Сравнительный анализ моделей корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Основными участниками корпоративных отношений являются владельцы корпорации и ее менеджеры. В последние два десятилетия активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления признаются также прочие заинтересованные субъекты, такие как персонал компании, кредиторы, органы власти, партнеры и т.д. В итоге, корпоративное управление превращается в своеобразный «зонтик», который объединяет и регулирует отношения всех групп участников управленческого процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
I раздел «Англо-американская модель корпоративного управления»……...…5
II раздел «Немецкая модель корпоративного управления»………………..…..7
III раздел «Японская модель корпоративного управления»…………….……10
IV раздел «Семейная модель корпоративного управления»…………………13
Практическая часть…………………………………………………………...…16
Заключение. Российская модель корпоративного управления и её перспективы развития.……………………………………….…….…………....22
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая корпоративка.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

В данной модели интересы акционеров представлены большим  количеством обособленных друг от друга  мелких инвесторов, которые находятся  в зависимости от менеджмента корпорации. В этой связи увеличивается роль фондового рынка, который является основным инструментом контроля над менеджментом корпорации. 

Пример применения немецкой модели корпоративного управления.

Особенность структуры  немецкой экономики заключается в значительной роли банков и их тесных связях с нефинансовым сектором (промышленность, торговля и услуги, транспорт). Исключительная роль банков определяется особенностями германского законодательства, согласно которому частные инвесторы не имеют доступа на фондовые биржи, а покупают и продают акции с помощью посредников, в основном — банков. Независимые мелкие акционеры из-за высоких трансакционных издержек предпочитают не держать у себя купленные акции, а депонировать их в банке. При этом банк предоставляет клиенту корпоративную информацию о собраниях акционеров (повестка дня, рекомендации правления, предложения других акционеров относительно резолюции собрания). Более того, большинство частных акционеров предпочитает на основе доверенности передавать банку право голосования по депонированным акциям (это одна из немногих бесплатных услуг немецких банков).

В результате, ведущие  банки Германии (прежде всего Deutsche Bank, Dresdner Bank и Commerzbank) на основе собственного владения акциями, доверенностей на право голосования и акций, принадлежащих своим дочерним инвестиционным компаниям, сконцентрировали в своих руках огромную степень контроля над ведущими открытыми акционерными обществами Германии — более 80% голосов на собраниях представлено банками. Это позволяет банкам ФРГ избирать членов наблюдательного совета и назначать других руководителей предприятий, а также жестко контролировать процесс изменения уставов корпораций.(5)

Вокруг этих банков были образованы крупные горизонтально  интегрированные финансово-промышленные объединения. При этом во главе иерархии стоит банк, с ним связана группа крупных промышленно-торговых компаний, вокруг которых группируется множество крупных и средних фирм. Особенностью немецких ФПГ также является некоторая степень взаимоучастия компаний в капитале друг друга (перекрестное владение акциями).

Группа Deutsche Bank является ярким примером горизонтально  интегрированной международной финансово-промышленной структуры. Финансовые предприятия Deutsche Bank могут быть сгруппированы по шести основным направлениям

♦          коммерческие банки;

♦          ипотечные банки;

♦          инвестиционные компании;

♦          лизинговые и факторинговые компании;

♦          специализированные и консультационные фирмы;

♦          международные финансовые компании.

С финансовым блоком группы тесно связана крупнейшая страховая компания Allianz. Наряду с  перечисленными финансовыми институтами Deutsche Bank AG контролирует деятельность целого ряда нефинансовых предприятий, в числе  которых автомобильный гигант Daimler Benz, торговый дом Karstadt, металлургический концерн Metallgesellshaft, строительная фирма Holzmann.

Деятельность  группы Deutsche Bank выходит далеко за пределы  Германии, она становится одним из крупнейших многонациональных объединений. При глобализации операций основным направлением выбран американский рынок, выход на который достигается путем установления контроля над крупными американскими компаниями. Так, после приобретения Daimler Benz корпорации Chrysler создана МНК Daimler Chrysler, да и сам Deutsche Bank приобрел американский банк Bankers Trust Corporation, в результате чего возник крупнейший финансовый институт с международным участием.

Кроме трех крупнейших ФПГ Германии во главе с банками, существуют и вертикально интегрированные объединения, ядром которых является промышленный концерн. Примером такой группы является ФПГ Tyssen Oppenheim, в центре которой стоит концерн Tyssen, работающий в стальной и угольной отраслях промышленности. Группа сформирована в виде двух иерархически выстроенных холдинговых структур. Головным банком группы является частный банкирский дом Oppenheim, наряду с уполномоченными представителями семьи Тиссенов этот банк представлен в наблюдательных советах обеих холдинговых компаний. (6) 

Пример применения японской модели корпоративного управления.

Основу экономики  Японии на сегодняшний день составляют шесть крупнейших ФПГ: Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Daiichi Katigyo и Sanwa. Совокупный объем  продаж шести групп-гигантов составляет около 15% ВНП страны.

Японские ФПГ  представляют собой неиерархические  структуры с широким распространением перекрестного владения акциями (взаимное участие). Основным звеном японской группы компаний, ядром, вокруг которого сформирована вся структура, является один из основных банков. Группа также включает в себя крупную торговую компанию («торговый дом»), страховое общество, инвестиционную компанию и одно или несколько вертикально интегрированных промышленных объединений. Производственные предприятия также связаны взаимным участием в капитале друг друга, а также специфическим финансированием с участием головного банка группы («кэйрецу-финансирование»).

Такая корпоративная  структура японских ФПГ сложилась  в процессе реконструкции экономики  по окончании Второй мировой войны, при этом приоритетное развитие получила банковская система. Также исключительно велика была роль государства, направившего через основные банки долгосрочные финансовые ресурсы для восстановления и развития промышленного потенциала. (6). 

Пример применения семейной  модели корпоративного управления.

Ярким примером семейной модели капитализма  является одна из крупнейших групп  Европы, финансово-промышленная группа Валленбергов, которая была основана в 1856 году. Суммарный оборот компаний, входящих в ее состав составляет свыше 100 млрд.долл. и ей принадлежит более 43% капитализации Стокгольмской биржи. В основу ее организации положен принцип централизации и родовой преемственности власти.

В настоящее  время Группа активно участвует  в деятельности европейских компаний, являясь крупнейшей инвестиционной промышленной группой Северной Европы.  В центре группы находится компания Investor AB, которая обладает пакетами акций наиболее перспективных промышленных компаний таких как Saab, Ericsson, Electrolux, ABB Asean Brown Boweri. Семья Валленбергов контролирует деятельность центральной компании через семейные фонды (47% голосов акционеров).Члены семьи Валленбергов в настоящее время возглавляют Советы директоров компании Investor AB и ее основного банка SEB, одновременно являясь членами Советов директоров ряда семейных фондов. Осуществление контроля над крупнейшими шведскими компаниями осуществляется при помощи пирамидальной структуры собственности. Будучи крупнейшими акционерами L.M. Ericsson семейство Валленбергов совместно с крупным коммерческим банком Швеции Handelsbanken владеют только 10% привилегированных акций данной телекоммуникационной компании, в то время как через механизм двойного класса акций они полностью контролируют деятельность компании и до 80% голосов на собрании акционеров.

Основу  экономики Южной Кореи также  составляют несколько объединений, особенностью которых является родовой  принцип организации обусловленный  участием семейного капитала в их деятельности. Их называют чеболи. Для них характерна высокая степень концентрации капитала и производства, Крупнейшими их них являются «Самсунг», «Дэу», «Хенде», «LG».

В настоящее  время данная модель является объектом научного изучения различных исследователей. Часто можно встретить мнение, что семейные фирмы представляют собой устаревшую форму консолидации капитала и не являются эффективной формой ведения бизнеса. Однако имеющиеся статистические данные указывают на то, что от 45 до75% ВВП промышленно развитых стран приходится именно на долю семейных фирм. Проведенное исследование показывает, что семейные компаний существуют дольше по сравнению с компаниями имеющими большое количество собственников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. Российская модель корпоративного управления и её перспективы развития.

Федеральным законом «Об акционерных обществах», принятом в 1996 году предусмотрена двухзвенная структура управления – Совет директоров (не менее 7 членов) и Правление (исполнительный орган), что соответствует немецкой модели корпоративного управления. Однако реформирование российской экономики первоначально проходило с ориентацией на англо-американскую модель корпоративного управления.  Предполагалось, что при акционировании государственной собственности постепенно будет создан механизм контроля и регулирования со стороны фондового рынка.

Первоначальный  раздел собственности в России закончился доминированием банковского участия  в промышленном секторе. Основой  установления контроля со стороны банков стало сочетание акционерного и  кредитного финансирования. Таким образом, можно сказать, что становление рыночных отношений в России сопровождалось созданием финансово-промышленных групп, что свидетельствует об использовании системы японо-германского корпоративного управления. 

В рамках формирующейся в настоящее время  в России модели корпоративного управления формально присутствуют все необходимые элементы, но в реальной деятельности принцип разделения прав собственности и контроля не признается. Собственники компании создают свои советы директоров, часто не подчиняясь решениям общего собрания акционеров. В большинстве компаний уровень концентрации собственности настолько высок, что собственник управляет всеми процессами в компании, включая оперативную деятельность.

Можно сказать, что российская система корпоративного управления использует основные элементы семейной модели, основанной на высокой концентрации собственности. При организации  компаний основу составляет команда из трех-семи человек, являющихся основными собственниками и тесно связанных между собой различными неформальными связями.

В настоящее  время в России можно проследить две тенденции развития корпоративных  отношений. Постепенно развиваются  рынки капиталов, все большее  число компаний размещают свои ценные бумаги на отечественных и зарубежных биржевых площадках. С другой стороны, фирмы активно использует банковское финансирование и банки являются активными участниками корпоративного управления.

Финансовый  рынок как  источник финансирования своей деятельности  пока рассматривают  только лишь крупные компании. У  средних компаний доля привлеченных ресурсов пока невелика и составляет порядка 5-10% от основного капитала.

Можно сказать, что сложившая система  корпоративного управления в России не соответствует и не является копией ни одной из представленных выше моделей.  Более того, в настоящее время не представляется возможным даже четко охарактеризовать отличительные черты и особенно российской модели. Прежде всего, это объясняется высокой степенью неопределенности внешней и внутренней среды корпорации, несовершенством российского корпоративного законодательства, низкой ликвидностью российского рынка корпоративных ценных бумаг, а также невысокой активностью институциональных инвесторов. 

Поэтому можно сказать, что, скорее всего  крупные российские корпоративные  структуры будут использовать в системе корпоративного управления элементы всех существующих моделей.

Рассмотренные модели не являются взаимоисключающими. Наоборот, последнее десятилетие характеризуется сближением различных систем корпоративного управления. Такая тенденция характерна практически для всех ведущих стран мира. Данный процесс подтверждает, что ни одна модель не обладает очевидными преимуществами перед другими, и не является универсальной для экономики отдельной страны. 
 

Список литературы:

1- см: www.investorab.com

2- Учебник для вузов «Международный менеджмент», Под редакцией д.э.п.профессора Пивоварова С. Э.и д.э.н. профессора Тарасевича Л.С.

3. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело, 2006.

4. Н. Ю. Круглова, М. И. Круглов Стратегический менеджмент.М. РДЛ 2003.

5. С. А. Масютин. Корпоративное управление: опыт и проблемы .М. Финстатинформ 2003.

6. Теория корпоративного управления/С.П.Кукура.-М.: ЗАО Издательство “Экономика”, 2004.

Информация о работе Сравнительный анализ моделей корпоративного управления