Предпринимательские риски и основные пути их снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить аспекты предпринимательского риска и овладеть практикой их определения для банковской деятельности.
В работе решены следующие задачи:
- описать и дать классификацию предпринимательским рискам
- определить основные функции предпринимательских рисков
- описать предпринимательские риски на примере одного из банков Костромской области.
- определить пути снижения рисков в банковской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….………………………………………………..…….........3
Глава1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ
1.1 Сущность предпринимательского риска ……………….. …….............5
1.2 Функции предпринимательского риска…………………. ….................7
1.3 Общая характеристика банковских рисков…………………………….10
1.4 Управление рисками в банковской деятельности и пути их снижения17
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Способы расчетов банковских рисков …………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………..............................35

Работа состоит из  1 файл

KYRSOVOY.docx

— 455.74 Кб (Скачать документ)

 Область допустимого  риска характеризуется уровнем  потерь, не превышающим размеры  расчетной прибыли. В этой области  еще возможно осуществление данного  вида банковских операций, поскольку  банк рискует только тем, что  в результате своей деятельности  он в худшем случае просто  не получит прибыли, а все  производственные затраты будут  окуплены.

 Область недопустимого  риска характеризуется уровнем  потерь, величина которых превышает  размер расчетной прибыли, но  не больше общего размера расчетной  выручки. Такой уровень риска  недопустим, так как банк подвергается  опасности потерять всю свою  выручку от данной операции, а  это будет означать, что он  произвел бессмысленные затраты  не только времени, но и денежных  средств. 

 Область критического  риска характеризует возможные  потери, которые могут сравниться  с величиной собственных средств  банка, а это ведет к банкротству  банка. 

 

 Рассмотрим пример  определения риска осуществления  выдачи краткосрочных ссуд.

 Предположим, что по  имеющимся данным рассчитаны  частоты возникновения потерь  на границах четырех областей, т.е. в точках О, а1, Б1; B1. Эти частоты соответственно равны 0,8; 0,55; 0,2; и 0,05. Построим график зависимости указанных величин (рис.2).

 

 Рис. 2. Построение кривой риска банка

 

 Полученная кривая  отражает соотношение величины  потерь и вероятности их возникновения,  т.е. это и есть кривая риска.  Участок ab находится в зоне  допустимого риска, участок bc - в области недопустимого риска.  За точкой d находится участок  критического риска. Построив  кривую риска и определив области  риска, необходимо произвести  анализ и определить его оптимальный  уровень для конкретной операции. Важно знать предельные размеры  риска, которые нельзя превышать. 

Оптимальный уровень - это  относительное понятие, так как  оно основывается на субъективных оценках  специалистов, но тем не менее исходит  из границ области допустимого риска. Установление оптимального уровня риска - вопрос специфический, касающийся индивидуальных особенностей каждого конкретного  банка. Для банка, действующего с  максимальной осторожностью, значение оптимального уровня риска будет ниже, чем для банка, который действует на рынке более рискованно.

 

Способ экспертных оценок фактически отличается от статистического  методом сбора информации для  построения кривой риска. Он реализуется  путем обработки мнений опытных  специалистов.

 Наиболее желательно, чтобы эксперты дали свои оценки  вероятностей возникновения определенных  уровней потерь, по которым затем  можно было бы найти среднее  значение экспертных оценок и  с их помощью построить график  кривой распределения вероятностей.

Расчетно-аналитический  способ построения кривой вероятностей потерь и оценки на этой основе банковского  риска базируется на прикладных математических методах. Однако прикладная теория риска  хорошо разработана только применительно  к страховому и игровому рискам. Элементы теории игр, в принципе, применимы  ко всем видам банковского риска, но прикладные математические методы оценочных расчетов финансового, кредитного и других рисков на основе теории игр  пока не разработаны. В связи с  этим расчетно-аналитический способ анализа рисков в банковской практике практически не используется.

Чтобы оперативно реагировать  на любые значимые изменения в  условиях функционирования, коммерческий банк должно сформировать систему управления, основанную на предпринимательском стиле поведения. Для этого в общую систему управления предприятием (банком) включается система управления рисками (риск-менеджмент).

Управление рисками - это  та часть деятельности руководителей (управленческий или административный процесс), которая направлена на экономически эффективную защиту банка от нежелательных сознательных и случайных обстоятельств, в конечном счете наносящих материальный ущерб коммерческой структуры.

Объектом управления в  риск-менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и экономические  отношения между субъектами предпринимательства  в процессе реализации риска. Субъект  управления – это группа руководителей  и специалистов, которая посредством  различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие  на объект управления.

В управлении рисками коммерческих банков следует различать два относительно автономных блока действий – организация борьбы непосредственно с опасностями (рисками) и организация борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей (рисков). Борьба с опасностями с технической точки зрения может носить характер предупреждения (превенции) и пресечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение персонала и его инструктирование, увольнение некомпетентных сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных и других предупредительных мероприятий.

Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономических  последствий уже реализовавшегося риска. Ее успех на предприятии предопределяется готовностью к принятию экстренных мер, подкрепленной материальными  и финансовыми ресурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется  через такие меры, как расторжение  договоров с ненадежными партнерами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий  электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях  успешность репрессивных мер зависит  от возможности оперативного принятия управленческих решений.

Даже при самой эффективной  организации превентивной и репрессивной деятельности полностью избежать ущерба от реализации опасностей (рисков) невозможно.

Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с  экономической точки зрения выбор  между ними.

Основными приемами ограничения  и снижения экономических последствий  риска являются лимитирование, самострахование  и страхование.

Лимитирование (установление предельных сумм расходов по одной  сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками  и т.п.) должно применяться для  снижения возможных экономических  последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвленной  структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

Самострахование – это  страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются  страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды  денежных средств, формируются планы  их использования в кризисных  ситуациях, не задействуются свободные  мощности, создается база данных о  возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается  в оперативном преодолении временных  затруднений финансово-хозяйственной  деятельности.

В процессе страхования участвуют  два субъекта: страхователь и страховщик.

Страхователь – это  хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и  вступающий в конкретные страховые  отношения со страховщиком. Страхователем  признается лицо, заключившее со страховщиком договоры страхования или являющееся страхователем в силу закона.

Страховщиком является юридическое  лицо, созданное для осуществления  страховой деятельности, проводящее страхование и ведающее созданием  и расходованием страхового фонда. Страховщиком признается хозяйствующий  субъект любой организационно –  правовой формы, созданной для осуществления  страховой деятельности, получивший лицензию на осуществление страховой  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

СПОСОБЫ  РАСЧЕТОВ  БАНКОВСКИХ  РИСКОВ

 

 

Рассмотрим группировку  кредитов коммерческого банка, приспособленную  для анализа кредитных рисков, и на основе цифровых данных произведем их оценку (рис 4)

Группировка кредитов коммерческого  банка (цифры условные)

Заемщик

Объем кредитных вложений, тыс. руб.

Удельный вес в общем объеме кредитных вложений, %

Государственные предприятия

72157

69,9

В том числе:

 

 

 

 

с высокой степенью надежности (в  пределах планового размера кредита)

69922

67,7

с повышенным риском (превышающим  плановый размер кредита)

2235

2,2

Структуры свободной экономики (кооперативы, малые предприятия и др.)

30700

29,7

В том числе:

 

 

 

 

с высокой степенью надежности (т.е. при наличии гарантий или страхового полиса и заключенных договоров-контрактов)

11942

11,6

с повышенным риском (без гарантий или страхового полиса, но при наличии  заключенных договоров-контрактов)

12618

12,2

с предельным риском (без гарантий, заключенные договора отсутствуют)

6140

5,9

Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью

 

 

 

 

В том числе:

373

0,4

с высокой степенью надежности (при  наличии поручителя и дохода с  постоянного места работы)

41

0,04

с повышенным риском (при наличии  поручителя и отсутствии постоянного  места работы)

210

0,2

с предельным риском (отсутствие поручителя и постоянного места работы)

122

0,16

Итого

103230

100


 

(Рис 4)

Произведенная классификация  полезна тем, что выявляет объем  кредитов, оказавшихся в опасной  зоне, и таким образом заставляет сотрудников банка обратить особое внимание именно на эти кредиты и  минимизировать риск.  Своеобразным амортизатором риска служит резервный  фонд, создающийся для компенсации  убытков по безнадежным кредитам. В противном случае высокий уровень  рисковых кредитов грозит потерей части собственных средств банка, что в свою очередь приведет к неплатежеспособности самого банка. Анализ кредитного риска можно произвести на основании изучения следующих факторов:

характера заемщика (его  репутации, готовности погасить долг);

возможностей заемщика погасить долг (расчет прибыли после уплаты налогов, оценка возможностей реализации активов или привлечения другого  источника кредитования);

капитала заемщика (собственного капитала-нетто);

обеспечения кредита (качества активов, предоставленных как обеспечение);

экономической конъюнктуры  и степени зависимости от нее  заемщика.

 

Статистические  методы оценки кредитного риска.

В последние десятилетия  в западных банках разрабатываются  методы оценки качества потенциальных  заемщиков с помощью разного  рода статистических моделей. Цель состоит  в том, чтобы создать стандартные  подходы для объективной характеристики заемщика, найти числовые критерии для разделения будущих клиентов на надежных и ненадежных, подверженных риску банкротства. Примером такой  модели может служить "модель Зета", разработанная группой американских экономистов в конце 70-х годов  и применяемая банками в кредитном  анализе. Модель предназначена для  оценки вероятности банкротства  фирмы. Значение ключевого параметра "Z" определяется с помощью уравнения, переменные которого отражают некоторые  характеристики анализируемой компании: ее ликвидность, скорость оборота капитала и т.д. Если значение коэффициента превышает  определенную пороговую величину, то фирма зачисляется в разряд надежных, если же оно ниже критической величины, то значит финансовое положение такого предприятия внушает опасения и  выдавать кредит ей не рекомендуется.

 

 Расчет "Z-счета" (Е.  Альтмана) осуществляется по формуле 

 

 

 

 Значения Z-счета: 1,8 и  меньше вероятность банкротства  очень высокая, от 1,81 до 2,7 - высокая,  от 2,8 до 2,9 - банкротство возможно, 3,0 и выше - вероятность банкротства  очень низкая.

Информация о работе Предпринимательские риски и основные пути их снижения