Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 08:22, курсовая работа

Описание

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы финансового планирования…………………………..5
1.1 Содержание, принципы и функции финансового планирования………..7
1.2 Цели планирования…………………………………………………………9
1.3 Процесс планирования и его организация……………………………….12
2. Методические основы финансового планирования на предприятии…….…14
1. Система финансовых планов предприятия……………………………….18
2. План доходов, расходов и баланс денежных поступлений и выплат….20
3. План по источникам и использованию средств…………………………25
4. Сводный балансовый план активов и пассивов предприятия………….26
3 Финансовое планирование на примере предприятия по производству ТНП ООО “Полет”………………………………………………………………...27
3.1 Характеристика предприятия…………………………………………….27
2. Расчет планового объема реализации продукции……………………...29
3. Расчет плановой себестоимости реализованной продукции…………..32
4. Плановые финансовые результаты (прибыль/убыток)………………...33
5. Оплата материалов……………………………………………………….34
6. План движения денежных средств……………………………………...36
7. Плановый баланс…………………………………………………………38
4 Заключение……………………………………………………………………..40
5 Список литературы…………………………………………………………….42

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

1.3 Процесс планирования  и его организация 

      Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования. Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем. Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики. Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам. Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность. Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

   Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций  в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность  самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов) : по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх) . По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху” , т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план) , который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. 

2 Методические основы финансового планирования на   предприятии 

   Методы  планирования – это конкретные способы  и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К  ним относятся:

   1) расчетно-аналитический;

  2) нормативный;

   3) балансовый;

  1. оптимизация плановых решений;

    5)  экономико-математическое моделирование.

Содержание  расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируется их величина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Путем использования этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Содержание  нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных  норм и нормативов определяется потребность  предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.

Такими  нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента и др.

В финансовом планировании применяется  целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.

Федеральные нормативы являются обязательными  для всей территории России. К ним  относятся:

а) ставки федеральных налогов;

б) нормы амортизации по отдельным  группам основных средств;

в) ставки рефинансирования коммерческих банков, утверждаемые Банком России и нормы обязательных резервов банков, депонируемых в Центральном банке России;

г) тарифные ставки на государственное  пенсионное обеспечение и социальное страхование;

д) нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ;

е) минимальная месячная оплата труда;

ж) минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ открытого  и закрытого типов и т.д.

Региональные  и местные нормативы действуют  в отдельных субъектах  РФ и  утверждаются и представительными, и исполнительными органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов.

Отраслевые  нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями).

Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для регулирования производственно-торгового  процесса, а также для контроля за эффективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся:

а) нормативы плановой потребности  в оборотных активах;

б) нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте  предприятия;

в) нормы запасов материалов, заделов  незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе и товаров в днях;

г) нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды;

д) норматив отчислений в ремонтный  фонд (в процентах от среднегодовой  стоимости основных фондов) и ряд  других.

Нормативный метод планирования является самым простым и доступным. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.

Содержание  балансового метода планирования финансовых показателей состоит в том, что  благодаря балансу достигается  увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при прогнозе поступлений и выплат их денежных фондов (потребления и накопления), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др.

Содержание  метода оптимизации плановых решений  сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применятся различные критерии выбора.

Содержание  экономико-математического моделирования  в финансовом планировании заключается  в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включаются только основные (определяющие ) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Функциональная  связь выражается уравнением вида: y = f (x), где у – соответствующий показатель; f (x) – функциональная связь исходя из показателя х.

Следует иметь в виду, что небольшой период исследования (квартал) не позволяет выявить общие закономерности. При этом нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут изменяться в течение длительного времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования – квартальные данные за 1-2 года.

При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы. Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). 
 

2.1 Система финансовых  планов предприятия 

      Для определения финансового  потенциала на текущий и долговременный  периоды предприятия вправе разрабатывать  несколько видов финансовых планов. В порядке рекомендации приводится  следующая их классификация:

1) График безубыточности (составной элемент бизнес-плана)

2) Баланс (план) доходов и расходов  – квартал, полугодие, год

  1. Инвестиционный план (бюджет) - квартал, полугодие, год

4) План распределения валовой и  чистой прибыли - квартал, полугодие,  год

  1. Платежный баланс (календарь) – на месяц с подекадной разбивкой показателей
  2. Кредитный план (бюджет) - квартал, полугодие, год
  3. Кассовый план (заявка) – на предстоящий квартал
  4. Валютный план - квартал, полугодие, год
  5. Прогноз баланса активов и пассивов – на конец предстоящего квартала

10) План движения денежных средств  по видам деятельности – квартал,  год

  1. Налоговый бюджет – квартал, год

Этапы разработки финансового плана. Первым этапом разработки финансового плана (оперативного или годового) является осуществление анализа финансовых показателей из отчетов предприятия за период, предшествующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям относятся: выручка от реализации продукции (работ, услуг), себестоимость реализованной продукции. Объем капиталовложений, валовой и чистой прибыли, рентабельность продукции, активов и собственного капитала, коэффициенты финансовой устойчивости. Второй этап – участие в разработке учетной политики на планируемый год.

Третий  этап – составление специальных  расчетов и таблиц к финансовому плану (расчеты валовой прибыли и её распределения, амортизационных отчислений, источников финансирования капитальных вложений, потребности в оборотных средствах, сметы затрат на производство и реализацию продукции) исходя из принятой учетной политики.

Четвертый этап – разработка отчетов об исполнении финансовых планов. Они используются для финансового анализа и  разработки планов на предстоящий период. 

2.2  План доходов,  расходов и баланс денежных поступлений и выплат 

Задача  этого документа - показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Информация о работе Финансовое планирование