Учет и анализ финансовых результатов предприятия на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:08, дипломная работа

Описание

Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль (доход) – это конечный результат работы предприятия, стимулирующий дальнейшую производственную деятельность и создающий основу для ее расширения. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Содержание

Введение.......................................................................................................
Глава 1 Теоретические основы учета и проведение анализа финансовых результатов предприятия....................................................
1.1 Экономическая сущность и задача учета финансовых результатов деятельности предприятия...................................................................................
1.2 Учет финансовых результатов деятельности предприятия
1.3 Методы проведения анализа финансовых результатов предприятия
Глава 2 Общая характеристика технико-экономических показателей ОАО «Вяземский машиностроительный завод»
2.1 Общая характеристика ОАО «Вяземский машиностроительный завод».
2.2 Основные принципы ведения бухгалтерского учета в ОАО «Вяземский машиностроительный завод»
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Вяземский машиностроительный завод»
Глава 3 Учет и анализ финансовых результатов ОАО «Вяземский машиностроительный завод».
3.1 Учет финансовых результатов ОАО «Вяземский машиностроительный
3.2 Анализ финансовых результатов ОАО «Вяземский машиностроительный завод»
3.3 Рекомендации по совершенствованию учета финансовых результатов ОАО «Вяземский машиностроительный завод»....
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 95.60 Кб (Скачать документ)

Нераспределенная прибыль  представляет собой сумму чистой прибыли, не распределенной в виде дивидендов между участниками предприятия в соответствии с учредительными документами и отражается по кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). 
Общее определение прибыли предприятия сводится к увеличению капитала в результате ведения хозяйственной деятельности.

Не только прибыль, но и  расходы являются одним из основных предметов интереса с точки зрения управленческого учета, поскольку  как раз решения, принимаемые  в целях их сокращения, составляют основной доступный инструмент менеджера  в целях повышения эффективности  работы предприятия. Объем продаж в  основном зависит от маркетингового отдела и в короткой перспективе  является результатом его деятельности.

Учет и анализ  расходов необходимы и должны быть направлены на достижение высоких финансовых результатов. 
Расходы на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, — один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятия.  
Материальные расходы включают покупное сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции: основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта, покупная энергия всех видов; затраты, связанные с использованием природного сырья (включая плату за природные ресурсы); затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями. 
Расходы на оплату труда.  Сюда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным системам премирования, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; выплаты высвобождаемым работникам в связи с реорганизацией предприятия или сокращением штатов; единовременные вознаграждения за выслугу лет. 
Следует иметь в виду, что не все выплаты работникам фирмы включаются в себестоимость продукции. 
Суммы начисленной амортизации. В этой части затрат отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов. Прочие расходы.  В эту группу включаются некоторые виды налогов и сборов. 
Здесь отражаются расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. 
К прочим расходам относятся расходы по всем видам обязательного страхования имущества и некоторым видам добровольного страховании имущества. К последним относится добровольное страхование:

- транспортных средств;

- грузов;

- основных средств производственного назначения;

- нематериальных активов;

- рисков, связанных со строительно-монтажными работами;

- товарно-материальных запасов;

К «Прочим расходам» предприятия относятся арендные платежи за командировки по установленным нормам; оплата услуг по охране имущества, в том числе за пожарную и сторожевую охрану сторонними организациями и собственной службой безопасности, выполняющей функции защиты банковских и хозяйственных операций; расходы на оплату консультационных и аудиторских услуг; расходы на рекламу; на подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, (в частности, услуг факсимильной и спутниковой связи, электронной почты а также информационных систем).

Планирование расходов является одним из основных разделов плана  по производству и реализации продукции, так как показатели расходов оказывают  значительное влияние и в большей  степени определяют эффективность  работы предприятия.

Важнейшими показателями, от которых в значительной мере зависят  финансовые результаты работы предприятия, являются сумма и средний уровень расходов на производство и реализацию продукции. Снижение именно этих показателей при прочих равных условиях способствует росту прибыли на предприятие. 

 

 

1.3 Методы проведения анализа финансовых результатов предприятия

 

Эффективность функционирования любого предприятия во многом определяется его способностью приносить необходимую  прибыль. Для оценки этой способности  применяются методы анализа финансовых результатов деятельности, позволяющие  определить, насколько стабильны  получаемые доходы и производимые расходы; какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность  использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты; насколько эффективно управление компанией в целом.

Финансовый анализ в своем  традиционном понимании представляет собой метод исследования путем  расчленения сложных явлений  на составные части. В широком  научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и  процессов, в основе которого лежит  изучение составных частей, элементов  изучаемой системы.   Экономическая  сущность финансового анализа лучше  всего отражается в следующем  определении: финансовый анализ представляет собой оценку финансово – хозяйственной  деятельности предприятия в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем

В бухгалтерском учете, анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов, изучения финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах воспроизводства.

Финансовый результат  – это обобщающий показатель анализа  и оценки эффективности деятельности предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в анализе финансовых результатов предприятия. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

- систематический контроль за формированием финансовых результатов

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирования их величины

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности

- разработка мероприятий  по освоению выявленных резервов.

Прибыль и рентабельность отражают эффективность процесса производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятия, а с другой – источник доходов бюджетов различных уровней.

В условиях рыночных отношений  целью предпринимательской деятельности предприятия является получение прибыли. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

- основной внутренний  источник текущего и долгосрочного  развития предприятия;

- базовый фактор возрастания  рыночной стоимости предприятия;

- индикатор кредитоспособности предприятия;

- приоритетный интерес  собственников, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала;

- инструмент конкурентоспособности  предприятия при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

- гарант выполнения предприятием своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Обобщенная информация о  финансовых результатах представлена в формах №1, 2 и 5 бухгалтерской отчетности.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов  исследование, во-первых, изменений  каждого показателя за текущий анализируемый  период (“горизонтальный анализ”  показателей финансовых результатов  за отчетный период); во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей  и их изменений (что принято называть “вертикальным анализом” показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом  обобщенном виде динамики изменения  показателей финансовых результатов  за ряд отчетных периодов (т.е. “трендовый анализ” показателей).

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия предусматривает:

- оценку динамики абсолютных  и относительных показателей  (прибыли и рентабельности)

- определение влияния  отдельных факторов на размер  прибыли и уровень рентабельности

- выявление резервов роста  прибыли и рентабельности.

Для определения эффективности произведенных затрат на предприятии необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности.

Прибыль и рентабельность характеризуют все стороны финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение  суммы полученной (ожидаемой) прибыли  к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости  основных и оборотных средств, фонду  оплаты труда.

В машиностроении рентабельность определяют как отношение прибыли  к себестоимости за вычетом стоимости  использованного сырья, топлива, энергии, материалов и комплектующих изделий.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 Показатели рентабельности предприятия можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Рентабельность производства в самом общем виде определяется по формуле :

,    (1.1)

где Робщ – рентабельность, %;

Пч – сумма прибыли, тыс. руб.;

ОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.;

ОС – стоимость оборотных средств, тыс. руб.

Как видно из общей формулы  рентабельности производства факторами  роста её будут:

- величина прибыли;

-  стоимость и эффективность использования основных фондов;

-  стоимость и эффективность использования оборотных средств.

Чем выше прибыль, чем с  меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность  функционирования предприятия.

Рентабельность собственного капитала — это показатель прибыли  на вложенный капитал, и он рассчитывается по формуле:

  ,   (1.2).

где РСК − рентабельность собственного капитала, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

СКн.г.и СКк.г. − величина собственного капитала предприятия, на начало и конец года соответственно тыс. руб.

На уровень рентабельности собственного капитала влияют: уровень  налогообложения прибыли, финансовая структура капитала (соотношение  собственных и заемных средств), рентабельность продаж и оборачиваемость  активов.

Рентабельность продаж (коммерческая рентабельность) показывает, насколько  эффективно и прибыльно предприятие  ведет сою операционную (производственно - коммерческую) деятельность и рассчитывается отношением суммы прибыли к выручке  от реализации продукции. В зависимости  от используемого в расчетах показателя прибыли выделяют валовую, операционную и чистую рентабельность продаж.

Валовая рентабельность рассчитывается по формуле:

,       (1.3).

где РВ − валовая рентабельность продаж, %;

Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;

В – выручка от реализации, тыс. руб.

Коэффициент валовой прибыли  показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также  эффективность политики ценообразования.

Чистая рентабельность продаж характеризует эффективность всех видов деятельности предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой. Этот показатель отражает полное влияние  структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность. Данный показатель рассчитывается по формуле:

,       (1.4).

где РЧ − чистая рентабельность продаж, %;

Пч – читая прибыль предприятия, тыс. руб.;

Рентабельность реализованной  продукции определяемая как отношение  прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованной  продукции, административных затрат и  затрат на сбыт. Рассчитывается по формуле

,    (1.5).

где РР− рентабельность реализованной продукции, %;

Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;

Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.;

Задм− административные затраты, тыс. руб.;

Зсб – затраты на сбыт, тыс. руб.

Данный показатель характеризует  эффективность операционной деятельности и показывает, сколько предприятие  имеет операционной прибыли с  каждого руб. операционных затрат, рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Важность анализа, показателя рентабельности отдельных видов  продукции, связана с тем, что  предприятие может осуществлять контроль над затратами по ее производству и реализации. Если на рынке имеется достаточно высокий спрос на продукцию с низким уровнем рентабельности, предприятие может сделать выпуск такой продукции выгодным только сокращая затраты по ее производству. Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности её, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность производства, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия.

Информация о работе Учет и анализ финансовых результатов предприятия на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод»