Совершенствование управления активами в кредитной организации на примере ОАО "ОТП Банк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание

Современная банковская деятельность не свободна от недостатков. Нередко банки злоупотребляют своим положением и доверием, оказываем им. Свободные капиталы, которые сосредотачиваются в их кассах, не всегда расходуются ими производительно и в соответствии с интересами народного хозяйства. Очень часто деятельность банков носит характер сильной спекуляции, вредной с экономической точки зрения и убыточной — с коммерческой. Они безразборчиво и легкомысленно разбрасывают доверенные им народные средства, и это приводит их к катастрофе, а народное хозяйство — к кризисам.

Содержание

Введение
1. Краткая характеристика деятельности ОАО «ОТП Банк»
2. Анализ деятельности ОАО «ОТП Банк»
2.1 Экспресс-диагностика деятельности ОАО «ОТП Банк»
2.2 Анализ активов и активных операций банка за 2007-2009 годы
3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления активами коммерческого банка
3.1 Работа с проблемными кредитами и пути улучшения методов кредитного обслуживания населения
3.2 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке
3.3 Разработка нового кредитного продукта
4. Оценка проекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

К.р. по адкб.doc

— 935.00 Кб (Скачать документ)

- увеличение степени  покрытия собственным капиталом  средств клиентов;

- повышение степени  обеспеченности деятельности банка  собственным капиталом для покрытия  возможных убытков;

- повышение защищенности  капитала банка от риска и  инфляции за счет вложений  средств в недвижимость и ценности;

- повышение способности  банка обеспечивать достаточный  объем прибыли по отношению  к активам банка;

- снижение степени  зависимости от заемных средств, то есть банк использует потенциал роста по валюте баланса;

- сбалансированность  активов и пассивов Банка сроком  свыше одного года;

- банк наращивает  общую обеспеченность ликвидными  средствами на единицу привлеченных;

- по анализируемым статьям актива наблюдается положительная динамика;

- увеличение расчетных  счетов юридических лиц;

- увеличение величины  платежных поручений;

- увеличение доходности  по кассовым операциям;

- увеличение  величины доходности по расчетно-кассовым  операциям;

- увеличение  величины доходов, полученных  от операций с иностранной  валютой;

- увеличение  величины платежных поручений;

Так же проведенный анализ позволил выявить  следующие недостатки в финансово-хозяйственной  деятельности коммерческого банка:

- в управлении активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения и размещения ресурсов;

- снижение  уровня защищенности вкладчиков  банковским капиталом;

- банк  не способен исполнять обязательства  до востребования;

- снижение  уровня иммобилизации банковского капитала в инвестициях в другие юридические лица;

- недостаточный  уровень основного капитала;

- снижение  возможности банка вернуть привлеченные  средства в случае невозврата  кредитов;

- недостаточная  обеспеченность основных доходных  активов банка крупными обязательствами;

- снижение  степени зависимости от заемных  средств, то есть банк использует  потенциал роста по валюте  баланса;

- неспособность  Банка в течение 30 дней с  анализируемой даты исполнить  обязательства до востребования  и сроком до 30 дней;

- низкая доля свободных (неиммобилизованных) собственных средств, размещенных в активных операциях, которыми могут быть покрыты привлеченные средства;

- снижение  доли кредитов в иностранной  валюте в общей величине кредитов, выдаваемых банком;

- снижение  числа клиентов;

- снижение  по рублевым счетам;

- снижение  доходности по расчетным операциям;

- снижение  доходности по прочим операциям.

 

3. Разработка мероприятий, направленных  на совершенствование активов  коммерческого банка

 

3.1 Работа с проблемными кредитами и пути улучшения методов кредитного обслуживания населения

 

Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный  договор положения, дающие банку  право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике. Наиболее широко распространены следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту.

К организационным  признакам можно отнести:

— необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном  договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;

— нежелание  заемщика дать детальное разъяснение  финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;

— резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки  деятельности и сбыта;

— радикальные  изменения в составе руководителей  предприятия-заемщика;

— неблагоприятные  тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;

— частое изменение юридического адреса, места  нахождения, номеров телефонов и  т.д.;

— длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;

— просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.

Экономические (финансовые) признаки «проблемности» кредита. Финансовые признаки проблемности кредита проявляются  при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской  отчетности непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.

Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:

— провести полный анализ финансового обеспечения  кредита заемщика и составить  заключение;

— собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;

— ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного  отсутствия поступлений средств  на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;

— проверить правильность юридического оформления всей кредитной  документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;

— изучить возможность  получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.

В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:

1. Мероприятия по  организационной, финансовой и  иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:

— разработка программы  изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате  процентов, изменение форм кредитования и т.д.);

— работа с руководством заемщика по выявлению проблем и  поиску их решений;

— назначение управляющих, консультантов и кураторов для  работы с предприятием от имени банка;

— расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;

— увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;

— получение дополнительной документации и гарантий и др.

2. Мероприятия, непосредственной  целью которых является возврат  кредита в кратчайшие возможные сроки:

— реализация обеспечения;

— продажа долга  заемщика третьей стороне;

— обращение к  Гарантам и Поручителям;

— принятие мер правового  характера;

— оформление документов о банкротстве и др.

Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик — Банк» с помощью этой группы мероприятий.

Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, —  это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка. Второй способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество — выгодно. Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.

Наиболее радикальный, четвертый, способ — ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения  между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются. Чтобы приведенные схемы действий с «проблемными» кредитами были успешно реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.

Единственное условие, которое должно быть соблюдено банком-кредитором, — это предварительное обращение со своим письменным требованием к основному должнику. Отказ последнего от его удовлетворения дают кредитору право обратиться непосредственно к поручителю. Важным является также положение о том, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня наступления срока исполнения должником основного обязательства.

В рамках первого мероприятия предлагается внедрение системы определения  кредитоспособности заемщиков с  использованием современных скоринговых  и макроэкономических подходов.

EGAR Technology предлагает высокотехнологичное  решение EGAR E4 Banking (физические лица) по сквозной автоматизации операций банка в области кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Функционально система полностью покрывает  операции фронт- и бэк-офисов кредитной  организации, включая модули по обработке  кредитной заявки, скорингу, учету кредитных договоров, управлению резервом и задолженностью, управленческому учету для продуктов, резервов и групп рисков, а также бухгалтерскому учету в стандартах РФ (на основании инструкций ЦБ: 39-П, 54-П, 205-П, 254-П).

Системой  формируются четкие критерии определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов.

К числу  поддерживаемых типов продуктов  относятся: целевой кредит, кредит на неотложные нужды, кредиты под залог  покупаемого имущества (авто- и ипотека) и возобновляемые кредитные линии (кредитные карточки, овердрафт).

Предлагаемое  решение обеспечивает:

- эффективную  масштабируемость бизнеса (тысячи  точек продаж);

- быстроту  его развертывания (1-4 месяца);

- производительность обработки (миллионы клиентских счетов);

- легкость  обновления и поддержки (централизованное  хранилище данных);

- быстрое  подключение разнообразных каналов  продаж;

- скоринг  физических лиц с учетом макроэкономических  данных по локальному рынку  кредитования и параметров кредитных продуктов – как для новых рынков, так и с использованием кредитных историй;

- минимальное  время для принятия решения  о кредитовании о оформления  сделки.

Технологическая платформа EGAR E4 Banking реализована в  стандартах J2EE c использованием преимуществ SOA-архитектуры. Решение построено на концепции тонкого клиента и централизованного хранилища данных и обладает широкими интеграционными возможностями. Масштабирование системы достигается простым наращиванием централизованных серверных ресурсов без изменения состава ПО в точках развертывания при минимальном участии IT-специалистов.

Ключевыми элементами решения при организации  и автоматизации бизнес-процессов  кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателей являются (таблица 18).

 

Информация о работе Совершенствование управления активами в кредитной организации на примере ОАО "ОТП Банк"