Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:53, курсовая работа
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Приватизация
Актуальность данной темы, состоит в том, что последнее десятилетие характеризуется радикальными преобразованиями в отношениях собственности, суть которых заключается в разгосударствлении и в утверждении плюралистической её структуры. Этот процесс получил повсеместное распространение в бывших социалистических странах. Он идет и в России, где им охвачены все отрасли реального сектора экономики. В индустриальных отраслях ныне развертывается большая приватизация, в сельском хозяйстве приватизационные процессы также осуществляются довольно интенсивно.
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3/71991 понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий".
Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.
В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики. Главными целями приватизации в 1992 году являлись:
Приватизация в России
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества в российской федерации по отдельным отраслям экономики в %.
1993  | 
  1995  | 
  1996  | 
  1997  | 
  1998  | 
  1999  | 
  2000  | 
  2001  | 
  2002  | 
  2003  | |
Всего  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
в том числе по отраслям:  | 
  ||||||||||
Промышленность  | 
  28,1  | 
  20,6  | 
  17,3  | 
  13,3  | 
  10,8  | 
  9,1  | 
  7,0  | 
  5,4  | 
  5,4  | 
  19,3  | 
из нее топливная  | 
  0,1  | 
  1,0  | 
  0,6  | 
  0,3  | 
  0,2  | 
  -  | 
  0,2  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Сельское хозяйство  | 
  1,6  | 
  1,9  | 
  2,2  | 
  1,6  | 
  2,3  | 
  2,9  | 
  0,4  | 
  1,0  | 
  0,7  | 
  12,4  | 
Строительство  | 
  8,9  | 
  9,3  | 
  10,2  | 
  6,8  | 
  4,9  | 
  4,1  | 
  4,3  | 
  2,8  | 
  2,4  | 
  11,8  | 
Транспорт и связь  | 
  3,0  | 
  3,0  | 
  3,5  | 
  2,1  | 
  2,4  | 
  2,3  | 
  1,5  | 
  1,9  | 
  1,3  | 
  6,2  | 
Торговля  | 
  33,4  | 
  32,1  | 
  29,1  | 
  27,3  | 
  22,6  | 
  21,4  | 
  16,9  | 
  15,7  | 
  18,4  | 
  23,7  | 
Общественное питание  | 
  6,6  | 
  5,8  | 
  4,4  | 
  4,7  | 
  3,3  | 
  2,1  | 
  1,5  | 
  1,6  | 
  1,9  | 
  0,9  | 
Жилищно-коммунальное хозяйство  | 
  …  | 
  6,1  | 
  7,5  | 
  13,6  | 
  14,5  | 
  11,0  | 
  11,0  | 
  9,3  | 
  8,9  | 
  2,8  | 
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение  | 
  …  | 
  0,8  | 
  1,2  | 
  1,4  | 
  1,1  | 
  1,3  | 
  0,9  | 
  1,3  | 
  1,3  | 
  1,4  | 
Образование  | 
  …  | 
  0,5  | 
  0,6  | 
  1,3  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  0,9  | 
  1,2  | 
  0,9  | 
  0,5  | 
Культура и искусство  | 
  …  | 
  0,7  | 
  1,4  | 
  1,0  | 
  1,0  | 
  0,8  | 
  0,9  | 
  1,0  | 
  1,2  | 
  0,5  | 
наука и научное обслуживание  | 
  …  | 
  1,8  | 
  2,2  | 
  1,2  | 
  0,9  | 
  0,5  | 
  0,6  | 
  0,4  | 
  0,6  | 
  4,6  | 
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения  | 
  …  | 
  4,3  | 
  2,9  | 
  3,5  | 
  4,2  | 
  2,4  | 
  2,3  | 
  1,7  | 
  2,2  | 
  2,1  | 
Другие отрасли  | 
  18,4  | 
  13,1  | 
  17,5  | 
  22,2  | 
  31,1  | 
  41,2  | 
  51,8  | 
  56,7  | 
  54,8  | 
  13,8  | 
Из всего приватизированного государственного и муниципального имущества – имущество отрасли «Бытовое обслуживание населения» (производственные и непроизводственные виды)  | 
  17,0  | 
  12,1  | 
  7,5  | 
  7,1  | 
  7,4  | 
  5,1  | 
  4,5  | 
  3,6  | 
  3,7  | 
  6,9  | 
Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
Подводя итог данной главе, стоит отметить, что допущенные в ходе приватизации ошибки, деформации, отступления от общих принципов нуждаются в объективном анализе не только для того, чтобы впредь были приняты меры для их предотвращения, но и для того, чтобы в дальнейшем ходе реформ были осуществлены правильные корректировки, нацеленные на более полную реализацию принципа социальной справедливости, усиления воздействия приватизации в сельском хозяйстве на динамику экономического роста страны и самого сельского хозяйства, повышения эффективности функционирования отрасли и АПК в целом.
Для этого необходимым 
Итоги приватизации
К важнейшим 
особенностям российской модели приватизации 
можно отнести следующие 
Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
Составлялись 
ежегодные государственные 
Из-за отсутствия финансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах директоров и государственных чиновников.
При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
Начало нового этапа приватизации
В конце декабря 2009 года Правительство РФ одобрило прогнозный план приватизации федимущества на 2010 г и основные направления приватизации на 2011-2012 гг.
В план приватизации на 2010 г включены пакеты акций 449 АО, от продажи которых планируется выручить 17 млрд. руб. из них 444 АО - не очень большие предприятия, за акции которых планируется выручить до 5 млрд. руб. Также в перечень включены пакеты акций 5 крупных АО с прогнозной стоимостью продажи на сумму более 500 млн. руб. В их числе ТГК-5, Росгосстрах, Московский метрострой.
Кроме того, около 1 млрд. руб. в следующем году планируется выручить от продажи некоторых объектов казны.
На 2010 
г подготовлен перечень из 28 предприятий, 
входящих в перечень стратегических, 
пакеты акций которых также могут 
быть выставлены на продажу в случае 
одобрения этого решения 
Правительство решило вернуться к практиковавшемуся в 1990-е гг. способу покрытия бюджетного дефицита и намерено заняться распродажей долей государства в различных компаниях. Инициатором предложения выступило Министерство финансов, о подробностях плана рассказали в интервью российским СМИ источники в ведомстве.
В 2011 - 2013 гг. в Минфине надеются получить за счет продажи акций десятка компаний около 900 млрд. рублей. Так, в 2010 г. ожидается сбыт активов на 298 млрд. руб., в 2012 г. - на 276,1 млрд. руб., в 2013-м - на 309,4 млрд. рублей. В списке организаций, доли в которых решило сбыть государство, числятся такие крупные компании, как "Роснефть", Внешторгбанк, Сбербанк и "Российские железные дороги".
В план, предложенный министерством, включена продажа 27% акций "Транснефти" (сейчас доля государства составляет 78,1%), 24,16% акций "Роснефти" (сейчас - 75,16%), 25% минус одна акция - "РЖД" (100%), 9,3% - "Сбербанка" (60,3%), 24,5% - ВТБ (85,5%), 28,11% - "ФСК ЕЭС" (79,11%), 9,38% - "РусГидро" (60,38%), 49% - АИЖК (100%), 49% - Россельхозбанка (100%), 25% минус одна акция - Совкомфлота (100%).
Стоит отметить, что многие из продаваемых активов ранее входили в число стратегических. Однако в июне 2010 г. президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому чисто стратегических предприятий в РФ сокращается в пять раз. Впрочем, окончательно отказываться от контроля над компаниями в Белом доме не намерены: инициатива предусматривает, что за государством и после продажи части акций останется контрольный пакет.
Рыночная 
стоимость продаваемой 
Пакет акций Сбербанка при текущей капитализации может стоить 160 - 170 миллиардов рублей, пакет ВТБ - более 200 миллиардов рублей. Только эти три компании полностью перекрывают план Минфина по объемам привлечения средств. Если оценить и остальные пакеты, то можно сделать вывод о том, что Минфин планирует продавать компании с дисконтом до 50%. Чем объясняется столь скромная оценка Минфина, сказать достаточно сложно, возможно, это обусловлено традиционным пессимистичным подходом министерства к планированию.
Предложение Минфина приватизировать часть госпакетов десяти крупных банков и компаний пока не вызвало отклика у предлагаемых к продаже, хотя многие из них ранее обсуждали такую возможность. Опрошенные РИА Новости эксперты перспективы новой волны приватизации оценили позитивно - по их мнению, желающие приобрести кусочек "Роснефти" или Сбербанка непременно найдутся, и государству удастся за три года получить ожидаемые 883,5 миллиарда рублей допдоходов, а то и больше.
Масштабная приватизация 1990-х годов в начале этого века фактически сошла на нет. Пожалуй, единственным значимым исключением стала электроэнергетическая отрасль, в которую в результате реформы РАО ЕЭС уже в 2000-х годах пришли частные инвесторы. Вместе с тем, при сравнительно небольших объемах размещения шуму наделали "народные" IPO Сбербанка, ВТБ и "Роснефти".
Если все предложения Минфина будут реализованы, доходы от приватизации госсобственности значительно превысят даже самые оптимистичные оценки Минэкономразвития. Согласно инициативе ведомства, приватизация принесет в бюджет 2011 года 298 миллиардов рублей, 2012 года - 276,1 миллиарда рублей, 2013-го - 309,4 миллиарда рублей. В целом допдоход за трехлетку составит 883,5 миллиарда рублей.