Анализ отклонений фактических расходов от назначенных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание

Рынок жилищно-коммунальных услуг, как и всякий рынок, обусловлен действием закона спроса и предложения, которые свою очередь зависят от движения цен. Если говорить о спросе на жилищно-коммунальные услуги, здесь надо учитывать следующие моменты. Спрос как рыночная категория всегда связан с материальным положением тех лиц, которые выходят на рынок. Так как речь идет о платежеспособном спросе, то в его рамках надо выделять различные группы населения, а именно ту часть, которая живет за чертой бедности, имеет жизненный уровень, приближенный к официальному, имеет доходы выше этого уровня и, наконец, наиболее обеспеченных граждан.

Содержание

1 Финансы жилищно-коммунального хозяйства 3
1.1 Характеристика рынка жилищно-коммунальных услуг как объекта финансовых отношений 3
1.2 Содержание и особенности финансовых потоков жилищно-коммунального хозяйства 6
1.3 Понятие и направления финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства 7
1.4 Современное состояние и правительственная концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса 9
1.5 Тарифная политика в коммунальной сфере и ее совершенствование 15
1.6 Органы местного самоуправления и тарифное регулирование 17
1.7 Совершенствование механизма бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы 22
1.8 Приоритеты и резервы финансового оздоровления предприятий ЖКХ 23
2 Анализ отклонений фактических расходов от назначенных 26
2.1 Факторный анализ отклонений 26
2.2 Классификация отклонений. Расчет отклонений 27
3 Задача 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Финансы бюджетных организаций_Вариант 7.doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)

     Как отмечается, центральным звеном данного процесса должно стать принятие федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», что в сочетании с мероприятиями по финансовому оздоровлению благоприятно повлияет на экономическую ситуацию в отрасли.

     Что следует понимать под финансовым оздоровлением организаций ЖКХ? Необходимость проведения каких  мероприятий предполагает под собой  их финансовое оздоровление? В действующем законодательстве понятие «финансовое оздоровление» представлено в двух качествах. Во-первых, в качестве процедуры банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности (ст. 2 Федерального закона 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)). Во-вторых, в качестве комплекса мер, направленного на выработку всеми кредиторами единых условий проведения реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей до проведения процедур банкротства (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»).

     Под финансовым оздоровлением организаций  ЖКХ в нормах проекта закона понимается комплекс мероприятий, применяемых к организациям ЖКХ, и направленных на погашение и реструктуризацию их задолженности перед кредиторами, а также задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды.

     Нормами проекта закона предусмотрены следующие  меры финансового оздоровления организаций ЖКХ:

  • возмещение организациям ЖКХ финансовых потерь от реализации услуг населению и бюджетным учреждениям;
  • реструктуризация задолженности организаций ЖКХ по налогам, сборам, а также обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды;
  • осуществление капитальных вложений по программам развития организаций ЖКХ.

     При этом финансовое оздоровление организаций  ЖКХ предполагается на основе принципов:

  • добровольности и равнодоступности;
  • обеспечения единых условий для проведения финансового оздоровления;
  • конфиденциальности.

      1.4 Современное состояние и правительственная концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса

     Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса было обусловлено неэффективной  системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

     Содержание  этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и  для бюджетной сферы.

     В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 г. население оплачивало около 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически, с учетом льгот и субсидий – около 40%.

     В свою очередь сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального  комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах – получателях финансовой помощи.

     В 2005 г. недофинансирование жилищно-коммунального  хозяйства составляло более 20% объема необходимых средств. Проблема усугублялась огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве явилась источником цепочки неплатежей, которая охватила практически все отрасли экономики.

     Необходимость реформирования отрасли была вызвана  прежде всего переходом нашей  страны на рыночные условия хозяйствования. Доля частного жилищного фонда в 2004 г. составила более 73,5% по сравнению с 33% в 1990 г. По оценке, основанной на данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5% жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем для периода становления рынка жилья.

     Выступив  на начальном этапе экономических  реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны.

     Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного  действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

     Следствием  этого стали обострение проблемы снабжения населения России питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 м3 воды на 30% выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5-2 раза дольше, чем на аналогичных европейских предприятиях, потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

     Данные  аудиторских проверок показывают, с  одной стороны, занижение тарифов  по сравнению с экономически обоснованным уровнем (чаще всего при невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны – наличие неиспользованных резервов (15-20%) даже при самых низких тарифах.

     Анализ  большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

     В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций. По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации.

     Монополизм  коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности  за количество и качество оказываемых  услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

     Невыполнение  бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов  обусловливают непривлекательность  жилищно-коммунального комплекса  для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

     Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

     Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 года №797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. стало базовым документом, направленным на реформирование ЖКХ.

     Цели  и задачи. Основными целями подпрограммы являются:

  • Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения.
  • Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.
  • Адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

     Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • Обеспечить финансовое, оздоровление жилищно-коммунальных предприятий.
  • Обеспечить условия для снижения издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
  • Обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса.
  • Оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса.

     Срок  реализации – 2002-2010 гг.

     Подпрограммы.

     1-й  этап – 2002-2003 гг.

     2-й  этап – 2004-2005 гг.

     3-й  этап – 2 006-2010 гг.

     На  первом этапе (2002-2003 гг.) предполагалось реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих результатов:

  • инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
  • прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
  • ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;
  • переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;
  • совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

     Планируется привлекать бюджетные ресурсы, а  также средства международных кредитных  организаций для финансирования наиболее эффективных (в том числе  с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности регионов.

     Планируется также в основном завершить формирование необходимой законодательной и  иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий – естественных локальных монополистов.

     На  втором этапе (2004-2005 гг.) предполагалось обеспечить:

  • развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
  • переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;
  • развитие концессионных механизмов;
  • повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

     На  третьем этапе (2006-2010 гг.) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого  функционирования жилищно-коммунального  комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

     Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Информация о работе Анализ отклонений фактических расходов от назначенных