Анализ оборотного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучение сущности и методов управления оборотным капиталом для выявления проблем и эффективного управления им на предприятии
Объектом исследования является ОАО "Оренбургнефть".
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе управления оборотным капиталом предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1. Теоретические основы анализа оборотного капитала…………………....6
1.1 Экономическая сущность оборотного капитала………………………...6
1.2 Методы управления оборотным капиталом…………………………….10
1.3 Нормирование запасов и оборотных средств на предприятии в условиях рыночной экономики…………………………………………………………..15
2. Анализ оборотного капитала ОАО "Оренбургнефть"…………………..24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Оренбургнефть"……………………………………………………………….24
2.2Анализ состава и структуры оборотного капитала ОАО "Оренбургнефть"……………………………………………………………….28
2.3 Анализ управления оборотным капиталом ОАО "Оренбургнефть"….30
3.Пути улучшения использования оборотного капитала ОАО "Оренбургнефть"……………………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………………47
Список использованных источников…………………………………………50

Работа состоит из  1 файл

КЭАХД.docx

— 95.51 Кб (Скачать документ)

 

     В 2009 году рентабельность оборотных активов была на достаточно высоком уровне - 39,8%. В 2010 году произошло снижение этого показателя на 38,4%. В отчетном периоде произошло незначительное увеличение рентабельности оборотного капитала - на 0,7%

     Итак, чтобы изменения управления оборотным капиталом приобрели устойчивый характер, необходимо выполнить ряд ключевых условий. Выполнение какого-то одного из них в отрыве от других не принесет результатов - чтобы добиться реальных изменений в хозяйственной деятельности, важно выполнить все условия.

     Ключевые условия включают: четкое определение ролей, обязанностей и назначение ответственных за управление денежными потоками и оборотным капиталом на каждом этапе процесса; использование во всех подразделениях организации единообразных ключевых показателей эффективности и отчетности, дающих четкое представление о результатах деятельности и изменениях; установление системы контроля и процедур, регламентирующих поведение и устанавливающих параметры для принятия решений.

 

 

 

 

      3. Пути улучшения использования оборотного капитала ОАО "Оренбургнефть"

 

     Способы повышения эффективности использования оборотных средств (активов и капитала) можно подразделить на четыре категории:

- способствующие сокращению потребности в оборотных активах и капитале;

- способствующие росту объема продаж при неизменной величине оборотных средств;

-  способствующие ускорению оборота;

-  влияющие и на рост объема продаж и на ускорение оборота.

     К росту объема продаж ведут следующие факторы:

-  предоставление льготного кредитования по дебиторской задолженности;

-  использование факторинга.

     Способы, способствующие сокращению потребности в оборотных активах и капитале, многообразны. К ним относятся:

- разработка научно - обоснованных норм расхода материально - производственных запасов, сроков их хранения, затрат на содержание запасов;

-  использование оптимизированных моделей по формированию запасов и денежных средств;

-  разработка оптимальной кредитной политики;

-  создание оптимальных схем финансирования оборотных средств;

-  контроль и анализ за соотношением оборотных активов и капитала;

-  организация постоянного мониторинга с использованием компьютерных программ;

-  бюджетирование притока и оттока денежных средств;

-  сокращение операционного и финансового циклов.

     В заключение анализа разрабатываются мероприятия по ускорению оборачиваемости оборотного капитала.

     Основные пути ускорения оборачиваемости капитала:

- сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня производительности труда, более полное использование производственных мощностей предприятия, трудовых и материальных ресурсов и др.);

-  улучшение организации материально - технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами и сокращения времени нахождения капитала в запасах;

- ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов;

-  сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолженности.

     В связи с тем, что управление дебиторской задолженностью занимает особое место в существовании ОАО "Оренбургнефть" (занимает более 90% в составе оборотных активов), поскольку эта задолженность ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота. Целесообразно предложить следующие мероприятия по сокращению дебиторской задолженности:

     1. проводить работу по ликвидации просроченной задолженности и вовремя принимать меры недопущения ее образования в будущем.

     На предварительном этапе работы над проектом договора исполнитель должен осуществлять сбор исчерпывающего объема информации о платежеспособности и уровне производственно-хозяйственной дисциплины делового потенциального партнера, для чего в обязательном порядке, в рамках компетенции привлекать служба экономической безопасности организации.

     Необходимо полностью устранять договорные отношения с контрагентом, имеющим сомнительную и безнадежную к взысканию дебиторскую задолженность.

     2. проводить зачеты встречных требований, без отвлечения денежных средств и увеличения сальдо задолженности на конец периода;

     Подписание документов, подтверждающих исполнение договора (поставка материально-технических ресурсов, выполнение работ, оказание услуг) следует проводить на основании фактического исполнения договорных обязательств и в соответствии с заключенным договором и сроком оплаты счет-фактуры.

     Счета и счета-фактуры необходимо принимать к оплате только при наличии документов, подтверждающих фактическое исполнение договорных обязательств (товарно-транспортные, товарные, железнодорожные накладные, акты сдачи приемки и т.д.), а также при условии принятия их к учету бухгалтерией организации. Полученные счета-фактуры, подлежащие перевыставлению, принимать к оплате строго при наличии:

- копии дополнительного соглашения к основному договору (либо отдельного договора) с контрагентом, для которого предприятием выполнены работы, оказаны услуги (питание, проживание, авто - и авиа перевозки и пр.);

- акта сдачи-приемки работ, услуг, подписанного контрагентом и подтверждающего принятие им затрат по выполненным работам, оказанным услугам.

     3. Чаще составлять акты сверки взаимных расчетов. Например, при обороте товаров, работ, услуг более одного миллиона рублей акты сверки необходимо составлять не реже одно раза в месяц, а при обороте товаров, работ, услуг менее одного миллиона рублей - ежеквартально.

     Если в результате составления актов сверки в расчетах с контрагентом возникает просроченная дебиторская задолженность, то оплата полученных счетов не должна производится до момента устранения возникшей дебиторской задолженности, о чем контрагент обязан проинформировать в письменной форме.

     4. проводить стандартизацию условий погашения дебиторской задолженности сторонних дебиторов по вновь заключаемым договорам и вносить изменения в существующие договоры, с целью минимизации авансов по условиям расчетов в договорах.

     5. исключить уплату авансов с просроченной дебиторской задолженностью до срока ее погашения.

     В процессе своей работы организация сталкивается с проблемами возникновения просроченной дебиторской задолженности, устранениями которой занимаются курирующие подразделения организации совместно с управлением правового обеспечения, службой экономической безопасности и казначейско-финансовым управлением. Для улучшения работы по погашению задолженности можно предложить следующий порядок ее устранения:

     Первый этап работы с просроченной задолженностью, срок просрочки по которой не превышает 30 календарных дней необходимо вести самостоятельно курирующим подразделением, которое должно документально фиксировать факт и обстоятельства возникновения просроченной задолженности, требовать объяснения работников и представителей контрагента относительно известных им обстоятельств, при необходимости инициировать создание комиссии и проведения проверок (ревизий) для определения причин возникновения и размера просроченной задолженности. В целях добровольного устранения задолженности куратор обязан проводить переговоры с представителями контрагента и получать или направлять письменное обязательство о порядке и сроках погашения задолженности. Руководитель курирующего подразделения обязан при составлении ежемесячных отчетов о задолженности информировать казначейско-финансовое управление о причинах возникновения просроченной задолженности, а также о мерах, принимаемых для ее погашения., и устранения на момент оплаты счет-фактуры.

     Второй этап работы с просроченной задолженностью, просрочка которой составляет 30 и более дней, должна проводиться также курирующим подразделением организации. Настоящая задолженность является предметом специального рассмотрения и требует от исполнителей применения дополнительных оперативных мер, направленных на урегулирование с контрагентом вопроса о погашении задолженности, в том числе проведение переговоров о схемах по погашению задолженности, подписание, дополнительных соглашений и графиков погашения задолженности на условиях отсрочки и рассрочки платежей, оформление отступного, новации, зачета встречных требований, уступки права требования или перевода долга и т.д. Максимальный срок проведения работ с просроченной задолженностью по второму этапу должен составлять не более 15 дней. При необходимости курирующее подразделение обязано направлять в Управление правового обеспечения служебную записку о проведении правовой оценки проекта решения, направленного на урегулирование взаимоотношений с контрагентом. Если результаты анализа представленных документов будут свидетельствовать об отсутствии основания для погашения задолженности Управление правового обеспечения должно сообщать об этом руководителю курирующего подразделения. В таком случае решение о дальнейших действиях, направленных на погашение задолженности будет возлагаться на руководителя курирующего подразделения с привлечением в случае необходимости Службы экономической безопасности для оказания помощи в вопросе урегулирования взаимоотношений с контрагентом. В случае, когда курирующим подразделением будут предприняты все исчерпывающие меры на первом и втором этапе работы по погашению задолженности и эти меры не дадут положительных результатов, материалы по просроченной задолженности будут направляться организатору претензионно-исковой работы.

     Третий этап работы с просроченной задолженностью (с момента организации претензионно-исковой работы) должен курироваться      Управлением правового обеспечения, для этого куратор договора обязан передать необходимый пакет документов (копию договора со всеми приложениями и дополнениями к нему; документы, подтверждающие факт образования и обстоятельства возникновения задолженности, а также расчет убытков/неустойки, оригиналы актов приемки-передачи товаров/работ/услуг, товарно-транспортных накладных, маршрутных и платежных поручений; служебные записки, письма контрагентам, объяснения работников и представителей контрагентов, отчеты исполнителей; иные документы необходимые для оформления претензионно-искового документа). Куратор договора дополнительно должен сообщать обо всех новых фактах, имеющих отношение к организации претензионно-исковой работы по взысканию непогашенной задолженности. При необходимости на данном этапе работы по погашению задолженности может быть привлечена служба экономической безопасности на основании служебных записок ответственных структурных подразделений и поручений руководства организации. Для обеспечения работы по погашению задолженности служба экономической безопасности может запрашивать у структурных подразделений информацию, связанную с заключением и исполнением договоров вплоть до исключения из списков контрагентов. Запрашиваемые документы должны предоставляться в службу экономической безопасности в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.

     По каждому этапу работы по погашению задолженности необходимо проводить оперативный учет (реестр) с указанием наименования контрагента, номера и даты договора, суммы и принятых мер по погашению задолженности. По первому и второму этапам работы по погашению задолженности учет должен курироваться специальным подразделением организации. По третьему этапу работы учет по взысканию задолженности будет проводиться Управлением правового обеспечения путем подачи искового заявления и его рассмотрения в судебном порядке.

     Так же в процессе работы организации бывают такие случаи, при которых необходимо производить списание дебиторской задолженности на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

      Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности необходимо списывать по каждому договору на основании решения Центральной инвентаризационной комиссии и приказа по результатам проведенной инвентаризации статей баланса организации.

     Структурное подразделение, в которое будет поступать информация, свидетельствующая о невозможности взыскания дебиторской задолженности (о ликвидации Контрагента, о вступлении в силу решения суда об отказе во взыскании дебиторской задолженности при отсутствии возможности его дальнейшего обжалования, о прекращении исполнительного производства в связи с отсутствием имущества для взыскания и т.п.), обязано в 3-дневный срок передать указанную информацию в ответственное структурное подразделение и предоставить копии поступивших документов.

     Для структурного подразделения, курирующего данную дебиторскую задолженность существенно было бы выполнение следующих обязанностей:

1. принятие решений о  необходимости рассмотрения списания  данной задолженности,

2. требование заключений  Управления правового обеспечения  организации, а в случае необходимости  - Службы экономической безопасности  о невозможности взыскания задолженности  и рекомендации к ее списанию,

3. направление в бухгалтерию  служебную записку, согласованную  с курирующим Заместителем генерального  директора по данному направлению  по данному направлению, о необходимости  списания задолженности при проведении  инвентаризации статей баланса  с приложением полного пакета  документов.

4. контролирование срока  исковой давности для взыскания  дебиторской задолженности.

 

                                                    Заключение

Информация о работе Анализ оборотного капитала