Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:00, контрольная работа

Описание

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание и задачи финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики. 5
1.2. Содержание финансовой политики 6
1.2.1. Составные части финансовой политики 6
1.3. Задачи финансовой политики 9
1.4. Типы финансовой политики 9
1.5. Условия эффективности финансовой политики 14
Глава 2.Современное состояние финансовой политики РФ 15
Глава 3. Содержание и структура финансового механизма
3.1. Понятие финансового механизма 18
3.2. Финансовые рычаги и стимулы 19
3.3. Формы финансового обеспечения 20
3.4. Организационные структуры финансового механизма 21
Заключение 23
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика государства.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

      К основные направлениям (задачам) финансовой политики Росси на современном этапе  можно отнести следующее:

- устойчивый  профицит федерального бюджета  или сохранение сбалансированности  федерального бюджета;

- снижение  государственного долга;

- стабилизация  национальной валюты и  снижение  темпов инфляции;

- развитие  банковского сектора, в первую  очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;

- переход  к среднесрочному планированию;

- продолжение  налоговой реформы и реформы  межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

        Известно, что развитие экономики  страны зависит от качества  налоговой системы. В последние  годы в направлении ее совершенствования сделано немало – сформирована налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже шесть лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса – принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.7

      В частности, за последние 2-3 года было сделано  следующее:

- налог  на прибыль предприятий снизился  с 35% до 24%;

- введен  налог на добычу полезных ископаемых;

- снижение  ставки единого социального налога с 39,5% до 35,6%;

- сокращен  НДС с 20% до 18%;

- отменен  налог, уплачиваемый с выручки  от реализации товаров;

- отменена  инвестиционная льгота;

- установление  единой ставки налога на доходы  физических лиц.

      Бюджет  России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при превышении ценовой планки в 20 дол. за баррель. Кроме того, вначале 2004г. в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд.руб. 8

        Политика в социальной сфере:  основная нагрузка лежит на  регионах. В 2004 году основная тяжесть  расходов на проведение социальной  политики была возложена на  консолидированные бюджеты субъектов: плановые расходы консолидированных бюджетов субъектов по разделу «Социальная политика» почти в 1,5 раза превышает расходы федерального бюджета. Перемещение центра тяжести финансирования расходов на проведение социальной политики в регионы – сложившаяся тенденция. В расходах консолидированного бюджета субъекта удельный вес расходов на социальную политику возрос с 2000 года почти в 1,5 раза, в расходах федерального бюджета – сократился более чем в 2 раза. Ситуация  в этой области, как следует их положений Федеральных законов от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», не изменится. Напротив, в результате осуществляемого разграничения полномочий, осуществление мероприятий социальной политики станет в большей степени задачей субъектов РФ.9

      Подводя итоги, можно отметить, что финансовая политика России была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует  сокращение внешнего долга (в 2002 году новые внешние заимствования не производились, в счет погашения задолженности было выплачено 14,2 млрд. дол.)10, сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП (темп роста ВВП за 2003 год составил 6,6% по сравнению с 2002 годом).11 

        Вместе с тем остаются проблемы: например, бюджетное законодательство  пока не в полной мере отвечает  современным требования, государственный  сектор по-прежнему слишком велик  и трудноуправляем,12 остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно- целевые методы13; нет стабильности  налогового законодательства.  Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Глава Кодекса о налогах с продаж действовала два года, затем этот налог был отменен. Отдельные главы Кодекса, принимались и принимаются без достаточных оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в Налоговый кодекс РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени.14 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Содержание и структура финансового механизма.

3.1. Понятие финансового  механизма.

      Финансовый  механизм является важной составной  частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.15

      Финансовый  механизм – наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решениями  различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.2

       Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.3

      Структура финансового механизма:

1.Финансовые  методы (инвестирование, страхование,  кредитование);

2.Финансовые  рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);

3.Правовое  обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);

4.Нормативное  обеспечение (инструкции, методические  указания);

5.Информационное  обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация). 

3.2. Финансовые рычаги  и стимулы.

      Финансовые  стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

      Мы  знаем, что финансы участвуют  в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

      Если  говорить о конкретных рычагах и  способах воздействия на экономические  процессы, то надо назвать следующие:

      - бюджет: средства из бюджета на  развитие той или иной отрасли,  комплекса отраслей или отдельного  предприятия можно выделить, а  можно и не выделять;

      - цены, тарифы. И в условиях рыночной  экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

  - налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

      - экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем  (делает их низкими, льготными  или высокими, невыгодными) экспортно-импортных  пошлин, тарифов стимулирует или  дестимулирует экспортно-импортные  операции.

      Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

3.3. Формы финансового  обеспечения.

      Финансовые  отношения можно сгруппировать, которая будет включать в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособленно и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.

      В систему отношений государственных  финансов входят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных  предприятий и государственный кредит. В систему финансов организаций и корпораций включаются все предпринимательские структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также прочие субъекты хозяйствования. Кредитная и банковская системы включают в себя: Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, инвестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансовый рынок. 
 
 
 

3.4. Организационные  структуры финансового  механизма.

      Управление  финансами представляет собой процесс, который организуют и которым  руководят органы государственной  власти в соответствии с законодательством:

- Федеральное Собрание, которое регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливает взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, утверждает федеральный бюджет и финансовое законодательство;

- Правительство  Российской Федерации готовит  проект государственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственности по направлениям развития экономики;

  - Счетная  палата РФ контролирует расходование и целевое назначение федеральных денежных средств;

  - Министерство  финансов РФ осуществляет общее  руководство в финансовой сфере  и исполнение бюджета; организует  разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке плана  финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм собственности;

  - Федеральное  казначейство организует кассовое  исполнение бюджета и является  подразделением Министерством финансов  РФ;

  - Министерство экономики РФ является руководящим органом в выработке стратегии экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;

Информация о работе Финансовая политика государства