Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе речь пойдет о товароведной характеристике продукции. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и, в конечном счёте определяют эффективность работы торгового предприятия. Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на формирование ассортимента товаров, показать, как управляется ассортимент в торговом предприятии на конкретном примере.

Работа состоит из  1 файл

Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

хлеб и хлебобулочные  изделия

бакалейные товары (крупа, мука, макаронные изделия, сахар, соль, чай, кофе)

кондитерские изделия

гастрономические  продукты (колбасы, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные  напитки)

мясо, рыба

плоды, овощи

Рассмотрим глубину  торгового ассортимента на примере плодовых соков, которые представлены следующими торговыми марками: «Добрый», «Rich», «Nico», «Фруктовый сад», «Моя семья», «ВВ», «Да», «Любимый сад», «Славный», «Чемпион», «Я», «J7», «Тонус»,

Исходя из этих данных можно установить, что глубина ассортимента данной продукции составляет 13 торговых марок: Гл -13. Кроме того, единицей измерения показателя глубины может служить модификация торговой марки или товарный артикул. Например, сок «Добрый» имеет следующие модификации - апельсиновый, яблочный, ананасовый, томатный, персиковый, мультифруктовый: «Rich» - яблочный, апельсиновый, персиковый, со вкусом манго, виноградный, мультифруктовый; «Тонус» - яблочно-апельсиновый, персико-апельсиновый, вишнёво-яблочный, яблочно-виноградный. А например сок «Моя семья» представлен следующими товарными артикулами, различающимися упаковкой, её вместимостью - 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2 л.

В условиях насыщенного  рынка широкий ассортимент товаров  обеспечивается за счёт увеличения количества товаров отдельных видов, но разных товарных марок и их модификаций. Зачастую различия между торговыми марками, производимыми различными изготовителями, несущественны и обусловлены в основном разным рецептурным составом, упаковкой и маркировкой. Это объясняется тем, что возможности разработки принципиально новых видов и наименований товаров ограничены из-за отсутствия или недостаточности нетрадиционного сырья и/или технологий. Поэтому для формирования спроса и стимулирования продаж организации-производители вынуждены затрачивать больше средств, в том числе на рекламу и Брендинг (метод создания престижности и известности торговой марки).

Рассмотрим показатель устойчивости ассортимента на примере  хлебной продукции. В магазине «Алейторг» ассортимент хлеба представлен  следующими наименованиями: «Русский», «Славянский», «Столичный», «Пшеничный», «Деревенский», «Бородинский», «Хлеб на молочной сыворотке», «Хлеб с отрубями», а также батоны: «Бутербродный», «Сибирский», «Батон на молочной сыворотке».

Таким образом, данный ассортимент представлен 11 наименованиями, то есть Шд-- 11, однако устойчивым спросом у потребителей пользуются только шесть наименований (У=6) - это хлеб «Русский», «Славянский», «Пшеничный», «Хлеб на молочной сыворотке»; батоны: «Бутербродный», «Батон на молочной сыворотке».

Исходя из этих данных можно определить, что коэффициент  устойчивости хлеба составляет около 54,5%:

Это говорит о том, что более 50% реализуемого хлеба  в магазине является устойчивым товаром  и постоянно потребляется населением.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Потребители товаров  устойчивого ассортимента могут  быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определённое наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Изготовители и  продавцы чаще всего стремятся расширить  количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь ввиду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Новизна (обновление) ассортимента - ещё один важный показатель, который мы определим на примере  молочно-кислой продукции (в частности  для йогуртов).

Итак, в магазине «Алейторг» ассортимент йогуртов представлен на

именованиями: «Эрмигурт», «Услада», «Нежный», «Чудо», «Растишка», «Даниссимо», «Activia», «Actimel».

Таким образом, действительная широта данной продукции составляет 8 наименований (Шд =8), причём 3 этих наименований (Н=3): «Нежный», «Даниссимо», «Activia», - появились на прилавках магазина сравнительно недавно, то есть они относятся к новому товару. Следовательно, можно посчитать степень обновления:

Этот коэффициент  показывает нам, что обновляемость  товара составляет 37,5%, а это значит, что в магазине товар периодически обновляется, ведётся закупка новых видов товара.

Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять  ассортимент, являются замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом. Перечень основных фирм и организаций, осуществляющих снабжение предприятия, доля их продукции в общем объеме закупок и ассортимент товаров приведен в таблице 1.

Таблица 1. - Классификация  поставщиков продукции в магазине «Алейторг»

 
Наименование  поставщика Ассортимент товаров Объем закупок    
    тыс. руб. Удельный вес, %  
общий объем  закупок   2798 100  
местные поставщики/изготовители   369 13,2  
хлебозавод хлеб и х/бул  изд. 209 56,6  
рыбный цех  ОАО «Алейский» пресервы, вяленая  и соленая рыба 48 13,0  
кондитерский цех Кондитерские изделия 70 18,9  
мясной цех Мясные полуфабрикаты 42 11,4  
посредники (оптовые базы)   2419 86,8  
ООО «Краснотал» п-ф-ты, овощи, фрукты 270,5 11,1  
000 ТД «Изобилие» водки 257,3 10,6  
000 «Солнечные  продукты» растительное масло, семечки 95,2 3,9  
000 «Продсиб» б/а напитки, табачные изд,

тт-гЬ-ть.т к-пнг-рггат-т

209,2 8,6  
000 «Синтез  А» конд. изд 71,1 2,9  
000«Овчинниковский  мясокомбинат» колбасные изделия, мол. продукты 32,1 1,3  
ИП Колышкина T.B. овощи, фрукты 98,15 4,0  
ИП Ковалев P.O. крупы 104,2 4,3  
ТПК «Фестиваль» крупы, специи, вкусовые товары, бытовая химия 204,3 8,7  
ИП Жигулин конд. изд., снеки 85,6 3,5  
000 «Оптима» сигареты 75,8 3,1  
000 «Кузбасский  пищекомбинат» колбасные изделия, полуфабрикаты 76,86 3,2  
000 «Барнаульский Пищевик» колбасные изделия, деликатесы, полуфабрикаты 73,2 3,0  
ОАО «ПК  Балтика» пиво 78,6 3,2  
000 «Юнисан» пиво 56,1 2,3  
000 «Алейский  МСК» мол. продукты 93,5 3,8  
ТД «Русский ХолодЪ» п-ф-ты, мороженое 47,6 2,0  
ИП Барканов С.Д. морепродукты, суш. рыба 33,7 1,4  
ОАО «Комбинат  Русский хлеб и х/бул  изделия 42,5 1,7  
КД «Иона» мучные конд. изд 32,6 1,3  
000 «Молочная  Сказка» мол. продукты 61,5 2,5  
КГУП пФ «Молодежная» Яйцо,мясо кур 92,4 3,8  
000 «Алтайские  макароны» мак. изд. 28,6 1,2  
БМЗ «Персона» майонезы, кетчупы 46,5 1,9  
ЗАО «Алтайский бройлер» куры и п-ф-ты 33,2 1,4  
прочие   128,69 5,3  
         

Большая часть товаров  поступает от фирм-посредников или  завозится организацией самостоятельно с оптовых баз (86,6 %) от всех сумм закупок. Доля затрат на товарную продукцию от изготовителей составляет 13,2%. Организована работа по покупке товаров у частных предпринимателей: фрукты, овощи, крупы и снековая продукция. Кроме того, на территории населённого пункта действуют цеха по производству хлебобулочных, кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов и продуктов переработки рыбы, принадлежащие Сельскому Потребительскому обществу. Они поставляют в магазин значительное количество продукции по относительно низким ценам, поэтому данные таблицы свидетельствуют о малых затратных показателях закупок, хотя количественные показатели поставок при сравнении с иногородними поставщиками также высоки.

Основанием для  завоза продукции в магазин служит заявка, составляемая заведующим магазином  на основании данных о реализации товаров за предыдущий день и планируемых изменений ассортимента и количества товара.

Уровень рентабельности торгового предприятия ООО «Алейторг» определяет отношение прибыли к  товарообороту. Рентабельность показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте.

Таким образом, исходя из выше сказанного в ООО «Алейторг» количество заказываемых товаров рассчитывается так, чтобы обеспечить устойчивость ассортимента и бесперебойную продажу  до очередного завоза и вместе с  тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза. При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. При определении потребности в завозе скоропортящихся товаров учитывается емкость имеющегося в магазине холодильного оборудования.

2.3 Анализ структуры ассортимента колбасных товаров, реализуемых магазином «Алейторг» г. Алейска

Рассмотрим некоторые  показатели ассортимента отдельных  видов товаров на примере одного из магазинов «Алейторг». Определим  широту ассортимента, например, мясной продукции (в частности колбас), которая представлена в выбранном нами торговом предприятии.

При исследовании данного  вида продукции выяснилось, что ассортимент  колбас в этой торговой точке представлен  пятью производителями: Алейский мясокомбинат, Барнаульский пищевик, Кузбасский пищекомбинат, Овчинниковский мясокомбинат, Сибирская продовольственная компания. В свою очередь, колбасы подразделялись на варёные и копчёные. Варёные представлены видами собственно варёных колбас и ветчин, а копчёные - видами варено-копченых, полукопченых и сырокопченых, эти категории делятся уже на сервелаты, солями и собственно традиционную колбасу

Таблица 2. - Структура  ассортимента колбас в магазине «Алейторг» по поставщикам за период 2007-2009 гг.

 
Поставщики 2007 г 2008 г 2009г  
  вареные

колбасы кг

копч.

колбасы

кг

вареные

колбасы кг

копч.

колбасы

кг

вареные

колбасы кг

копч.

колбасы

кг

 
Алейский  мясокомбинат - 3650 - 4500 - 4850  
Кузбасский  пищекомбинат 2650 5670 3500 6420 4800 11670  
Сибирская продовольственная компания 10950 7300 11000 7300 11240 8540  
Барнальский пищевик 21900 14600 21950 15200 21980 16220  
Овчинниковский  мясокомбинат 25550 18250 26010 18540 26540 19800  
               

Таким образом по данным таблицы 2, в которой раскрыта структура  ассортимента колбас по поставщикам, мы видим, что основным поставщиком колбас в торговом предприятии «Алейторг» является Овчинниковский мясокомбинат. На его долю приходится 38,2 % всего ассортимента колбасных изделий реализуемых в магазине «Алейторг» за 2009 год. Менее всего пользуется спросом колбасы Алейского мясокомбината, на его долю приходится в 2009 году 4 % всей продукции. Нагляднее можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура  ассортимента колбасных изделий  реализуемых магазином «Алейторг» по поставщикам в 2009 году.

- 1. Алейский мясокомбинат 4,00%

- 2. Кузбасский пищекомбинат 10,01%

- 3. Сибирская продовольственная  компания 16,30%

- 4. Барнаульский пищевик  31,49%

- 5. Овчинниковский  мясокомбинат 38,20%

Таблица 3. - Ассортимент  вареных колбас, реализуемых магазином « Алейторг» за период 2007 - 2009 гг.

 
Наименование  изделия Среднедневной ассортимент  вареных колбас, кг.  
  2007г. 2008г. 2009г.  
Кузбасский  пищекомбинат: 8 9 13  
Георгиевская 5 5 5  
Бескиден - 2 5  
Кайзер 3 2 3  
Сибирская продовольственная компания: 30 30 31  
Молочная 10 10 11  
Чайная 10 10 10  
Покровская 10 10 11  
Барнаульский  пищевик: 60 60 60  
Нежная 10 10 10  
Докторская - 10 10  
Сливочная 20 20 20  
Любительская 30 20 20  
Овчинниковский  мясокомбинат: 70 71 72  
Молочная 15 16 15  
Телячья Премиум 20 20 22  
Чайная 20 20 20  
Докторская 15 15 15  
         

Информация о работе Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии