Теория экономического анализа в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:51, реферат

Описание

Термин "анализ" происходит от греческого слова "аnalyzis" ("разделяю", "расчленяю"). В узком плане анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет изучить внутреннюю сущность предмета, явления, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Под анализом в широком, плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Работа состоит из  1 файл

Роль экономического анализа в системе управления предприятием.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Теория  экономического анализа в управлении предприятием

1.1.  Сущность, цели и задачи экономического анализа

Термин "анализ" происходит от греческого слова "аnalyzis" ("разделяю", "расчленяю"). В  узком плане анализ представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет изучить внутреннюю сущность предмета, явления, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Под анализом в широком, плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ, изучающий явления на макроуровне, т.е. на уровне общественно-экономической формации, национальной экономики и отрасли, является общетеоретическим; анализ хозяйственной деятельности предприятия (на микроуровне) конкретно-экономический.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы и конечные результаты, складывающиеся в результате воздействия объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов. Без данного анализа сегодня невозможна сознательная деятельность людей.

Основными источниками  информационного обеспечения анализа  являются данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию.

Содержание экономического анализа вытекает из функций и задач, которые он выполняет в системе других экономических наук, связанных с исследованием тенденций хозяйственной деятельности.

 

 

Основными задачами экономического анализа являются:

1. Повышение обоснованности  плановых решений по количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции (выполнения работ и оказания услуг) с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результатов исполнения планов. Экономический анализ характеризует выполнение заказов и планов, как в текущем периоде, так и по завершении отчетного периода, выявляет отклонения от плановых предположений, их причины и последствия. Очень важно, чтобы анализ осуществлялся оперативно, в ходе выполнения плановых заданий. Анализ по истечении отчетного периода имеет большое значение в плане констатации фактов для дальнейших оценок деятельности организации на перспективу.

2. Определение экономической  эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболее рациональное и эффективное использование ресурсов - важнейшая экономическая задача.

3. Определение влияния  различных факторов на изменение  величины этих показателей. При  оценке финансовых результатов  деятельности организаций используются количественные и качественные показатели. Например, размер прибыли организации в промышленной сфере определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует подразделения факторов, оказавших влияние на исследуемые показатели, на зависящие и независящие от организации.

4. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции. Экономический анализ помогает в изыскании резервов и упущенных возможностей на всех участках планирования и управления организацией. Выявление резервов в процессе экономического анализа происходит путем критической оценки принятых планов, сравнительного изучения выполнения планов различными подразделениями организации, однородными организациями данной системы, родственными организациями различных систем путем изучения и использования передового опыта внутри страны и за рубежом.

Эффективное управление предприятием, обеспечивающее ему долгосрочное существование в условиях рынка, требует стратегического планирования инструмента воспроизведения предпринимательского поведения.

В рамках данного  планирования решаются следующие задачи:

1. распределение ресурсов предприятия;

2. приспособление к  внешней среде путем выявления  различных вариантов деятельности  предприятия; 

3. обеспечение эффективной  внутренней деятельности предприятия,  учитывая сильные и слабые  стороны своего развития;

4. формирование структуры организации, используя опыт прошлых стратегических решений и развивая нового мышления управленческого персонала.

 

1.2. Виды и  классификация экономического анализа

Экономический анализ состоит из двух взаимосвязанных  разделов: управленческий анализ и финансовый анализ. Разделение экономического анализа на два обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Оба вида анализа подпитывают друг друга информацией, но вместе с тем каждый из них имеет свои особенности.

Особенностями управленческого анализа являются:

- результаты анализа  максимально закрыты в целях  сохранения коммерческой тайны;

- результаты анализа  ориентированы непосредственно  на руководство предприятия;

- изучаются  все  стороны деятельности предприятия,  детальный подход;

- анализ не регламентирован  со стороны.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

- информация анализа  предназначена для множества  пользователей; 

- цели и интересы  субъектов анализа разнообразны;

- существуют типовые  методики анализа, стандарты учета  и отчетности;

- анализ ориентирован  только на публичную, внешнюю  отчетность предприятия; 

- результаты анализа  максимально открыты для пользователей. 

Анализ хозяйственной деятельности можно классифицировать по разным признакам.

По методике изучения анализ может быть:

- горизонтальный –  сравнение результатов хозяйственной  деятельности с показателями  плана, с данными прошлых лет,  с данными предприятий-конкурентов;

- вертикальный (структурный) - определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый - определение  основной тенденции динамики  показателя (с  помощью тренда  формируют возможные значения  показателей в будущем);

- факторный - выявление  влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ, в свою очередь, может быть детерминированным и стохастическим;

- маржинальный метод  оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема  продаж, себестоимости и прибыли; 

- функционально-стоимостной метод выявления резервов.

 

 

1.4. Место экономического  анализа в системе управления  предприятием

 

В настоящее время  анализ занимает важное место среди  экономических наук. Он является одной  из функций управления производством.

Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций:

1. Планирование, учёт, анализ  и принятие управленческих решений.    

2. Учет, так как для управления производством нужно иметь полную и точную информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов.

3. Экономический анализ, так как с помощью анализа  происходит осмысление и понимание  информации. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку.

Таким образом, экономический  анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Как функция управления экономический анализ тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль анализа в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в объективной оценке  и проверке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства.

Экономический анализ является средством не только обоснования  планов, но и контроля за их выполнением. Анализ позволяет повысить уровень  планирования, сделать его научно обоснованным.

Большая роль отводится  анализу в деле определения и  использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат и т.д.

 

Итак, анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как  средства управления производством  с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

 

 

2.4. Оценка управленческих решений на основе анализа платежеспособности

Учитывая высокую  зависимость от внешних кредиторов и как следствие низкую финансовую устойчивость, решено провести более  детальный анализ платежеспособности предприятия на основе группировки  активов и пассивов и дальнейшего анализа коэффициентов ликвидности.

Группировка активов  и пассивов приведена в таблице 2.2..

Таблица 2.2.

Группы

1 кв. 2009г

2 кв. 2009г

3 кв. 2009г

Состав (по строкам  баланса)

Активы (имущество)

Наиболее ликвидные (А1)

5547

6883

6773

строки 250+260

Быстро реализуемые (А2)

26459

20639

25589

строка 240

Медленно реализуемые (А3)

3444

13009

24749

строки 210+220

Трудно реализуемые (А4)

23399

23344

22578

строка 190

Пассивы (обязательства)

Самые срочные (П1)

42990

41569

44549

строка 620

Краткосрочные (П2)

10

10

10

строка 610

Долгосрочные (П3)

7460

10621

19576

строка 590

Постоянные (П4)

9389

11674

15553

строка 490


 

За основу оценки ликвидности принята стандартная  система неравенств, при выполнении которой предприятие можно считать абсолютно ликвидным:

А1 >или= П1;  А2 >или= П2;  А3 >или= П3;  А4 =или< П4.

Изучая структуру  активов и пассивов ООО “Чистый  город”, видим, что назвать предприятие  абсолютно ликвидным нельзя. По состоянию  на 1 квартал из четырех  неравенств совпадает только одно (А2>или= П2), то есть сумма дебиторской задолженности превышает сумму краткосрочных кредитов и займов.

По итогам анализа  в начале года, было принято решение  сокращать долю внеоборотных (трудно реализуемых) активов и увеличивать  размер собственных источников, не требующих возврата. Уже к 3-му кварталу разница между этими группами сократилась на 5985 тыс. рублей.

 

В основном платежеспособность предприятия оценивается коэффициентами ликвидности, которые показывают удельный вес краткосрочной задолженности, которую можно погасить различными группами оборотных активов. Понимая это, руководство предприятия приняло решение производить расчет и анализ коэффициента абсолютной ликвидности (Кал), промежуточного покрытия (Кпп) и текущей ликвидности (Ктл).

Информация о работе Теория экономического анализа в управлении предприятием