Теоретико-методические основы государственного уравления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:12, лекция

Описание

1. Теоретический аспект управленческой деятельности государства

2. Объекты и субъекты государственного управления и их система

3. Методологическая основа теории государственного управления

4. Основные методы государственного управления

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 1 ТПГУ. Теоретико-метод основы ГУ.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

      Интенсивность формирования отмеченных качеств субъекта государственного управления, равно  как и его деловая активность, детерминируется комплексов стимулов, официально признанных и общественных.

      М. Вебер считал, стимулами действия государственного аппарата материальный интерес и социальный почет. Думается, что мотивационная основа деятельности республиканских управленцев-государственников, личностей, которым народ поручил вести государственный корабль по конфликтному социальному океану к берегам безопасности и благополучия, гораздо богаче, чем представлял ее немецкий социолог-классик. В идеале она не может не включать общественный интерес, соединенный с личным, многообразные политико-социальные мотивы гражданской активности, присущие рядовым и элитным слоям населения.

      Объект  государственного управления – проблема, также требующая серьезного осмысления. Один из главных дискуссионных вопросов – это вопрос о границах объекта. Иначе говоря, о том, как широко простирается управляющее воздействие государства на общество, где проходит граница политического пространства, отделяющая его от социального, и есть ли она вообще? С позиции классического либерализма, рассмотренной нами выше, такая граница есть. И она отчерчивает государственно-политическую сферу от социальной, экономической, культурологической, духовной сфер, от совокупности неполитических, негосударственных объединений граждан. С развитием демократии, утверждают либералы, негосударственная сфера общества расширяется и сокращается пространство прямого воздействия государства на жизнедеятельность людей. Парадигма: общество – политическое государство – одна из противоположных методологий, объясняющих взаимоотношение современного государства и общества. 

      Таким образом, с точки зрения классической методологии либерализма, объект государственного управления ограничивается политико-правовой сферой общественной жизни.

      Другая  линия развития понимания объекта  воздействия государства на общество – концепция этатизма, то есть огосударствление всех сторон жизни. В завершенном виде она была реализована в тоталитаристских  режимах. Тотальный – всеобщий охват социума государственным контролем; примат политической и административной деятельности над всеми сферами жизнедеятельности общества; поглощение гражданского общества как саморегулирующейся системы субъектом государственного управления; искусственное снятие проблемы соотношения государства и общества – такова суть этатизма.

      Современное развитие политической мысли и практики настойчиво выдвигает идею возрастания регулирующего и управляющего воздействия государства на общезначимые функции социальных субъектов, включая экономическую и социокультурную. В тоталитарных условиях государство всегда доминировало над обществом, а общество в свою очередь, жестко не противостояло государству.

      Представляется  некорректной позиция некоторых  теоретиков, согласно которой противоречие между государством и обществом  при командно-административной системе  управления извечно является чуть ли не абсолютной противоположностью. При этой системе народ и государство всегда противоположны друг другу. Государство преследовало, требовало, контролировало, отбирало, сажало в тюрьмы и концлагеря, расстреливало, запрещало и т.п. Оно производило действия, направленные против большинства народа. Дело народа было спасаться от него, обманывать, сопротивляться, красть и т.д. Поэтому, когда мы говорим «государство», то под этим термином понимаем иной феномен, чем тот, который имеет в виду, ощущает средний современный европеец или американец. В народе живет образ государства как машины властвования, отдельной и независимой от людей.

      Первыми в истории вышли на кровавую борьбу с государством парижские рабочие. Российский народ, объединившийся в  единый политический союз, защищал  страну и свое государство в Отечественную войну 1812 года, весь советский народ защищал страну в великую Отечественную войну 1941-1945гг.

      Объективный подход к проблеме «политическое  государство – общество» не позволяет  прочертить какую-то линию, жестко разделяющую  деятельность институтов государства и функционирование общества. Организационно-управленческое воздействие первых проникает во все структурные элементы социума, не охватывая между тем каждый из них полностью. Оно регулирует лишь определенные стороны, хотя и имеющие значимость с точки зрения всеобщих интересов, то есть государственных. Сфера этих интересов определяется самим государством, прежде всего господствующими классами. Последние всегда стремятся представить свой интерес в качестве общего. Однако государство не может игнорировать и то, в чем заинтересовано все сообщество или его большинство. Единство значимого для общества в целом и для господствующих классов составляет критерий выделения объекта государственного управления из социальной системы. В соответствии с этим критерием условная граница между объектом государственного управления и общественными явлениями, не включенными в его орбиту, проходит между различными функциями, ролями и сторонами деятельности и взаимосвязей общественных групп, организаций и других социальных агентов, их потребностями и интересами, целями и установками, между внешним взаимодействием организаций социальных субъектов со средой и внутренними механизмами самоуправления.  

      3. Методологическая  основа теории  государственного  управления 

      Методологическую  основу теории государственного управления необходимо начать рассматривать с  понятия методологии. Это не только совокупность познания, но и принципов  – философско-социологических, политологических и других общенаучных – и обосновывающих их теорий. Методология – это определяющее начало процесса познания, а также система общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных методов и приемов научного познания и объяснения объектов социальной действительности.

      В современной политической науке существуют различные методологические концепции анализа политической реальности. Подобная же ситуация наблюдается в отечественной литературе по государственному управлению. И все можно выделить некоторые типичные из них. Это: общефилософская диалектико-материалистическая методология, политолого-социологические типы анализа – системный и структурно-функциональный, конфликтологический и кибернетический подходы.  Несмотря на несовпадение мировоззренческих основ, отмеченные методологии ориентируют, прежде всего, на объективное отражение действительности, хотя и различных ее сторон и с различных научно-познавательных (гносеологических) точек зрения. Стремление к объективности в объяснении политико-социальной реальности позволяет сделать вывод о возможности рассматривать указанные методологические концепции как не взаимоисключающие, а как взаимодополняющие типы анализа действительности.

      Применение  диалектико-материалистической методологии  к теории государственного управления означает, по крайней мере, три основных требования, которые рекомендуется реализовывать при изучении деятельности государства: во-первых, рассматривать государство как социальную систему, а его управленческую деятельность – как один из видов социального управления; во-вторых, понимать феномен государственного управления как объективизированную рациональную (сознательную) деятельность, то есть как такую, которая реализуется в разнообразных формах политико-социальной реальности, организационно-управленческих структурах, политико-правовых актах, реальных управленческих отношениях между центрами государственной власти, партиями и общественными объединениями и др.; в-третьих, строить теоретический анализ государственного управления с учетом принципа конкретно-исторического подхода. Это означает признание идеи развития, а также конкретно-исторической специфики государственного управления.

      Конкретно-исторический, материалистический тип анализа  включает требования классового подхода, но только там, где группы классовых  интересов реально существуют и оказывают существенное влияние на принятие управленческих решений. Отрицать классовый подход при анализе государственной политики и при разработке стратегии государственного управления, по меньшей мере, некорректно, равно как и абсолютизировать его. В ситуации, когда в обществе нарастает социально-классовая дифференциация, и звучат явления классового конфликта, игнорировать классовый подход - значит, отступать от объективности. При этом нужно помнить, что любая классовая позиция в социально-политическом анализе несет в себе заряд субъективизма. Однако он может быть нейтрализован методологиями, в которых классовый подход – лишь один из элементов, причем не основных.

      Общефилософская диалектико-материалистическая методология  не противоречит, а конкретизируется в методологии системного анализа. Их не следует противопоставлять, хотя бы потому, что системный тип исследования общественных процессов был впервые применен К. Марксом в его знаменитом «Капитале». Теоретическое обоснование в современных социально-политических науках эта методология получила в работах Т. Парсона (США, 1951г.) и Д. Истона (1953-1965гг.). Системная модель Д. Истона «представляет собой принципиальное применение общей теории систем к политическому анализу». В политическую науку были введены основополагающие понятия теории систем: «политическая система», «устойчивость», «равновесие», «функция», «обратная связь» и др. Системный подход в теории государственного управления – это анализ, основывающийся на наличии в государственном управлении черт внутренних взаимосвязей, образующих единое целое».

      Изучение  государственного управления как системы  предполагает также структурно-функциональный подход. Понятие «структуры» и  «функция» вписываются в более  универсальное – «система». Структурно-функциональный анализ подчинен решению проблем, с которыми связано существование и поддержание жизнеспособности системы.

      В современной теории управления структурно-функциональный анализ, пишет Н. Мысин, включает два  аспекта. Структурный аспект: а) выяснение компонентов, составляющих данную систему; б) определение закономерных связей этих компонентов. Функциональный аспект: изучение внутреннего механизма функционирования элементов системы, а также изучение внешнего функционирования системы – взаимодействия системы с внешней средой. Знание внутреннего механизма функционирования на сохранение системы, а также на реализацию главной функции по отношению к более общей системе, куда она входит. Анализ внешнего функционирования предполагает обращение к кибернетическим понятиям: «прямая» и «обратная» связи, закрытая система, «черный ящик», открытая система, адаптация и др.

      Каждую  общественную систему можно представить  в виде кибернетической модели, имеющей  вход и выход. Управляющее воздействие  на нее осуществляется на входе, а результаты фиксируются на выходе. Скажем, на входе политической системы: требования со стороны общества и поддержка системы определенными общественными силами, на выходе – решения и действия – ответ на требования и реакция на поддержку. Анализ взаимодействия входов и выходов, зависимостей между ними позволяет прогнозировать поведение системы в рамках определенных условий и управлять ею. Познавательная модель «черный ящик» может быть использована как для изучения субъекта государственного управления (любого государственного института), так и объекта управления (социальной группы, политической организации и пр.). И тот, и другой, с точки зрения познавательной ситуации, выступает в виде «черного ящика» в том смысле, что характеризуется свойствами  внутренней структуры и механизмами функционирования элементов. Эффект модели «черный ящик» очевиден в познании и управлении поведением так называемых непредсказуемых властных и политических субъектов, что присуще казахстанской политической жизни.

      По  природе своей управленческая деятельность государства направлена на регулирование и разрешение общественных противоречий и конфликтов между общими и частными интересами. Конфликтное взаимодействие элементов управляющей и управляемой систем, субъектов интеграции и дезинтеграции, развития и разрушения и т.д. свойственно государственно-общественным системам. Поэтому конфликтологический подход в теории государственного управления является таким же объективно обусловленным, как и другие, вышеназванные. Он является неотъемлемой чертой диалектической методологии познания и практической деятельности. Правда, в молодой конфликтологической науке такая концепция разделяется не всеми. В противоположность точке зрения немецкого политолога Р. Дарендорфа, рассматривающего политико-социальный процесс как цепь конфликтов, концепция Т. Парсонса ориентирована на изучение «социального порядка», стабильности социальной системы, где конфликт трактуется как явление временное, незакономерное.

      Казалось  бы, что прямая противоположность  указанных концепций исключает возможность какого-либо их сочетания. И, тем не менее, Р. Дарендорф считает, что его позиция (конфликтная модель общества) не более верна, чем другая – функциональная модель согласия. По его мнению, обе полезны и необходимы для социологического и политического анализа, так как в общественной жизни постоянно присутствуют оба компонента общественных отношений: сотрудничество и конфликт.

Информация о работе Теоретико-методические основы государственного уравления