Цели, задачи, содержание и методы анализа финансовых результатов коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:05, реферат

Описание

В современных условиях дороговизны кредитов, предоставляемых банками, прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых предприятию для развития производства (обновления основных фондов, исследований, разработки и выпуска новой продукции) денежных средств. Прибыль предоставляет предприятию возможность решать социальные проблемы работников. Кроме того, за счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Работа состоит из  1 файл

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

Тема:  Цели, задачи, содержание и методы анализа финансовых результатов коммерческой организации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Главной целью деятельности любого кормерческого предприятия является получение прибыли.

     В современных условиях дороговизны  кредитов, предоставляемых банками, прибыль предприятия является важнейшим  источником получения необходимых  предприятию для развития производства (обновления основных фондов, исследований, разработки и выпуска новой продукции) денежных средств. Прибыль предоставляет предприятию возможность решать социальные проблемы работников. Кроме того, за счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  эффективность деятельности предприятия. Поэтому анализ финансовых результатов  деятельности предприятия является одним из важнейших направлений  финансового анализа предприятия.

     Проведение  финансового анализа необходимо как управленческому персоналу  предприятия, так и внешним пользователям, заинтересованным в деятельности предприятия (собственникам, кредиторам, поставщикам  и покупателям, и т. д.).

     Финансовый  анализ предоставляет руководству предприятия информацию, необходимую для принятия точных управленческих решений.

     Внешние пользователи учитывают результаты финансового анализа для принятия решений относительно сотрудничества с анализируемым предприятием.

     Необходимость проведения финансового анализа независимо от экономической системы страны стала причиной того, что методика финансового анализа разработана как отечественными, так и иностранными экономистами.

     1. Методика анализа  финансовых результатов

     1.1. Понятие финансовых результатов

     Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

     Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия.

     Рост  прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли  выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

     Исходным  моментом в расчетах показателей  прибыли является оборот предприятия  по реализации продукции. Изменения  в объеме реализации оказывают наибольшее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. В зависимости от учетной политики предприятия выручка от реализации фиксируется либо по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетно-платежных документов, либо по мере оплаты за реализованную продукцию и поступления денежных средств на расчетный счет при безналичных расчетах, а при расчете наличными деньгами – при поступлении их в кассу предприятия.

     Различают и анализируют следующие модификации  показателей прибыли: балансовая (валовая) прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, прибыль от произведенной товарной продукции, прибыль конкретного вида изделия.

     Исходным  показателем является прибыль по конкретному виду продукции. Этот показатель составляет коммерческую тайну предприятия  и определяется как разность между  отпускной ценой и полной себестоимостью конкретного вида продукции.

     Прибыль от произведенной товарной продукции (работ, услуг) характеризует потенциальную величину прибыли, которую может получить предприятие от всей товарной продукции (работ, услуг). Она определяется как разность между стоимостью в оптовых ценах и полной себестоимостью фактического выпуска товарной продукции (работ, услуг).

     Балансовая (валовая) прибыль – наиболее полная сумма прибыли, в которую включаются прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов, иного имущества, а также  доходы и убытки от внереализационной деятельности, т.е. валовая прибыль формируется как сальдовый результат всех прибылей и убытков:

     ПВ = Пр + Ппр + Пвн,

     где ПВ – валовая прибыль предприятия;

     Пр  – прибыль от реализации продукции;

     Ппр – прибыль от прочей реализации;

     Пвн – финансовый результат от внереализационной деятельности.

     Основную  массу валовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая определяется как  разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих  ценах без НДС, акцизов и затратами на производство и реализацию.

     Вторая  составляющая часть валовой прибыли  – прибыль от прочей реализации – представляет собой финансовый результат, включающий в себя несколько  элементов:

     · прибыль (убытки) от реализации активов;

     · прибыль от операций с ценными бумагами;

     · прибыль от реализации продукции (работ, услуг) от неосновного для данного  предприятия вида деятельности.

     Прибыль от прочей реализации и прибыль от реализации продукции составляют общий  результат от всей реализации.

     Третий  элемент валовой прибыли –  финансовый результат от внереализационной  деятельности – рассчитывается как  разность между доходами и расходами.

     Доходы  и расходы от внереализационной  деятельности – это результаты от операций, не связанных с реализацией  продукции (работ, услуг), а также следствие различных финансовых нарушений.

     К внереализационным доходам относятся: доходы, полученные от долевого участия  в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; присужденные штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение хозяйственных договоров; и др.

     Внереализационные расходы включают: затраты по аннулированным производственным заказам; отрицательные  курсовые разницы, суммы сомнительных долгов; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; оплата экономических  санкций; затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов и др.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется исходя из валовой  прибыли путем корректировки  на величину доходов, облагаемых в особом порядке по месту их возникновения, предоставляемых предприятию льгот и отраслевых особенностей.

     С целью налогообложения валовая  прибыль изменяется в порядке, оговоренном  Инструкцией Государственной налоговой  службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления и  уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Так, в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов в виде дивидендов, полученных по акциям принадлежащим предприятию; сумму доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. В этой же инструкции перечислены льготы по налогу на прибыль, предоставляемые предприятиям.

     Чистая  прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после  уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основными направлениями распределения чистой прибыли являются фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, прибыль, подлежащая распределению между учредителями, акционерами.

     1.2. Основные направления  анализа финансовых  результатов деятельности  предприятия

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется в целях:

     · систематического контроля за выполнением  планов реализации продукции и получением прибыли;

     · выявления факторов, оказывающих  влияние на объем реализации и  финансовые результаты;

     · выявления резервов увеличения объема реализации продукции и суммы  прибыли;

     · разработки мероприятий по использованию  выявленных резервов.

     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов:

     · исследование изменения каждого  показателя за анализируемый период («горизонтальный анализ»);

     · исследование структуры соответствующих  показателей и их изменений («вертикальный  анализ»);

     · изучение динамики изменения показателей  финансовых результатов за ряд отчетных периодов («трендовый анализ»);

     · расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями  разных форм отчетности («анализ относительных  показателей»);

     · изучение влияния отдельных факторов на результативный показатель («факторный анализ»).

     Начальным этапом проведения анализа финансовых результатов является анализ валовой  прибыли. Общий финансовый результат  деятельности предприятия – валовая  прибыль – представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг), результатов прочей реализации и внереализационной деятельности. Анализ начинается с изучения динамики за ряд лет (минимум за два года) массы прибыли и изменения ее структуры.

     Изменение структуры валовой прибыли характеризует качество формирования самой прибыли. Снижение в ее составе удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) оценивается как ухудшение качества балансовой прибыли, особенно с точки зрения кредиторов. Для выявления конкретных причин снижения удельного веса прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и определения возможности ее увеличения проводят факторный анализ этого показателя.

     В процессе анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг) изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации и определяются факторы изменения ее суммы.

     Можно выделить следующие факторы, то которых  зависит величина прибыли от реализации продукции: объем реализованной  продукции и ее ассортимент, уровень  цен, производственная себестоимость, коммерческие и управленческие расходы.

     Для определения влияния на прибыль  от реализации этих факторов рассчитывается выручка от реализации продукции  в сопоставимых ценах (путем умножения  выручки от реализации отчетного  года на индекс цен).

     Влияние изменения количества и ассортимента продаж на прибыль от реализации продукции  рассчитывается как произведение разности между выручкой от реализации в сопоставимых ценах и выручкой от реализации предыдущего  периода и рентабельностью продукции предыдущего года:

     DПр(q) = (ВР` – ВР0 )*R0,

     где DПр(q) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения количества и ассортимента продаж;

     ВР` – выручка от реализации продукции  в сопоставимых ценах;

     ВР0 – выручка от реализации продукции предыдущего года;

     R0 – рентабельность продукции предыдущего  года.

     Влияние изменения цен можно рассчитать, умножив на рентабельность продукции  прошлого года на разность между выручкой от реализации продукции отчетного  года и выручкой от реализации продукции в сопоставимых ценах:

     DПр(ц)  = (ВР1 – ВР`)*R0,

     где DПр(ц) – изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения  цен;

     ВР1 – выручка от реализации продукции  отчетного года.

     Влияние изменения себестоимости реализации продукции рассчитывается как произведение выручки от реализации продукции отчетного года и разности между удельными весами себестоимости реализации отчетного и предыдущего годов:

Информация о работе Цели, задачи, содержание и методы анализа финансовых результатов коммерческой организации