- риск надежности
участников проекта;
- риск неполучения
предусмотренных проектов доходов.
Поправки на каждый вид рисков
не вводятся, если инвестиции
застрахованы. Однако
затраты инвестора увеличиваются
на размер страховых платежей. Страховой
риск обычно усматривается в возможности:
1) конфискации имущества либо утери
прав собственности при выкупе их по цене
ниже рыночной или предусмотренной проектом;
- непредвиденные
изменения законодательства, ухудшающего
финансовые показатели проекта (повышение
налогов, ужесточение требований к производству
или производимой продукции по сравнению
с предусмотренной в проекте);
- смена персонала
в органах государственного управления,
трактующего в законодательстве непрямого
действия. Величина поправки на страховой
риск определяется экспертом.
Риск
надежности участников проекта обычно
усматривается в возможности
непредвиденного прекращения реализации
проекта, обусловленного:
- нецелевым
расходованием средств, предназначенных
для инвестирования в данный проект;
- финансовой
неустойчивостью фирмы, реализующей проект;
- недобросовестностью,
неплатежеспособностью, юридической недееспособностью
других участников проекта.
Размер
премии за риск ненадежности участников
проекта определяется экспертно каждым
участником конкретного проекта. Обычно
поправка на этот риск не превышает 5%.
Риск
неполучения предусмотренных проектом
доходов обусловлен техническими, технологическими
и организационными решениями проекта,
а также случайными колебаниями
объемов производства и цен на продукцию
и ресурсы. Ориентировочно могут быть
приняты поправки в зависимости от величины
риска следующие: от 3-5% до 13-15%.
В
странах, где имеют место фондовые
рынки, норма дисконта может быть
определена по формуле:
R
- среднерыночная доходность (доходность
инвестиций в пакет акций, имеющие ту же
структуру, что и вся совокупность ц/б,
обращающихся на фондовом рынке);
В
- коэффициент относительной рискованности
данного проекта по сравнению
с инвестированием в среднерыночный
пакет акций (обычно лежит в пределах от
0 до 2). В случае, когда в реализации проекта
участвует заемный капитал, норма дисконта
для проекта будет равна:
Ei
- норма дисконта, установленная i-ым участником
реализации цроекта;
Ai - доля капитала
i-ro участника в общем капитале проекта;
n - число
участников реализации проекта.
В проектных материалах должен быть описан
организационно-экономический механизм
реализации проекта. Что это такое и зачем
он нужен?
Организационно-экономический механизм
реализации проекта — форма взаимодействия
участников проекта.
- нормативные
документы, на основе которых осуществляется
взаимодействие участников;
- условия финансирования
инвестиций;
- особые условия
оборота продукции и ресурсов между участниками
(например, использование бартерного обмена,
предоставление товарных кредитов, использование
льготных цен для взаимных расчетов, безвозмездная
передача основных средств в постоянное
или временное использование и т.п.);
- обязательства
участников по совместным действиям при
реализации проекта, гарантии таких обязательств
и санкции за их нарушение;
- меры по взаимной
финансовой, организационной и иной поддержке,
включая меры государственной поддержки
проекта и/или его участников в различных
формах. Такая поддержка может быть как
организационной (например, разрешение
на реализацию проекта или включение проекта
в федеральные программы), так и финансовой
(например, бюджетное финансирование или
налоговые льготы);
- систему
управления реализацией проекта, обеспечивающую
(при возможных изменениях условий реализации)
должную синхронизацию деятельности участников,
защиту интересов каждого из них и своевременную
корректировку их последующих действий
в целях успешного завершения проекта;
Знать
организационно-экономический механизм
реализации проекта надо по трем причинам.
Прежде всего, без этого нельзя быть
уверенным в том, что проект реализуется
вообще, а не сорвется из-за прихоти любого
участника. Главное, однако, в другом —
не зная учетной политики участника, условий
его взаимоотношений с
другими участниками, нельзя правильно
определить (или оценить правильность
рассчитанных в проектных материалах)
ни результатов работы участника, ни его
затрат, а именно это и является самым
главным, что определяет выгодность проекта.
И, наконец, правильно подобранный организационно-экономический
механизм может не только повысить эффективность
проекта, но и сделать его менее рискованным.
"Увидеть"
организационно-экономический механизм
какого-нибудь проекта непросто.
"Внутри" этого механизма скрыты
разнообразные "детали", в которых,
собственно, и заключена специфика
механизма. На некоторых таких "деталях"
можно остановиться.
Эффективность
проекта оценивается соотношением
затрат и доходов. Однако и величина
затрат (доходов), и даже формула, по которой
они рассчитываются, в реальном проекте
определится именно механизмом взаимоотношений
участников проекта и их учетной политикой.
При разработке проекта обычно сопоставляется
несколько его вариантов, которые могут
различаться не только техническими параметрами,
но и организационно-экономическим механизмом.
Поэтому, если рассматривать проектирование
как процесс выработки лучшего варианта
проекта, то оно должно предусматривать
и оптимизацию организационно-экономического
механизма реализации проекта, включая
и учетную политику.
Другой
элемент организационно-экономического
механизма проекта относится к ценообразованию
и условиям взаимных расчетов. В общем
случае, обычно предполагается, что любые
товары, работы и услуги оплачиваются
по рыночным ценам. Однако для отдельных
типов проектов ситуация может быть иной.
Важным
элементом организационно-экономического
механизма является учетная политика
предприятия. В широком смысле учетная
политика охватывает совокупность способов
и методов бухгалтерского учета. В узком
смысле она представляет собой документ,
который называется "Положение об учетной
политике предприятия на год" и утверждается
руководителем предприятия. Оно регистрируется
в государственных органах и определяет
методику и технику бухгалтерского учета
на предприятии на достаточно длительный
срок. В частности, учетная политика определяет,
какую продукцию считать "готовой",
а какую — "реализованной", порядок
учета затрат на проведение ремонта основных
средств, способ погашения стоимости малоценных
и быстроизнашивающихся предметов, метод
определения себестоимости материальных
ресурсов, списываемых в производство,
методы распределения отдельных видов
общепроизводственных расходов по видам
продукции, метод начисления, амортизации
и др. Ремонт помещений или оборудования
и некоторые иные работы осуществляются
на предприятии периодически с целью обеспечить
функционирование производства в течение
относительно продолжительного времени.
Затраты на такие работы не всегда удобно
относить на себестоимость продукции
в том месяце, когда эти работы выполнялись
— их обычно "распределяют'' на несколько
месяцев (поэтому в учете они именуются
"расходами будущих периодов"). На
сколько именно месяцев нужно распределить
каждый вид таких затрат, также определяется
учетной политикой. Допускается и третий
вариант — финансирование таких затрат
из специального (ремонтного) фонда, формируемого
за счет равномерно производимых и относимых
на себестоимость отчислений. Нетрудно
убедиться, что при каждом из этих вариантов
оценка эффективности и реализуемости
одного и того же проекта будет своя. Например,
если относить на себестоимость затраты
на ремонт в том периоде, когда они производятся,
у предприятия может не хватить денежных
средств для проведения дорогостоящего
капитального ремонта, особенно, если
при этом необходимо останавливать производство.
Если же производить значительные равномерные
отчисления в ремонтный фонд, то при наличии
средств в этом фонде их нельзя будет израсходовать,
скажем, на погашение кредита (формально
проект будет реализуем, поскольку деньги
на счетах предприятия есть, а фактически
— нет, поскольку их нельзя использовать
ни на что, кроме ремонта).
Мы
видим, что в зависимости от учетной
политики меняется и прибыль предприятия,
а соответственно — налог на прибыль,
чистая прибыль и размеры выплачиваемых
акционерам дивидендов.
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
№1 |
|
№ варианта |
Наименование
показателей
(тыс. руб.) |
|
|
|
|
(годы) |
|
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
850 |
910 |
950 |
810 |
900 |
920 |
940 |
910 |
890 |
|
|
490 |
510 |
580 |
610 |
630 |
610 |
650 |
630 |
670 |
|
900 |
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
№
|
Наименование
показателей
(тыс. руб.) |
Номер варианта |
|
| 1 |
|
|
ЧДД = å (Rt
– Зtх)(1 +
Е)-t
(Rt
– 3t)-
эффект, достигаемый на t-ом шаге.
Для
определения ЧДД удобнее использовать
модифицированную формулу. Для этого
из состава 3t
исключаются капитальные значения и обозначаются
через:
Kt
- капитальные вложения на t-ом шаге расчётного
периода;
К
- сумма дисконтированных капитальных
вложений
К = åКt
(1 + Е)-t
а через
3t* - затраты на t-ом
шаге при условии, что в них не включены
капитальные вложения. Тогда формулу определения
ЧДД можно записать в виде:
ЧДД = å (Rt
– Зtх)(1 +
Е)-t - К
|
|
ффициент
дисконтирования: |
|
|
|
|
|
| Коэффициент
дисконтирования |
|
|
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
1,0 |
0,9174 |
0,8417 |
0,7722 |
0,7084 |
0,6499 |
0,5963 |
0,5470 |
0,5019 |
0,4609 |
|
|
0 |
360 |
400 |
370 |
200 |
270 |
310 |
290 |
280 |
220 |