Шпаргалка по дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 08:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности".

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по экономическому анализу_Соснаускене О.И, Шредер Н.Г_2009 -64с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

Выбор временного периода также имеет первостепенное значение, поскольку его продолжительность должна быть:

1) достаточной для учета периодических затрат;

2) такой, чтобы производственный процесс не успевал претерпевать существенных изменений.

При выборе временного периода необходимо учитывать и характер поведения затрат во времени.

 

37. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В условиях рыночной экономики вопрос эффективности функционирования коммерческих структур приобретает первостепенное значение, и в этом плане особую роль играют информационные технологии, в создание и развитие которых вкладываются большие средства. В связи с этим весьма важно принимать обоснованное решение в пользу выбора той или иной информационной технологии при создании или реорганизации корпоративной информационной системы. Обычно процесс ее выбора подразумевает следующие два этапа:

1) определение общей стратегической линии построения корпоративной информационной системы (КИС) и возможных вариантов ее реального воплощения;

2) обоснованный выбор конкретного варианта реализации информационных технологий в рамках намеченной стратегической линии совершенствования системы управления.

Основным универсальным показателем экономической эффективности использования новых технологий, программного обеспечения и технологии является прирост прибыли в анализируемый период, которая сопоставляется с необходимыми затратами.

Внедрение новых информационных технологий есть не что иное, как вложение средств в проект, позволяющий со временем получать определенную прибыль. Методика оценки экономической эффективности информационной технологии может рассматриваться как некоторое упрощение (за счет ее ориентации только на специфику рассматриваемой предметной области) универсальных методик. При этом основной отличительной чертой оценки экономической эффективности этих проектов от оценки экономической эффективности инвестиционных проектов является то, что показатели относительного характера, обычно используемые для выбора лучших инвестиционных проектов, неприменимы для выбора лучших вариантов информационных технологий. Это объясняется тем, что при выявлении инвестиционных проектов с равными относительными показателями экономической эффективности (т. е. с эффектом на 1 руб. затрат) можно рационально распределить между ними свободные финансовые ресурсы организации и минимизировать возможные риски. В качестве критерия оценки того или иного варианта информационной технологии может быть использован показатель экономической эффективности, представляющий собой разность между экономическим эффектом и затратами за весь период осуществления мероприятий по ее внедрению и применению (т. е. за расчетный период – Т).

Эт = Рт – Зт + (Л т),

где Эт  – экономическая эффективность от реализации новой технологии за расчетный период;

Рт  – стоимостная оценка результатов (экономический эффект) от реализации новой технологии за расчетный период;

Зт  – стоимостная оценка затрат, связанных с реализацией новой технологии за расчетный период;

Лт  – остаточная стоимость (ликвидационное сальдо) основных фондов, выбывающих в расчетном периоде.

Расчетный период определяется как:

Т = tн- tк,

где tн - начальный год расчетного периода, в качестве которого принимается год начала финансирования работ по внедрению новой технологии; tк  – конечный год расчетного периода, определяемый моментом завершения всего жизненного цикла новой технологии.

 

38. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

 

Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два взаимосвязанных раздела: финансовый и управленческий (производственный). Кособенностям управленческого анализа относятся:

1) ориентация результатов анализа на руководство организации;

2) отсутствие регламентации анализа со стороны;

3) комплексность анализа;

4) изучение деятельности организации с экономической, финансовой и технической стороны;

5) интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

6) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Предметом управленческого (производственного) анализа являются:

1) обоснование бизнес-планов;

2) система маркетинга;

3) комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

4) технико-организационный уровень и другие условия производства;

5) эффективность использования производственных ресурсов;

6) производство и реализация продукции;

7) взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.

Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией в системе маркетинга.

Комплексный управленческий анализ необходим для:

1) повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;

2) обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;

3) своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;

4) оценки достоверности учета и оперативности контроля;

5) мотивации работников к достижению поставленных целей.

Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:

1) стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;

2) определяются параметры, нормативы для организации деятельности;

3) общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;

4) закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;

5) намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;

6) обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми показателями, выявления отклонений и координирования действий. Для соблюдения основных принципов анализа – системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают необходимое и достаточное число взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых: 1 натуральные и стоимостные;

2) абсолютные и относительные;

3) средние и удельные;

4) конечные и частные;

5) количественные и качественные. Составляющими разработки и мониторинга бизнес-плана являются:

1) выработка стратегии (стратегическое планирование);

2) формирование системы целевых показателей;

3) создание модели предприятия;

4 обеспечение достижения стратегических целей при помощи текущего и оперативного планирования;

5) создание условий для гибкой корректировки системы целевых показателей в ответ на изменяющиеся внешние условия.

 

39. РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В МОНИТОРИНГЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

 

Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес-плана и включает непосредственное планирование и мониторинг(контроль, наблюдение) текущей хозяйственной деятельности. Менеджеры центров ответственности постоянно сравнивают фактические затраты с планируемыми затратами, выявляют отклонения и анализируют их.

Бизнес-планирование состоит в определении целей и задач бизнес-проектов, путей их достижения, а также детализации всего этого в специальном документе (бизнес-плане). Бизнес-план представляет собой внутрифирменный документ, включающий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ предполагаемых проблем, возможные «узкие места», показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.

Основные цели разработки бизнес-плана:

1) обоснование приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

2) обоснование инвестиционных проектов;

3) обоснование отдельных крупных хозяйственных операций;

4) обоснование эмиссии ценных бумаг;

5) определение и обоснование перспектив развития организации;

6) обоснование проведения слияний, поглощений, других реорганизационных мероприятий (в рамках стратегического менеджмента на несостоятельном предприятии).

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются: резюме (представляющее преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации), конфиденциальный меморандум, описание предприятия и отрасли и основная часть. Основная часть бизнес-плана обычно содержит:

1) описание бизнеса (описание товаров и услуг, факторов, обеспечивающих достижение конкурентоспособности; информация о возможных конкурентах; анализ рынков сбыта; планы маркетинга и производства);

2) финансовую информацию (прогноз объемов реализации, прогнозный баланс активов и пассивов, таблица доходов и затрат, график достижения безубыточности, бюджет денежных средств, стратегия финансирования, оценка рисков, расчет основных финансовых коэффициентов);

3) сопроводительные документы (учредительные документы, организационный и юридический планы, деловые рекомендации, данные об управляющих, изображения продуктов, публикации и другие материалы о рынке, копии контрактов, лицензий, патентов). Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам:

1) по масштабу деятельности – малый бизнес, средние или крупные предприятия;

2) по отраслевому признаку – производство, торговля, строительство и т. д.;

3) по организационно-правовой форме предприятия – ООО, ЗАО, ПБОЮЛ;

4) по виду инвестиций (по инвесторам) – прямые, финансовые, вещные и т. д.;

5) по способу финансирования – традиционное и венчурное, внутреннее и иностранное;

6) по назначению – план основания, развития, технического перевооружения, выхода на рынок и т. д. Бизнес-план можно рассматривать как форму представления инвестиционного проекта, как своеобразную «дорожную карту», как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.

 

40. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА

 

Принятие решения о любом экономическом выборе всегда связано с понятием «альтернативная стоимость»  – это стоимость производства товара, измеряемая с точки зрения упущенной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим того же самого времени или тех же ресурсов. Предприниматель, накопив в результате предыдущей деятельности капитал, решает вложить его в новый бизнес. При этом он учитывает не только то, во сколько это ему обойдется и сколько он получит (явные затраты и результаты), но и то, что, вложив деньги в данный бизнес, он отказывается от всех прочих альтернативных возможностей получения дохода на капитал. Выбор наилучшего варианта вложения капитала с целью получать как можно больше от использования доступных ограниченных ресурсов предполагает соизмерение ценности результата и стоимости затрат, связанных с достижением этого результата. Соответственно, под эффективностью понимают соотношение полученных (или ожидаемых) результатов и затрат ресурсов. Это так называемая сравнительная экономическая эффективность, или эффективность в узком смысле.

Результатом производственной деятельности являются выручка от реализации продукции, готовая продукция на складе, незавершенное производство, оборудование собственного производства. Эти позиции идентичны приходу. Приход и расход – это позиции отчета (плана) прибыли и убытков, они важны для расчета налогов. При этом наряду с приходом от основной деятельности(выручкой)организация может получать прочие приходы, например в результате продажи оборудования по цене, превышающей балансовую стоимость.

Методы оценки экономической эффективности подразделяются на две группы: статические и динамические.

К статическим методам оценки экономической эффективности относятся методы сопоставления:

1) общих экономических затрат;

2) экономической прибыли;

3) рентабельности и срока окупаемости.

Расчет производится по формуле:

S = C + K/n + i ? K/2

где S - общие экономические затраты данного периода;

С  – текущие затраты (без амортизации);

К – единовременные затраты, вложенный капитал;

n - число периодов эксплуатации, лет;

i - годовая процентная ставка. Динамические методы оценки эффективности применяют, когда объем производства, выручка, себестоимость и прочие составляющие притоков и оттоков средств изменяются из периода в период. Динамические методы основаны на теории денежных потоков и учитывают фактор времени. К ним относятся методы дисконтированной стоимости, наращенной стоимости, аннуитета.

 

где NPV- чистая дисконтированная стоимость, или текущая приведенная стоимость;

t  – период;

i - реальная ставка дисконтирования;

NCFt  – чистый денежный поток, или остаток денежных средств в периоде t.

Внутренняя рентабельность проекта IRR- это то значение реальной ставки дисконтирования i, при которой значение NPV равно нулю (IRR= i, если NPV= 0. Чем выше значение IRR, тем эффективнее проект и тем труднее подобрать ему достойную замену как альтернативу для вложения имеющегося в распоряжении капитала.

 

41. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА

 

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

1) оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;

2) оценка объема реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции в ассортименте согласно заключенным договорам и контрактам;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности"