Анализ распределения и использования прибыли и разработка дивидендной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: определение сущности, значения дивидендной политики предприятия; анализ основных этапов её формирования, а так же анализ выбора оптимального типа дивидендной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3

1
Теоретические основы распределения прибыли
и формирование дивидендов акционерных обществ

5

1.1
Понятие и виды прибыли предприятия
5

1.2
Оценка и анализ рентабельности капитала и ее показатели.
11

1.3
Понятие и сущность дивидендов. Дивидендная политика.

15

2
Экономическая характеристика ОАО «Уфаоргсинтез»
19

2.1
Общая характеристика организаци
19

2.2
Оценка платежеспособности предприятия
21

3
Анализ рентабельности и прибыли организации
24

3
Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики

28

3.1
Разработка новой дивидендной политики
28

3.2
Основные направления по формированию дивидендной политики.
30


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
41


ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин. менеджмент.docx

— 230.50 Кб (Скачать документ)
Коэффициент ликвидности; 0,184 1,087 0,903 >0,8¸1,0.
Коэффициент покрытия. 0,328 1,594 1,266 >2¸2,5.
 

        Показатели  оборачиваемости активов

    1) Коэффициент оборачиваемости активов.

    Коборач. активов = Vp/Всреднегод.

    Данный  показатель уменьшается, что говорит  об уменьшении эффективности  использования предприятием всех имеющихся ресурсов независимо от источников их образования.

    2Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:

    Коборач. соб. кап. = Vp/Иссреднегод.

    Динамика  данного коэффициента отрицательно, что говорит об уменьшении оборота  собственного капитала. 

  1. Коэффициент оборачиваемости заемного капитала:

      Кобор. з.кап. = Vp/(Кт+Кt)среднегод.

    Этот  показатель характеризует скорость оборота всего долгосрочного  капитала предприятия. Наблюдается рост коэффициента.

  1. Коэффициент оборачиваемости основных средств (или коэффициент фондоотдачи):

    Коборач. ос. ср = Vp/Fсреднегод.

    Этот  показатель характеризует оборачиваемость  иммобилизованных средств. Его величина зависит от отрасли и ее капиталоемкости.

  1. Коэффициент оборачиваемости запасов

    Кобор запасов = Спр./zсреднегод.

    Данный  показатель проявляется с отрицательной  динамикой, что свидетельствует  об уменьшении запасов.  

     Таблица 2.2  - Сводная таблица показателей оборачиваемости активов 

Показатель Значение  показателя Изменения (+,-)
2009 г 2010г
1 2 3 4
Оборачиваемость, раз:      
Активов 0,272 0,231 -0,04
Собственного  капитала 1,425 0,354 -1,07
Заемного  капитала 0,508 0,658 0,15
Основных  средств 0,415 0,361 -0,05
Запасов 2,004 1,055 -0,94
Оборачиваемость, дни:      
Активов 1341,91 1580,08 238,17
Собственного  капитала 256,14 1031,05 774,94
Заемного  капитала 718,5 554,71 -163,69
Основных  средств 879,51 1011,08 131,57
Запасов 182,13 345,97 163,84
Дебиторской задолженности, раз 1,734 1,764 0,03
Дебиторской задолженности, дни 210,49 206,91 -3,57
Кредиторская  задолженность, раз 13,77 2,22 -11,54
Кредиторская  задолженность, дни 26,50 164,41 137,91
Операционный  цикл, в днях 236,99 371,32 134,33

Коэффициента  оборачиваемости дебиторской задолженности:

    Кобор.деб.зад.= Валовый доход  за год / среднегод. величина сальдо по счетам дебиторов,

     Данный  коэффициент вырос на 0,03 раза, на 0,03 раза меньше дебиторская задолженность превращается в денежные средства в течение отчетного периода.

  1. Коэффициент кредиторской задолженности:

       Кобор.кр=Ср/Rtсреднегод.

     Этот  показатель характеризует сколько  в среднем денег требуется  для оплаты кредиторской задолженности.

  1. Длительность операционного цикла

     Топер.цикл. = Т т.кр. +Тз

     Операционный  цикл вырос на 134,33 дня, что говорит  об увеличении сроков производства. 

      2.3. Анализ рентабельности и прибыли организации 

    Вначале приведем понятия основных терминов и определения:

  • выручка от реализации определяется по форме № 2 приложения к балансу «Отчет о прибылях и убытках» (В);
  • валовая прибыль – это разность между выручкой от реализации (Vp) и себестоимостью реализованной продукции;
  • чистая прибыль – это разность между валовой прибылью и налогом на прибыль (Пч).

    Рентабельность  работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает.

    Существует  две группы коэффициентов рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность продаж.

    Этот  показатель показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет  свою деятельность.

    При расчете коэффициентов используется балансовая и чистая прибыль.

  1. Рентабельность всех активов:

    Rакт.= Пч/Всред.х100

     Этот  показатель характеризует, сколько  рублей чистой прибыли получено предприятием с одного рубля активов, независимо от источников привлечения средств. Он характеризует конкурентоспособность предприятия и сравнивается со среднеотраслевым коэффициентом.

  1. Рентабельность собственного капитала:

    Rс.к. = Пб(Пч)/Иссредн.х100.

     Этот  показатель очень важен для акционерных  компаний и он играет важную роль при  оценке уровня котировки акционерных  компаний на бирже.

  1. Коэффициент общей рентабельности продаж:

    Rпр. = Пб(Пч) /(Vп+Vпр)

где Vпр. – доходы от прочей реализации и внереализованных операций.

Этот  показатель показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет  свою деятельность.

      Важным  приемом анализа деловой активности и рентабельности является оценка взаимозависимости  рентабельности активов, рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

      Оценка  эффективности производства проводится исходя из анализа производительности труда, фондовооруженности и капиталоотдачи.

  1. Производительность труда (Птр.):

    Птр.= Vр/yс, где

    yс – среднесписочная численность персонала.

  1. Прибыль на одного работающего:

    П = Пч/yс.

  1. Фондовооруженность показывает техническую вооруженность персонала предприятия (Фв), определяется как стоимость иммобилизованных средств, приходящихся на одного работающего:

    Фн=Fср./ yс.

     Таблица 3.1  - Сводная таблица показателей рентабельности производства и производительности труда.

Показатель Значение  показателя Изменение
  2009 г. 2010 г. (+,-)
1 2 3 4
1.Рентабельность  активов      
Активов:

- по  чистой прибыли;

- по  балансовой прибыли.

 
16,27

27,23

 
22,01

23,18

 
5,74

-4,04

Собственного  капитала:

- по  чистой прибыли;

- по  балансовой прибыли. 

 
25,63

42,91

 
31,93

33,63

 
6,3

-9,28

Инвестиций      
2.Общая  рентабельность:

- по  чистой прибыли;

- по  балансовой прибыли.

 
0,59

0,95

 
0,95

0,92

 
0,36

-0,03

3.Производительность  труда 15471,31 16733,02 1261,71
4.Прибыль  на одного работающего 2517,21 3683,20 1165,99
5.Фондоворуженность 4285,36 7101,74 2816,38
 

    По  всем показателям рентабельности чистой прибыли наблюдается положительная  динамика, что говорит о верной выбранной финансовой политики предприятия. Производительность труда увеличилась  на 1261,71 тыс. руб., при этом численность  персонала уменьшилась с 453 до 429 человек.

      Для оценки вероятности банкротства  используем показатель, называемый z – счет Альтмана, который рассчитывается на основе баланса предприятия и отчетах о прибылях и убытках:

    z – счет= 1,2х К1+1,4хК2+3,3хК3+0,6хК4+1,0хК5, где

                Оборотный капитал

    К1=  Всего активов 

            Резервы + Фонды спец. Назначения и целевого

            Финансирования + Нераспределенная прибыль

      К2=      Всего активов  

            Прибыль от реализации основной деятельности

    К3=    Всего активов

             Уставный капитал

    К4=  Обязательства в  целом 

            Выручка нетто  от реализации

    К5=  Всего активов

     

    К12009 = 2543641/8209079 =  0,309

    К12010 = 2680238/6239420 = 0,429

    К22009  = (16940+3545856) / 8209079 = 0,434

    К2 2010  = (16940+4061248) / 6239420 = 0,653

    К3 2009  = 7008505/8209079 = 0,853

    К3 2010  = 7178468/6239420 = 1,150

    К4 2009  = 112933/3760815 = 0,03

    К4 2010  = 112933/1290932 = 0,08

    К5 2009  = 0,853

    К5 2010  = 1,150

    z–счет 2009  = 1,2*0,309+1,4*0,434+3,3*0,853+0,6*0,03+1,0*0,853 = 5,802

    z–счет 2010 = 1,2*0,429+1,4*0,653+3,3*1,15+0,6*0,08+1,0*1,15 = 5,441

     В соответствии с критериями, включенными  в табл. 3.2, оценивается вероятность банкротства предприятия.

    Таблица 3.2  - Степень вероятности банкротства

Значение z- счета Вероятность банкротства
1,8 и  меньше Очень высокая
От 1,81 до 2,70 Высокая
От 2,71 до 2,90 Существует  возможность
3,00 и  выше Очень низкая
 

     На  основании проведенных расчетов вероятность банкротства минимальна как в 2009 г., так и в 2010 году.

       Таблица 3.3-  Сводная таблица рентабельности инвестиций

Показатель Значение  показателя Изменение
  2010 г. 2009 г. (+,-)
ROA 0.37 0.23 0.14
ROI 1.78 1.32 0.45
ROE 0.12 0.10 0.02
 

       На  основании приведенных расчетов можно сделать вывод, что коэффициенты рентабельности (доходности) совокупного капитала (RОA), рентабельности (доходности) собственного капитала (ROE) и коэффициент рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI) увеличились, т.е. эффективность использования инвестиций возросла в отчетном году.

       Рассчитаем  норму прибыли.

       Норма прибыли в отчетном году составила 36 %, а в 2009 году 23 %.

       Характеризует эффективность использования капитала, доходность предприятия. Таким образом в 2010 году стали более эффективно использовать капитал предприятия. 
 
 
 
 
 

    3 Разработка предложений по совершенствованию дивидендной политики 

    3.1 Разработка новой дивидендной политики 

         При разработке новой дивидендной  политики ОАО «Уфаоргсинтез» - это вопрос оптимального типа дивидендной политики, т.е. обеспечить максимизацию совокупного богатства акционеров и достаточное финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. Основное внимание следует  уделить приоритетным направлениям деятельности компании. В 2011 - 2012 году планируется увеличить объем продаж на новых рынках. Поскольку компания планирует выход на другие рынки, то нужно учесть, что это требует определенных финансовых затрат. В свою очередь инвестирование может осуществляться за счет чистой прибыли. Однако, нельзя извлекать средства из чистой прибыли не затрагивая интересов тех акционеров, которые заинтересованы в получении дивидендов, другими словами, нацелены лишь на собственное обогащение.

         Стоит также отметить, что в  период расширения деятельности  инвестиционная привлекательность  данной компании падает и рассчитывать  в этом случае она может  только на собственные силы. Значит, чтобы предприятие смогло осуществлять  свою деятельность в будущем,  получать доходы и быть конкурентоспособным  акционерам следует на некоторое  время смириться с тем, что  величина получаемых ими дивидендов  сократится в несколько раз,  а то и вовсе прекратится. 

         В заключение вышесказанного  следует  заметить, что рекомендуемая  дивидендная  политика более  всего соответствует целям компании  и называется консервативной (по  остаточной политике дивидендных  выплат), согласно которой дивиденды  будут выплачиваться акционерам  лишь в том случае, если останутся  средства после вложения чистой  прибыли в инвестируемое направление  предприятия. 

         Преимущества  от применения новой  дивидендной  политики: 

  1. Развитие  предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости;
  2. Заинтересованность  инвесторов в случае выгодного вложения в перспективные направления;
  3. Конкурентоспособность компании.
  4. Недостатки  предлагаемой дивидендной политики:
  5. Акционерам  придется отказаться от получения дивидендов на 1-3 года;
  6. В инвестиционных целях, возможно, придется воспользоваться заемными средствами (предлагается долгосрочный кредит на 36 мес.).
  7. Риски, присущие новому направлению деятельности в процессе внедрения новой дивидендной политики:
  8. Ошибочность выбора инвестиционного направления;
  9. Конкурентная  среда на рынке;
  10. Несогласованность действий акционеров компании;
  11. Низкий  запас прочности компании.

         Таким образом, построение эффективной  дивидендной политики должно  быть, прежде всего, основано на  достижения взаимного согласия  всеми акционерами, оценки возможных  рисков, доходности проекта, наличии  плана выхода на рынок, осознание  целей, задач и необходимости  выбора направления развития  компании.

         Также новая дивидендная политика  должна удовлетворять не только  потребностям предприятия в ресурсах, но и быть привлекательной  для самих акционеров, именно с этой целью прибыль в  основной своей массе будет направлена на развитие бизнеса в течение ближайших 1-3 лет. Если существенных улучшений не будет прослеживаться, то возникнет необходимость изменять не только направления деятельности компании, но и саму дивидендную политику, а также подвергать тщательному анализу все управленческие решения.

         Т.е. при выборе данной дивидендной  политики будет оцениваться эффективность   работы управленческого персонала,  правильный выбор стратегии развития  компании и количество получаемой  прибыли (рентабельность новых  направлений). Если, как отмечалось  выше, существенных изменений это  не принесет, то решено сменить  тип дивидендной политики с  консервативной на агрессивную,  т.е. основная часть прибыли  будет направляться на выплату  дивидендов. Только на таких условиях  было достигнуто соглашение всех  участников ОАО «Уфаоргсинтез».

        

    1. Основные направления по формированию дивидендной политики.
 

    Эффективность политики управления прибылью предприятия  определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. В идеале, на предприятии  должна существовать определенная политика распределения прибыли, определяющая направления использования ее в  соответствии с целями и задачами предприятия.

    Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии предприятия, являются основным инструментом воздействия  на рост его рыночной стоимости, важнейшим  индикатором инвестиционной привлекательности. Одновременно распределение прибыли  является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия, обеспечения  дополнительной социальной защищенности работников. Характер распределения  прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.

    Основу  распределения прибыли составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач управления предприятием: необходимо учитывать  противоположные мотивации собственников  предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов  или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

    Поэтому основной целью политики распределения  прибыли, с учетом обеспечения стратегии  предприятия, является оптимизация  пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

    В практике управления были выработаны следующие принципы осуществления  этой задачи.

    Приоритетность  учета интересов и менталитета  собственников предприятия. Менталитет собственников может быть направлен  на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. И часто именно он определяет главную  пропорцию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой частями. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке  текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием  этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении  высокой доли потребляемой прибыли  в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются  в высоких текущих доходах  и предпочитают еще более высокий  уровень этих доходов в предстоящем  периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли  будет возрастать. Эта пропорция  может меняться во времени в связи  с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.

    Стабильность  политики распределения прибыли. Базовые  принципы распределения прибыли  должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в условиях "распыления собственности" (например, в крупных  акционерных компаниях с большим  количеством акционеров).

    Предсказуемость политики распределения прибыли. При  необходимости изменения пропорций  распределения прибыли в связи  с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы (в первую очередь  акционеры) должны быть заранее извещены об этом.

    Оценка  эффективности разработанной политики распределения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих  основных показателей: коэффициента капитализации  прибыли; коэффициента дивидендных  выплат (или выплат прибыли собственникам), коэффициента участия персонала  в прибыли и других.

    Специфика задач, стоящих перед каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий  их хозяйственной деятельности не позволяют  выработать единую модель распределения  прибыли, которая носила бы универсальный  характер. Поэтому основу механизма  распределения прибыли конкретного  предприятия составляет анализ и  учет в процессе этого распределения  отдельных факторов, которые увязывают  этот процесс с текущей и предстоящей  хозяйственной деятельностью данного  предприятия.

    Факторы, влияющие на пропорции и эффективность  распределения прибыли, весьма разнообразны; различна и степень интенсивности  их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту  капитализируемой части прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части.

    По  характеру возникновения все  факторы, влияющие на распределение  прибыли, можно разделить на две  основные группы:

    а) внешние (генерируемые внешними условиями  деятельности предприятия);

    б) внутренние (генерируемые особенностями  хозяйственной деятельности предприятия).

    Внешние факторы рассматриваются как  своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся: правовые ограничения, налоговая система, среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал, альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов, конъюнктура товарного рынка, "прозрачность" фондового рынка и темп инфляции.

    Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные  с распределением прибыли. Они формируют  приоритетность отдельных направлений  ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные  параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных  отчислений в резервный фонд) и  другие условия.

    Конкретные  ставки отдельных налогов и система  налоговых льгот существенным образом  влияет на пропорции распределения  прибыли. Если уровень налогообложения  личных доходов граждан значительно  ниже уровня налогообложения хозяйственной  деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к  повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система  предусматривает льготы по реинвестированию прибыли, по ее направлению на благотворительные  и иные цели, это создает предпосылки  стимулирования таких форм использования  прибыли.

    Характер  среднерыночной нормы прибыли на инвестированный капитал формирует  эффективность пропорций потребления  и реинвестирования прибыли, являясь  своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли  на капитал возрастают тенденции  повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки  к более эффективному использованию  реинвестируемого капитала, а соответственно и к повышению доли капитализируемой части прибыли.

    Если  предприятие имеет возможность  привлекать ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость  собственного капитала, оно может  больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности  будут удовлетворяться за счет более  дешевых альтернативных внешних источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.

    Фактор  инфляции генерирует риск обесценения  будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих  выплат. Однако, если предприятие выпускает  инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно  опережать темпы инфляции) или  его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала (в форме основных фондов, запасов товарно-материальных ценностей  и т.п.), то негативным влиянием этого  фактора на реально обусловленные  пропорции распределения прибыли  можно пренебречь.

    В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует  свою продукцию, эффективность капитализации  прибыли в процессе ее распределения  возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в  предстоящем периоде гораздо  большую норму прибыли на реинвестируемый  капитал, чем в предшествующие периоды.

    Внутренние  факторы оказывают решающее воздействие  на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать  их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного  предприятия. К числу важнейших  из этих факторов относятся: уже упоминавшийся  менталитет собственников предприятия, рентабельность деятельности, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов, альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов, стадия жизненного цикла  предприятия, риски осуществляемых операций и видов деятельности, уровень  текущей платежеспособности предприятия.

    Так, при низком уровне рентабельности хозяйственной  деятельности (а соответственно и  меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций  ее распределения существенно ограничена.

    Если  в портфеле предприятия имеются  готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно  превышает средневзвешенную стоимость  капитала, и такие проекты, могут  быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях) должна существенно возрасти. Ряд  ранее начатых инвестиционных проектов могут требовать ускоренного  завершения в условиях усиливающейся  конкуренции, меняющейся конъюнктуры  рынка и т.п. При недостатке инвестиционных ресурсов для завершения их реализации следует отказаться от высокого уровня потребления прибыли в пользу ее капитализации.

    Если  потребность в инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования, то возможности использования прибыли  на цели потребления существенно  расширяются. И наоборот - если прибыль  является основным внутренним источником финансовых ресурсов предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к  внешним источникам финансирования).

    На  ранних стадиях своего жизненного цикла  предприятия вынуждены больше средств  инвестировать в свое развитие, ограничивая  размеры выплат доходов собственникам. Это связано с высоким уровнем  инвестиционных потребностей таких  предприятий, их ограниченным доступом к кредитным ресурсам, более высокой  стоимостью привлекаемого капитала. В то же время предприятия в  стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального  инвестирования, имеют возможность  привлекать необходимые им кредитные  ресурсы на более выгодных условиях, а, следовательно, могут обеспечить более высокие размеры выплат доходов владельцам и персоналу.

    Если  предприятие ведет агрессивную, высокорисковую политику в отдельных  сферах своей деятельности или осуществляет большой объем отдельных хозяйственных  операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств  направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов. Без обеспечения такого минимального внутреннего страхования хозяйственной деятельности возрастает неотвратимая угроза банкротства предприятия.

    Если  собственников волнует угроза потери финансового контроля над управлением  предприятием при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходимость существенного  увеличения доли собственной его  части, а это означает, что при  распределении прибыли уровень  ее капитализации должен существенно  повышаться.

    В условиях низкого уровня текущей  платежеспособности, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие  не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление. Это привело  бы к значительному снижению уровня ликвидности активов, а также  к возрастанию угрозы банкротства  предприятия. Снижение платежеспособности более опасно, чем снижение уровня дивидендных выплат с его отрицательным  воздействием на рыночную цену акций.

    Дивидендная политика представляет собой часть  управления распределением прибыли. Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных  обществах. Однако все названные  нами принципы распределения прибыли  применимы не только к акционерным  обществам, но и к предприятиям любой  иной формы деятельности. Меняется только терминология - вместо терминов акция и дивиденд используются термины  пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам  остается таким же. Распределение  прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный  его вариант. В принципе же, в более  широкой трактовке под термином "дивидендная политика" можно  понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его  вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Сложность и взаимосвязь проблем, стоящих  перед организациями, позволяет  сделать вывод, что изменить ситуацию путем одноразовых мероприятий  нельзя: требуются системные и  поэтапные преобразования с использованием современных подходов и методов, а также целенаправленное управление рыночными изменениями на внутрифирменном  рынке.

    Одной из особенностей существования предприятия  в переходной экономике является то, что должны быть решены проблемы  обеспечения удовлетворительного  текущего финансового состояния, а  также приняты меры по обеспечению  экономического  роста в перспективе. Для этого необходимо эффективное  управление. В настоящее время  управление предприятием является промежуточным, переходным, так как оно является уже не командно-административным, но еще и не рыночным.

       В ходе работы нами были рассмотрены  основные вопросы, связанные с процессом  выбора и формирования дивидендной  политики предприятия. Можно сделать  следующие вводы:

       Сущность  дивидендной политики заключается  в выборе оптимального соотношения  между долей прибыли отвлекаемой  из оборота, т.е. выплачиваемой в  виде дивиденда, и долей, которая  направляется на расширение бизнеса.

       Дивидендная политика должна рассматриваться в  свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено  более прибыльное применение для  дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое  значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.

       Из  проведенной работы можно сделать  вывод о том, что:

       Во-первых, выплата дивидендов определенно  влияет на рыночную стоимость предприятия. Изменение цены акций после объявления изменения выплачиваемых по ним дивидендов находится в прямой зависимости от изменения величины дивидендов. Таким образом, если компания повышает норму выплат в виде дивидендов, то это может послужить причиной увеличения цены акций. С другой стороны, увеличение дивидендных выплат приведет к уменьшению объема капиталовложений предприятия, в результате чего ожидаемый в будущем темп роста масштабов деятельности компании снизится, что, скорее всего, приведет к снижению цены акций. Это означает, что какие-либо изменения в политике выплат будут иметь два противоположных результата: либо высокие текущие дивиденды и рост цены акций в краткосрочном периоде, либо капитализация прибыли в надежде на будущий рост дивидендов и устойчивый рост цены акций в долгосрочной перспективе. Отсюда можно сделать вывод, что компания должна стремиться найти тот баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который способствует устойчивому развитию хозяйственной деятельности предприятия с одной стороны, и максимизирует цену акций с другой, что особенно актуально для российских акционерных обществ, недооцененных по сравнению с зарубежными аналогами.

       Во-вторых, дивидендная политика определяет состав акционеров. Акционеров привлекают те предприятия, которые проводят активную дивидендную политику, и которая  их устраивает. Им небезразличен выбор  между дивидендами и доходами от прироста капитала, и многие из них  предпочитают получение дивидендов, поскольку каждая единица дохода, выплаченная им в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому  стоит больше, чем доход в виде прироста капитала, получение которого отложено на будущее. С позиций данного  подхода, максимизация дивидендных  выплат на предприятии выглядит предпочтительнее капитализации дохода. Однако, по разным причинам, одни акционеры могут быть заинтересованы в выплате денежных дивидендов, другие – в реинвестировании прибыли.

       В целом, при выборе дивидендной политики менеджмент предприятия должен учитывать  различия в ценностях своих акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован  в получении дивидендов, то менеджменту  предприятия необходимо принимать решение о выплате дивидендов и соответствующим образом формировать дивидендную политику. При этом меньшинство акционеров, несогласных с принятой на предприятии практикой выплаты дивидендов, реинвестируют свой капитал в другие компании, а состав акционеров станет однородным.

       В-третьих, акционеры предпочитают денежную форму  выплат прочим формам выплаты дивидендов. Акционерам важно не только то, какую  часть прибыли распределяет акционерное  общество на дивиденды, но и то, в  какой форме они их получают. Акционерное  общество может выплачивать денежные дивиденды, дивиденды акциями, а  также может проводить выкуп  собственных акций. В международной  и российской практике денежные дивиденды  являются наиболее распространенной формой выплат. Для акционеров выплата денежных дивидендов является наиболее удобной  формой получения денежных средств.

    Прибыль характеризует финансовый результат  хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится  к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако показатели эффективности и перспективы  дальнейшего функционирования и  развития акционерного общества зависят  не только от размера прибыли в  текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его  деятельности. Одним из таких направлений  является распределение чистой прибыли  в виде выплаты дивидендов акционерам, т.е. собственникам акционерного общества. Следствием этого является необходимость  формирования и оптимизации дивидендной  политики, которая в результате выступает  как одна из форм распределения чистой прибыли акционерного общества.

    Решения акционерного общества в области  дивидендов переплетаются с другими  решениями по финансированию и инвестиционными  решениями. Некоторые акционерные  общества выплачивают низкие дивиденды, поскольку менеджмент оптимистично настроен относительно перспектив общества и намерен использовать чистую прибыль  на цели развития. В этом случае дивиденды выплачиваются, если после удовлетворения инвестиционных нужд акционерного общества остается не капитализированная прибыль. Другие акционерные общества финансируют капвложения за счет долгосрочных кредитов и займов, что позволяет направлять значительную часть чистой прибыли на выплату дивидендов.

    В научной среде до сих пор существует полемика о том, насколько важна  дивидендная политика в деятельности акционерного общества, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата  дивидендов на его рыночную стоимость  и, следовательно, на благосостояние акционеров.

    Актуальность  темы данного исследования также  подтверждается тем, что опыт большинства  российских акционерных обществ  в вопросе о дивидендной политике находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не рассматривается предприятиями  как инструмент воздействия на рыночную стоимость предприятия. Так, по некоторым  оценкам, «не менее 60-70% акционерных  капиталов в России собрано крупные  или контролирующие пакеты, собственники которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости  предприятия, в получении доходов  через дивиденды и на основе роста  биржевых котировок». Данное исследование обращает внимание на важность формирования и оптимизации дивидендной политики в процессе инвестиционной и финансовой деятельности российских акционерных  обществ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Об акционерных  обществах: Федеральный закон РФ от 26.12.95г. 208 №-ФЗ. // Консультант Плюс.
  2. Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. –2005г., №3
  3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007г.
  4. Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. – 2006г.
  5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007г.
  6. Ковалев В.В., «Финансовый анализ», М: Финансы и статистика, 2-ое издание, 2006г.
  7. Ковалев В.В., «Финансовый анализ. Методы и процедуры», М: Финансы и статистика, 2006г.
  8. Колчина К.В., «Финансы предприятия», М: Юнити, 2-ое издание, 2007г.
  9. Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. – 2006г. - № 4.
  10. Сайфулин Н.Е. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Консультант директора. – 2007г.
  11. Стоянова Е.С., «Финансовый менеджмент», М: Перспектива, 5-ое издание, 2005г.
  12. Сайт Центрального Банка России, http://www.cbr.ru
  13. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики, http://www.gks.ru
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

  Коды
Форма № 2 по ОКУД 0710002
За 2010 год Дата (год, месяц, число) 2010 12 31
Организация: открытое акционерное общество"Уфаоргсинтез" по ОКПО 05766563
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 0277014204
Вид деятельности:  производство прочих основных орг-х хим. веществ по ОКВЭД 24.14.1
Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество/смешанная российская собственность с долей собственности субъектов РФ по ОКОПФ/ОКФС 47 42
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384
Наименование  показателя Код стр. За  отчетный период За  аналогичный период предыдущего года
1 2 3 4
Доходы  и расходы по обычным  видам деятельности      
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 010  
 
7 178 468
7 008 505

7 008 505

7 008 505

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (5 514 080) (5 099 621)
Валовая прибыль 029 1 664 388 1 908 884
Коммерческие  расходы 030 (132 638) (88 891)
Прибыль (убыток) от продаж 050 1 531 750 1 819 993
Прочие  доходы и расходы      
Проценты  к получению 060 25 334 21 346
Проценты  к уплате 070 (2 511) 0
Доходы  от участия в других организациях 080 263 295
Прочие  доходы 090 3 830 457 530 357
Прочие  расходы 100 (3 254 846) (751 136)
          Прибыль (убыток) до налогообложения 140 2 130 447 1 620 855
Отложенные  налоговые активы 141 (1 246) 2 565
Отложенные  налоговые обязательства 142 (17 199) (14 128)
Текущий налог на прибыль 150 (528 435) (468 517)
Иные  аналогичные платежи 180 (3 474) (475)
          Чистая  прибыль (убыток) отчетного  периода  190 1 580 093 1 140 300
Справочно. 
Постоянные налоговые обязательства (активы)
 
200
 
35 573
 
91 075

РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

Показатель За  отчетный период За  аналогичный период предыдущего года
Наименование код прибыль убыток прибыль убыток
Штрафы, пени и неустойки, признанные или  по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании 210 21 576

21 576

21 576

21 576

21 576

 
 
 
 
(320)
 
 
 
 
2 782
(14)
Прибыль (убыток) прошлых лет 220 7 721 (2 339) 4 537 (4 896)
Курсовые  разницы по операциям в иностранной  валюте 240 
 
2 249

2 249

2 249

(6 976) 7 462 (6 131) 
 
Списание  дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковый  давности 260 
 
523

523

523

523

 
 
 
(8 542)
 
 
 
139 676
(623) 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

  Коды
Форма № 1 по ОКУД 0710001
на  31 декабря 2010 г. Дата (год, месяц, число) 2010 12 31
Организация: открытое акционерное общество"Уфаоргсинтез" по ОКПО 05766563
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 0277014204
Вид деятельности:  производство прочих основных орг-х хим. веществ по ОКВЭД 24.14.1
Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество/смешанная российская собственность с долей собственности субъектов РФ по ОКОПФ/ОКФС 47 42
Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384
 
АКТИВ Код стр. На  начало отчетного  года На  конец отчетного  периода
1 2 3 4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Нематериальные  активы 110 15 29
Основные  средства 120 1 941 271 3 046 648
Незавершенное строительство  130 343 671 378 176
Доходные  вложения в материальные ценности  135 0 32 040
Долгосрочные  финансовые вложения  140 3 373 842 96 896
Отложенные  финансовые  активы 145 6 639 5 393
ИТОГО по разделу I 190 5 665 438 3 559 182
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы 210 539 774 627 685
в том  числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности  211 461 770 479 833
затраты в незавершенном производстве 213 6 787 2 376
готовая продукция и товары для перепродажи  214 24 342 65 349
расходы будущих периодов 216 46 875 80 127
Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям  220 110 224 27 385
Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты)  
240
1 208 509 678 173

678 173

в том  числе:      
покупатели  и заказчики  241 15 072 20 971
Краткосрочные финансовые вложения  250 122 237 600 000
Денежные  средства 260 562 897 746 995
ИТОГО по разделу II 290 2 543 641 2 680 238
БАЛАНС 300 8 209 079 6 239 420
 

 

ПАССИВ Код стр. На  начало отчетного  года На  конец отчетного  периода
1 2 3 4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ      
Уставный  капитал  410 112 933 112 933
Добавочный  капитал  420 772 535 757 367
Резервный капитал  430 16 940 16 940
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 16 940 16 940

16 940

Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 470 3 545 856 4 061 248
ИТОГО по разделу III 490 4 448 264 4 948 488
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Отложенные  налоговые обязательства 515 35 312 52 511
ИТОГО по разделу IV 590 35 312 52 511
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА      
Кредиторская  задолженность 620 3 723 534 740 425
в том числе: поставщики и подрядчики  621 251 862 189 158
задолженность перед персоналом организации  622 66 280 81 124
задолженность перед государственными внебюджетными  фондами  623 1 906 1 486

1 486

задолженность по налогам и сборам 624 198 649 149 784
прочие  кредиторы  625 3 204 837 318 873
Задолженность перед участниками (учредителям) по выплате доходов  630 926 496 907
Доходы  будущих периодов 640 1 043 1 089
ИТОГО по разделу V 690 3 725 503 1 238 421
БАЛАНС 700 8 209 079 6 239 420

Информация о работе Анализ распределения и использования прибыли и разработка дивидендной политики