Принципы планирования в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 14:52, статья

Описание

Статья посвящена краткой характеристике каждой из трех составных частей системы управления деятельностью банка

Работа состоит из  1 файл

Принципы планирования в кредитных организациях04.docx

— 207.14 Кб (Скачать документ)

Принципы планирования в кредитных организациях04.02.2010 08:04

Управление  деятельностью банка включает в себя три взаимосвязанных процесса: планирование, регулирование и контроль. // Богдан Бадогин, специально для Bankir.Ru

Статья посвящена  краткой характеристике каждой из трех составных частей системы управления деятельностью банка.

1. «Три кита» управления  деятельностью банка

Управление деятельностью  банка базируется на «трех китах»: планирование, регулирование и контроль. При этом качественное выполнение одного из трех процессов управления невозможно без двух других.

Планирование состоит из трех этапов: стратегического планирования, бизнес-планирования (финансового планирования) и текущего планирования. Фундаментом каждого из этапов планирования является управленческий учет, т.к. установление как долгосрочных, так и краткосрочных целей должно основываться на достигнутых результатах деятельности банка, учитывать динамику развития и анализ сложившихся тенденций.

Регулирование включает в себя оперативное (ежедневное) планирование, в т.ч. регулирование мгновенной, краткосрочной и долгосрочной ликвидности, регулирование процентных ставок, структуры активов и пассивов (соблюдение установленных лимитов). Регулирование ликвидности призвано обеспечить сбалансированность срочной структуры активов и пассивов банка, а также соблюдение нормативных требований ЦБ РФ. Регулирование процентных ставок включает решение комплекса задач, таких как обеспечение конкурентных процентных ставок, привлечение ресурсов требуемой срочности, а также формирование структуры активов и пассивов, соответствующей утвержденному бизнес-плану.

Цель контроля – обеспечение обратной связи для своевременного принятия управленческих решений. Контроль включает в себя мониторинг исполнения бизнес-плана (план-факт анализ, факторный анализ), а также анализ эффективности деятельности банка с использованием данных управленческого учета. Результатом мониторинга исполнения бизнес-плана и анализа показателей управленческого учета может быть корректировка текущего плана, а также принятие решения о корректировке бизнес-плана (в т.ч. при существенных изменениях рыночной конъюнктуры, макроэкономических показателей и т.д.).

2. Управленческий учет

Планирование деятельности банка начинается с анализа текущего состояния кредитной организации. Отсутствие эффективной системы  управленческого учета существенно  затрудняет проведение подобного анализа. В связи с этим постановка управленческого  учета служит основой качественного  планирования.

Ведение управленческого  учета предполагает решение следующих  основных задач:

анализ структуры  активов и пассивов (структура  в разрезе инструментов и продуктов, валютная структура, структура в  разрезе точек продаж);

анализ срочной  структуры активов и пассивов;

анализ доходности работающих активов;

анализ стоимости  привлеченных средств;

анализ процентных и непроцентных доходов и расходов;

анализ административно-хозяйственных  расходов.

Оперативное планирование и контроль также осуществляются с использованием данных управленческого  учета. Внедрение эффективного управленческого  учета особенно важно для регулирования  мгновенной и краткосрочной ликвидности. Размещение на денежном рынке избытка  высоколиквидных активов позволит банку получить дополнительный процентный доход. Вместе с тем, анализ срочной  структуры привлеченных средств  позволит спланировать требуемый объем  ликвидных активов для погашения  обязательств банка.

3. Планирование

Планирование, как  правило, осуществляется на срок от 3 до 5 лет. При таком горизонте планирования банк получает возможность спрогнозировать  погашение долгосрочных сделок (выданных кредитов, привлеченных займов). В условиях кризиса достаточно сложно делать столь  далеко идущие прогнозы. Тем не менее, в рамках, как минимум, стратегического  планирования это необходимо. Интервал планирования в зависимости от сроков планирования должен составлять от одного месяца до одного квартала. При подготовке годового бизнес-плана оптимальным  интервалом планирования является один месяц. Это позволит осуществлять мониторинг исполнения бизнес-плана на ежемесячной  основе, и оперативно принимать решения  при существенных отклонениях фактических  показателей от плановых.

3.1. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование представляет собой определение  целей и ключевых показателей  деятельности банка на период 3-5 лет. Как правило, стратегическое планирование осуществляет руководство организации. В то же время стратегические цели развития банка могут определяться федеральными законами, регулирующими деятельность организации, решениями Совета директоров, собрания акционеров и т.д. Одним из инструментов реализации стратегического плана является бизнес-план.

В процессе стратегического  планирования учитываются внешние (макроэкономические показатели, нормативные  требования, ставки налогов и др.) и внутренние факторы.

Прогноз внешних факторов (уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ РФ, динамика курсов валют и др.) необходимо осуществить до начала разработки стратегического плана. Как правило, разрабатываются три варианта развития событий: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Прогноз внешних  факторов может быть закреплен за структурными подразделениями банка, осуществляющими операции на финансовом и денежном рынках, либо осуществляться с привлечением внешнего консультанта. Вместе с тем в кредитной организации  может быть создано подразделение, осуществляющее собственные макроэкономические исследования.

Внутренние факторы  включают в себя данные управленческого  учета и плановые показатели (объемные и стоимостные) соответствующих  подразделений. Процесс установления плановых показателей структурных  подразделений зависит от сложившейся  практики в каждой конкретной кредитной  организации. Плановые показатели бизнес-единиц могут устанавливаться руководством банка и согласовываться с соответствующими подразделениями. В результате таких согласований, целевые показатели могут неоднократно корректироваться.

3.2. Бизнес-планирование

Бизнес-план является инструментом реализации стратегического  плана и обычно составляется на один-два  года. Процесс бизнес-планирования включает в себя несколько этапов:

SWOT-анализ;

анализ сложившейся  структуры и динамики активов  и пассивов;

запрос плановых показателей  от структурных подразделений;

подготовка бизнес-планов структурных подразделений;

подготовка консолидированного бизнес-плана;

вынесение консолидированного бизнес-плана на рассмотрение руководства  банка, корректировка консолидированного бизнес-плана;

Согласование со структурными подразделениями скорректированного бизнес-плана и повторное вынесение  бизнес-плана на рассмотрение руководства  банка.

Процесс согласования бизнес-плана с руководством и  структурными подразделениями может  включать несколько итераций.

3.3. Текущее планирование

Текущее планирование осуществляется на срок до одного месяца и предполагает заключение конкретных сделок, соответствующих параметрам бизнес-плана. Текущее планирование позволяет оперативно реагировать  на изменения рыночной конъюнктуры, нормативных требований и принимать  соответствующие управленческие решения.

4. Регулирование и  оперативное планирование

Задачами регулирования  и оперативного планирования деятельности банка являются:

информирование структурных  подразделений банка о плановых показателях на текущий период;

оценка планируемых  сделок на предмет соответствия бизнес-плану;

контроль за соблюдением установленных лимитов объемов активных и пассивных операций;

контроль за соблюдением коэффициентов мгновенной и краткосрочной ликвидности;

оценка планируемых  долгосрочных сделок с точки зрения влияния на долгосрочную ликвидность;

контроль за соблюдением обязательных нормативов ЦБ РФ;

контроль за соблюдением требований Агентства по страхованию вкладов.

5. Контроль и анализ  эффективности деятельности  кредитной организации

Задачей контроля является количественная и качественная оценка достигнутых результатов деятельности банка с целью принятия управленческих решений по корректировке текущего плана или корректировке бизнес-плана  в случае существенных отклонений достигнутых  показателей от плановых.

Контроль и анализ эффективности деятельности включает решение следующих задач:

мониторинг исполнения бизнес-плана (план-факт анализ, факторный  анализ);

расчет показателей  эффективности (ROA, ROE, Cost / Income, спрэд и др.);

контроль исполнения бюджета и сметы АХР (предварительный  и последующий контроль);

выявление и анализ отклонений;

принятие управленческих решений.

Периодичность осуществления  контроля зависит от размера кредитной  организации, сроков планирования и  видов контроля. Мониторинг исполнения бизнес-плана (план-факт анализ) может  осуществляться на ежемесячной основе, а детальный анализ, требующий  значительных затрат труда и времени (факторный анализ, расчет показателей  эффективности) – на ежеквартальной основе. Вместе с тем, в случае выявления существенных отклонений фактических показателей от плановых в процессе ежемесячного мониторинга может быть принято решение о проведении дополнительного анализа.

Также кредитные организации  могут использовать элементы «гибкого планирования». Гибкое планирование позволяет  постоянно контролировать текущее  состояние банка и учитывать  все изменения внешних и внутренних факторов. По результатам контроля исполнения бизнес-плана и анализа  достигнутых значений рассчитывается скорректированный бизнес-план, и  в дальнейшем банк «живет» с двумя  планами: первоначальным планом и скорректированным (гибким) планом. По итогам следующего отчетного периода оценивается  выполнение двух планов, после чего осуществляется очередная корректировка  гибкого плана.

Подводя итог, следует  отметить, что эффективность управления зависит от комплексного использования  трех составляющих процесса управления: планирования, регулирования и контроля. Планирование необходимо осуществлять от достигнутых значений на основе анализа данных управленческого  учета. В процессе планирования определяются целевые показатели, мониторинг исполнения которых осуществляется на этапе  контроля и анализа эффективности  деятельности банка. Регулирование  является связующим звеном между  планированием и контролем. В  процессе регулирования определяются текущие задачи и способы достижения плановых показателей.

 
 
Читайте далее: 
http://bankir.ru/technology/article/4261159#ixzz1EwvLUGDt 

Бизнес-архитектура  и системы управления банком13.10.2009 08:22

Для каждой системы управления рассматриваются  ее основные содержательные элементы, задействованные  в ней подразделения банка, вопросы функционирования и автоматизации системы.  // Р.А. Исаев"Управление в кредитной организации", № 4, 2009 года

Для каждой системы  управления рассматриваются ее основные содержательные элементы (бизнес-модели, регламенты), задействованные в ней подразделения банка, вопросы функционирования и автоматизации системы. Статья может оказать значительную помощь как в построении с нуля различных систем управления банком, так и в организации и совершенствовании работы подразделений и бизнес-процессов банка по соответствующим системам управления.

Введение

На сегодняшний  день эффективного управления ресурсами  и операционной деятельностью банка  недостаточно для его стабильного  развития и конкурентного преимущества. Необходим переход на новый уровень  — уровень развития и постоянного  совершенствования. Четкая стратегия, регламентированность и адаптивность бизнес-процессов, продуманная оргструктура и эффективная взаимосвязанная система менеджмента банка в целом — таковы главные факторы, которые позволят банку удержать лидирующие позиции на рынке в ближайшие годы.

Если более внимательно  посмотреть на управленческую деятельность практически любого банка, то станет ясно, что все ее элементы тесно  взаимосвязаны. Например, при описании и оптимизации бизнес-процессов  параллельно приходится работать с  организационной структурой и документооборотом  банка. Для успешной реализации стратегии  банка ее элементы (например, цели и  показатели) необходимо декомпозировать  до уровня сотрудников, спроецировать  на бизнес-процессы и проекты банка.

Информация о работе Принципы планирования в кредитных организациях