Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении методов, динамики и структуры прибыли, в рассмотрении видов прибыли и ее значения для предприятия, изучении основных показателей рентабельности, их взаимосвязи с показателями структуры затрат и их окупаемости.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и значение финансового анализа;
2. Общее понятие прибыли и ее значение для предприятия;
3. Виды прибыли;
4. Методы анализа прибыли;
5. Общее понятие рентабельности;
6. Основные показатели рентабельности;
7. Факторный анализ рентабельности и его особенности.
8. Раскрыть факторы, которые влияют на величину показателей рентабельности.

Содержание

Введение 3
1. Содержание, методы и цели финансового анализа. 4
1.1. Содержание финансового анализа 4
1.2. Цели и методы финансового анализа 6
2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия 9
2.1 Понятие прибыли, ее виды и значение 9
2.2 Анализ прибыли 12
3. Показатели рентабельности, их динамика и факторный анализ. 18
3.1 Понятие рентабельности и ее основные показатели 18
3.2 Факторный анализ рентабельности 19
4. Анализ прибыли предприятия на примере ОАО «Талдом хлеб» 26
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_ekon_analiz.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)
  • получение максимальной прибыли, соответствующей используемым ресурсам организации и рыночной конъюнктуре ее функционирования;
  • оптимизация пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
  • повышение качественного состава факторов формирования прибыли;
  • получение необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственниками компании;
  • формирование достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
  • увеличение роста рыночной стоимости организации;
  • разработка программ участия персонала в распределении прибыли.

В процессе анализа используются различные  показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом:

1. По видам хозяйственной деятельности различают:

    • прибыль от основной (операционной) деятельности;
    • прибыль от инвестиционной деятельности;
    • прибыль от финансовой деятельности.

2. По составу включаемых элементов различают:

    • маржинальную (валовую) прибыль,
    • общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль);
    • прибыль до налогообложения:
    • чистую прибыль.

Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).

Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам.

Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют:

  • прибыль от обычной (традиционной) деятельности
  • прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.

4. По характеру налогообложения различают:

  • налогооблагаемую
  • не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.

5. По степени учета инфляционного фактора различают:

  • номинальную прибыль;
  • реальную прибыль;
  • скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

6. По экономическому содержанию прибыль делится на:

  • бухгалтерскую;
  • экономическую.

Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.

Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).

7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется:

  • капитализированную;
  • потребляемую.

Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.

Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителем предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ прибыли

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного  объема продаж и зоны безопасности предприятия, оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Кредиторов больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку часть ее они получают за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

В процессе анализа необходимо изучить  состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основу для исследования зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью создает система «директ-костинг».

Сущность данной системы «директ-костинг» состоит в делении всех затрат, необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг), на постоянные и переменные затраты. Система позволяет решать стратегические управленческие задачи по выпуску продукции с большой рентабельностью, в результате чего возможна быстрая переориентация производства в ответ на меняющиеся условия внешней среды.

Постоянные затраты—затраты, величина которых не зависит от объема производства продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта. Если даже продукция не выпускается, то организация несет определенные затраты, например на арендную плату за землю, арендную плату за производственные помещения и оборудование, повременную заработную плату и т.п. Практика показывает, что если о6ъем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20%, то общие постоянные затраты остаются неизменными. Постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства.

Переменные затраты — затраты, величина которых прямо пропорционально зависит от объема производства. Сюда можно отнести затраты на приобретение сырья и материалов, топлива, электроэнергии, тары, сдельную заработную плату и т.п. Если значение этого показателя увеличивается на 10%, то общие переменные затраты тоже увеличиваются на 10%. Однако переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными при изменении объема производства.

Постоянные затраты не связаны непосредственно с производственным процессом и поэтому не включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Эти расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по истечении отчетного периода полностью списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в данном отчетном периоде.

Большую роль при изучении факторов, влияющих на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с помощью которого изучаются соотношения показателей: издержек, объема производства (реализация) продукции, прибыли и прогнозирования величины каждого из названных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ использует категорию маржинального дохода, который представляет собой разность прибыли и постоянных затрат экономического субъекта. Прибыль от реализации конкретного вида продукции определяется по формуле:

П =К *(Ц-V)-Н,                                                       (2.1)

где К — объем реализации продукции в натуральных показателях;

Ц — цена реализации единицы продукции, руб.;

V — переменные затраты на единицу продукции, руб.

Приведенная формула позволяет более точно определить влияние факторов на значение прибыли.

Для достижения максимальной прибыли  организация должна определить безубыточный объем продаж и зону безопасности, в которой гарантирована минимальная сумма прибыли. Величину выручки от реализации, при которой экономический субъект в состоянии покрыть все свои расходы (как переменные, так и постоянные), не получая прибыли, принято называть точкой критического объема производства.

Безубыточный объем продаж и  зона безопасности зависят от суммы  постоянных и переменных затрат, а  также от уровня цен на продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации продукции, чтобы компенсировать постоянные затраты экономического субъекта, и наоборот.

Зона безопасности (Збез) определяется по формуле:

Збез=(Кпл.-К)/Кпл*100%,                                               (2.2)

где Кпл – планируемый объем реализации продукции;

К - текущий объем реализации продукции.

Увеличение объема переменных и постоянных затрат на единицу продукции повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждый экономический субъект стремится к сокращению постоянных затрат.

Структура прибыли представляет собой прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализованных операций.

Факторы изменения прибыли и динамика, выполнения плана прибыли от реализации продукции работ, услуг определяется в процессе анализа прибыли.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход и является финансовым результатом, полученным от основной деятельности предприятия, которое может осуществляться в любых видах.

На прибыль от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние  следующие факторы:

1) выручка от реализации продукций;

2) фактор цен;

3) себестоимость продукции;

4) управленческие расходы.

В процессе факторного анализа выявляется влияние каждого из перечисленных  факторов. Кроме прибыли от реализации товарной продукции, предприятие получает финансовые результаты от прочей реализации. Прибыль (или убыток) от прочей реализации может быть получена от деятельности непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия, от реализации продукции подсобного сельского хозяйства, от реализации основных фондов и измененных материальных ценностей.

Финансовые результаты от внереализационных операций также являются составной частью балансовой прибыли. Их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия в условиях перехода к рыночной экономике существенно возросло, поэтому их анализ и оценка также необходимы.

Предприятия получают основную часть прибыли от реализации продукции, работ услуг. Поэтому выполнение плана прибыли от реализации продукции и факторы изменения ее суммы изучаются в процессе анализа.

Задачей факторного анализа прибыли  является определение влияния на конечный финансовый показатель отдельных его составляющих.

Величина чистой прибыли зависит  от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме чистой прибыли, а именно – доли налогов, экономических санкций и другое.

Чтобы определить изменение суммы  чистой прибыли за счет факторов, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый удельный вес чистой прибыли в общей сумме брутто-прибыли.

Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывают путем умножения прироста удельного веса данного фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде.

Чистая прибыль используется в  соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды, создаются резервные и страховые фонды.

Факторы, влияющие на пропорции распределения  прибыли:

1) внешние факторы:

а) правовые ограничения;

б) система налоговых льгот при  реинвестировании прибыли;

в) рыночная норма прибыли на инвестируемый  капитал;

г) стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов;

2) внутренние факторы: 

а) уровень рентабельности предприятия;

б) наличие в портфеле предприятии высокодоходных инвестиционных проектов;

в) необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;

г) наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов);

д) текущая платежеспособность предприятия.

Маржинальный анализ также называют анализом безубыточности или содействия доходу. Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения трех групп важнейших экономических показателей и прогнозировании величины каждого из этих показателей  при заданном значении других:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия