффективность бюджетирования и сам факт его существования, как бизнес-процесса.

Жизненно необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом, финансовым комитетом, или как-то по-другому, что не суть важно. При этом важна именно коллегиальность, т.е. членами бюджетного комитета должны быть директора по всем направлениям. Один человек, пусть даже он и Генеральный директор, может что-то и упустить, т.к. не может и не должен знать все. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением в системе бюджетирования.

Все решения бюджетного комитета обязательны к выполнению. При этом должен неукоснительно выполняться принцип финансовой дисциплины – финансовая служба осуществляет только те платежи, которые включены в плановый бюджет.

Выделим, в итоге, следующие требования к организации бизнес-процесса бюджетирования[13]:

1.наличие на предприятии единого документа регламентирующего бюджетный процесс;

- организация бюджетного комитета;

- установление жесткой финансовой дисциплины;

- выстраивание приоритетов в финансах;

- четкое разграничение полномочий и ответственности служб.

Все это будет возможно только при условии, что руководство предприятия осознает всю важность и необходимость финансового планирования. Следовательно, самым главным в организации процесса является “включенность” руководства.

Непосредственно процесс бюджетирования должен начинаться с процедуры его внедрения. Данная процедура, как подтверждает существующая практика, длится от 20 до 30 недель. Такой длительный срок внедрения может испугать руководство компаний. Однако, если отнестись к этой процедуре, как к инвестиционному проекту, то положительный результат очевиден. Этап внедрения системы бюджетирования играет важную роль в дальнейшей работоспособности как таковой. От того, насколько грамотно будет проведено внедрение, зависит успех работы созданной системы управления. 

Постановка бюджетирования должна состоять, во-первых, из описания действующей системы бюджетирования, оценки, анализа и доработки действующей системы бюджетирования. Во-вторых, необходимы  разработки Положений о системе бюджетирования, разработки финансового плана (бюджета) компании. В-третьих, из контроля исполнения регламента бюджетирования.

Первым шагом постановки бюджетирования является разработка бизнес-модели организационной структуры, содержащей в себе описание направлений деятельности компании, функций, структурных звеньев и распределение функций внутри компании. Это своего рода управленческая инвентаризация. На втором этапе разрабатывается бизнес-модель финансовой структуры компании, содержащей в себе схему центров финансового учета и их организационный состав. На этом этапе нужно понять, какие подразделения или группы подразделений будут рассматриваться как центры финансовой ответственности (профит-центры).

По центрам финансовой ответственности могут отдельно вестись финансовые бюджеты. Кроме центров прибыли в компании могут быть центры дохода, т.е. подразделения несущие ответственность за доходную часть подразделения и не отвечающие за затраты, связанные с производством или закупкой продукции. Примером центра дохода может быть отдел сбыта в линейно-функциональной организационной структуре. Также в компании могут присутствовать центры затрат, т.е. подразделения, которые, как правило, обеспечивают поддержку и обслуживание функционирования компании и непосредственно не приносят прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Бюджетирование на примере ФГУП «Почта России»

 

 

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия

 

Почтовая связь является одним из важнейших элементов инфраструктуры государства. Ее эффективное функционирование является непременным условием стабильного социально-экономического развития.

Для того чтобы подробней рассмотреть характеристику деятельности УФПС Орловской области, филиала ФГУП «Почта России» необходимо разобрать цели и предмет деятельности предприятия.

2010 год ознаменовал собой очередной этап серьезной работы, направленной на становление Почты России в качестве современного многофункционального предприятия. Внедрен ряд новых сервисов, существенно выросли объемы оказываемых услуг.

Почта в Орловской области создана в целях удовлетворения общественных потребностей населения в результатах его деятельности и получения прибыли, выполняя задачи по обеспечению на всей территории РФ наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи.

Данное предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности[14]:

1) Оказание всех видов услуг почтовой связи — действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Почтовые услуги – характеризуются не только гигантскими объемами производства, но и такими особенностями, как социальная значимость и жесткое государственное регулирование тарифов на данные услуги.

Услуги экспресс - доставки — новый для УФПС Орловской области филиала ФГУП «Почта России» вид деятельности. Главным отличием данного вида деятельности от других почтовых услуг для Орловской области стала высокая конкуренция в этом секторе рынка. Ежегодный рост российской экономики становится причиной активизации документооборота среди юридических лиц и повышения уровня благосостояния физических лиц, что является основными предпосылками для развития рынка экспресс - почты и курьерской доставки.

Самым распространенным видом переводов денежных средств в адрес физических лиц в области остаются почтовые переводы через почтовый филиал Орловской области. Однако в 2005 году компания предложила своим клиентам новую услугу, получившую название «КиберДеньги» и гарантирующую выплату переводов в любой точке страны в течение 72 часов. На сегодня денежные переводы через УФПС Орловской области характеризуются высокой степенью надежности и постоянно расширяющейся географией.

2) Оказание услуг по распространению рекламы на почтовых отправлениях и др. видах продукции.

3) Оказание финансовых услуг посредством договорных отношений с кредитными и не кредитными финансовыми учреждениями в области реализации их услуг через сеть отделений почтовой связи. Оказание услуг по доставке и выдаче пенсий, пособий и др. выплат целевого назначения, прием жилищно-коммунальных и прочих платежей.

4) Оказание услуг по подписке, экспедированию, доставке и распространению периодических печатных изданий (в том числе и розничная реализация).

5) Организация изготовления, типографические работы, издание, экспедирование и реализация государственных знаков почтовой оплаты и почтовой продукции, специальных почтовых штемпелей РФ, почтовых марок, блоков, маркированных и не маркированных почтовых конвертов и карточек (открыток), иллюстрированных каталогов, альбомов почтовых марок, филателистических наборов, Регистрация, учет и выдача разрешений на приобретение франкировальных машин и их техническое обслуживание по поручению Министерства РФ по связи и информации.

6) Организация и осуществление выставочной деятельности. Проведение профессиональной подготовки и обучения, организация и проведение семинаров.

7) Осуществление (розничной и оптовой) торговли продукции производственно - технического назначения, товарами народного потребления (в том Числе товаров почтой). Осуществление торгово-посреднической и закупочной деятельности, открытие торговых точек на объектах почтовой связи.

Сегодня УФПС Орловской области является крупнейшей в области розничной сетью. Вряд ли кто-нибудь может соперничать с ней по территориальной распределенности и разветвленности. И не воспользоваться таким преимуществом было бы, по меньшей мере, неправильно. Именно поэтому филиал Орловской области развивает непрофильные услуги, распространение которых возможно только по сети. Например, продажа лотерей, телефонных карт, социальных проездных.

Развитие этих услуг выгодно сразу трем сторонам, участвующим в процессе: самой почте, получающей от этого хоть и небольшую пока прибыль; компаниям-партнерам, которые получают доступ в крупнейшую розничную сеть; и, наконец, клиентам почты, которые получают доступ ко все большему количеству услуг. Жителям сел и отдаленных небольших городков и поселков больше не приходится отправляться в долгое многокилометровое путешествие до ближайшего пункта телефонной связи, железнодорожной кассы, офиса страховой компании. Даже продажа лотерей в почтовых отделениях способствует повышению качества жизни этих людей: теперь у них есть выбор — играть с удачей или нет. К тому же можно выбрать из нескольких страховых компаний. В настоящее время в основном продажа марок и конвертов или денежные переводы уже прочно ассоциируются у россиян с почтой, то в будущем и другие сетевые услуги — к примеру, продажа страховых полисов — должны стать привычными для клиентов Почты России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенность финансового планирования и бюджетирования на предприятии

В Орловской филиале ФГУП «Почта России» существуют давние традиции применения экономических рычагов управления. Рациональная политика развития филиала, использование знаний квалифицированных специалистов способствовали тому, что даже в печально памятном 1998 году, после дефолта, УФПС Орловской области выжило. Улучшить финансово-экономическое состояние филиала помогло и внедрение системы бюджетирования, при которой деятельность всех структурных подразделений стала более прозрачной, а значит — более управляемой.

Для контроля и анализа финансово-экономических показателей в Орловском филиале «Почты России» выстроена следующая схема внедрения системы бюджетирования:

- изучены и доведены до всех почтамтов филиала регламенты по бюджетированию, разработанные ФГУП «Почта России»;

- создана система ключевых показателей для подразделений филиала (в том числе четкое планирование прибыли и позволяющая каждому подразделению разработать детальный план действий для достижения намеченного финансового результата;

- разработан внутренний порядок взаимодействия между всеми структурными подразделениями филиала по формированию плановых бюджетов, где за каждым подразделением аппарата управления филиала закреплены соответствующие статьи бюджетов;

- планово-экономический отдел консолидирует все данные, представленные структурными подразделениями филиала, и составляет сводный консолидированный проект бюджета. Значительно облегчает составление планового бюджета наличие нормативных показателей, показателей, утвержденных Бюджетным комитетом ФГУП «Почта России», ориентируясь на которые, предварительно разрабатываются предельные величины основных статей бюджета, а впоследствии лишь детализируются;

- для контроля исполнения бюджетов разработан порядок, основой

которого является составление ежедневного реестра движения счетов, поступающих на оплату. Он действует во всех почтамтах и в аппарате управления;

- контроль выполнения плана по доходам осуществляется по пятидневкам. В случае отрицательных отклонений оперативно выясняются их причины и принимаются конкретные меры.

Информация о работе Бюджетирование, как инструмент финансового планирования