Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:45, реферат

Описание

Усиление конкуренции на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе экономического анализа на предприятии. В современных условиях анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)…………………4
1.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции……………….4
1.2. Анализ издержкоемкости продукции……………………………………...5
1.3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции…………………….6
1.4. Анализ прямых материальных затрат……………………………………..7
1.5. Анализ прямой заработной платы…………………………………………8
1.6. Анализ косвенных затрат………………………………………………….10
1.7. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции.12

ГЛАВА 2. Значение и анализ материальных ресурсов………………………14
2.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов……….14
2.2.Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами...15
2.3. Анализ использования материальных ресурсов…………………………16

Заключение ……………………………………………………………………..21

Список литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

АФХД.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)


 

Реферат по дисциплине

«Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

 

«Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) организации. Анализ использования материальных ресурсов, планирование и состояние их запасов»

 

Москва

2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

 

ГЛАВА 1. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)…………………4

1.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции……………….4

1.2. Анализ издержкоемкости продукции……………………………………...5

1.3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции…………………….6

1.4. Анализ прямых материальных затрат……………………………………..7

1.5. Анализ прямой заработной платы…………………………………………8

1.6. Анализ косвенных затрат………………………………………………….10

1.7. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции.12

 

ГЛАВА 2. Значение и анализ материальных ресурсов………………………14

2.1. Значение, задачи и источники анализа материальных ресурсов……….14

2.2.Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами...15

2.3. Анализ использования материальных ресурсов…………………………16

 

Заключение ……………………………………………………………………..21

 

Список литературы……………………………………………………………..22

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                            Усиление конкуренции на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе экономического анализа на предприятии. В современных условиях анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.

                            Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции (выполнения работ, оказания услуг), обеспеченности производства материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования.

              Что касаемо строительства, многие строительные фирмы недостаточно уделяют внимания своим экономическим проблемам и допускают немалые убытки при расходовании материальных ресурсов и заработной платы. Дополнительные материальные затраты возникают также из-за  неравномерного роста рыночных цен по отдельным видам материалов и конструкций. Поэтому современное строительство нуждается в слаженной системе управления, опирающейся на объективные экономические законы.

              В связи с этим роль эффективного анализа ФХД в работе предприятий постоянно возрастает, поэтому обеспечение эффективного функционирования организации требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются планы и  управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

              Выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называются себестоимостью. При рыночной экономике себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг) и определения цен на них;  расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

              Себестоимость продукции является главным ценообразующим фактором. Выживание субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции. Решение этой задачи зависит от многих факторов, важнейшим из которых являются стратегия в своей конкурентной среде и эффективность использования ресурсов.

ГЛАВА 1. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

1.1.           Анализ общей суммы затрат на производство продукции.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

               формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

               степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

               состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

               наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

               наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять процессом формирования затрат.

Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

               полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

               уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

               себестоимость отдельных изделий;

               отдельные статьи затрат;

               затраты по центрам ответственности.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам.

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:

               из-за объема производства продукции;

               структуры продукции;

               уровня переменных затрат на единицу продукции;

               суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;

VBП — объем производства продукции (услуг);

b — уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг);

А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Углубить анализ общей суммы затрат на производство продукции (услуг) можно за счет факторного разложения удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат.

Математически эту зависимость можно представить следующим образом:

Любой вид затрат можно представить в виде произведения двух факторов:

          количества потребленных ресурсов или услуг (сырья, материалов, топлива, энергии, человеко-часов, машино-часов, кредитов, арендуемой площади и т. д.);

          цен на ресурсы или услуги.

 

Для того чтобы установить, насколько изменилась сумма затрат за счет этих факторов, необходимо иметь следующие данные о затратах на фактический выпуск продукции:

  по плановым нормам расхода и плановым ценам на ресурсы

  по фактическому расходу и плановым ценам на ресурсы

  по фактическому расходу и фактическим ценам на ресурсы

В процессе анализа необходимо также оценить изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.

На следующем этапе анализа следует определить изменение за­трат на производство продукции за счет внедрения запланирован­ных мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Результаты такого анализа покажут, за счет каких мероприятий (их желательно детализировать) достигнута экономия затрат на производство продукции в отчетном периоде. Для более полной оценки полученную экономию от внедрения инновационных ме­роприятий надо сравнить с запланированной.

1.2 Анализ издержкоемкости продукции.

Издержкоемкость (затраты на рубль произведенной продукции) очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли произведства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы — убыточным.

В процессе анализа следует изучить выполнение плана и динамику издержкоемкости продукции, а также провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Необходимо также изучить изменение уровня издержкоемкости продукции по отдельным элементам затрат.

После этого нужно установить факторы изменения общей издержкоемкости, отраженные на рис. 11.4.


 

Для расчета их влияния можно использовать следующую факторную модель:

Расчет производится способом цепной:

Стоимость валового выпуска продукции

- базового периода ∑(VВПi0·Цi0)

- отчетного периода при базовой структуре и ценах ∑(VBПi1·Цi0) +ΔВПстр

- отчетного периода по базовым ценам ∑(VBПi1·Цi0)

- отчетного периода по текущим ценам ∑(VBПi1·Цi1).

1.3.Анализ себестоимости отдельных видов продукции.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

где Ci — себестоимость единицы i-гo вида продукции;
Аi — постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;
bi — переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;
VBПi — объем выпуска i-гo вида продукции.

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия  методом цепной подстановки:

                                               

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет:

ΔСобш = С1 – С0

в том числе за счет изменения:

а) объема производства продукции

ΔСVBП = Сусл1 –С0

б) суммы постоянных затрат

ΔСа= Сусл2 - Сусл1

в) суммы удельных переменных затрат

ΔСb = С1 - Сусл2 .

В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения ее уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения.

Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) организации