Анализ объема производства и продаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 13:18, реферат

Описание

Производственная организация √ это пространственно-временная структура производственных факт 323b13hd 86;ров, обеспечивающая их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факт 323b13hd 86;ров производства (средств производства и живого труда).

Работа состоит из  1 файл

Анализ объема производства и продаж3.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Анализ объема производства и продаж

10.1. Цели  и задачи анализа производства  и продаж товаров

     Производственная  организация √ это пространственно-временная  структура производственных факт 323b13hd 86;ров, обеспечивающая их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факт 323b13hd 86;ров производства (средств производства и живого труда).

     Ориентиры для деятельности любой организации  задают ее планы: план производства и продаж производимых товаров, план развития и т.д. Производственная программа √ это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации (предприятия). При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей.

     Формирование  разделов производственной программы  осуществляется с применением балансового  метода, позволяющего приводить в  соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

     Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимые товары, работы и услуги. В своей деятельности организации обязаны учитывать интересы потребителей и их требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

     В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется  в ответах на ключевые вопросы  управления производственной структурой:

  -       какие виды товаров и в каком объеме производить?

  -       в какие сроки должны быть готовы товары к отправке потребителю?

  -       какого качества должны быть товары в планируемом периоде?

  -       сколько дополнительно организация может выпустить товаров, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов?

  -       каков нижний предел объема выпуска товаров, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации?

  -       каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства товаров.

     В производственной программе определяется объем производства товаров по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном  и стоимостном выражениях.

     Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально продать.

     При разработке и анализе производственной программы для оценки динамики показателей  деятельности организации используют индексы изменения исходных параметров (темпы роста) и абсолютные приросты исходных параметров. При планировании производства годовой объем распределяется по кварталам, что обеспечивает ритмичность производства и всей работы организации в целом.

     Итоговые показатели плана по производству товаров необходимы для анализа загрузки оборудования, определения потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска товаров, его структуры, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и энергоемкости продукции, объемов продаж и других показателей.

     К основным задачам анализа производства и продаж относятся:

   -         оценка степени выполнения плана и динамики производства и продаж;

   -         определение влияния факт 323b13hd 86;ров на изменение величины этих показателей;

   -         выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж;

   -         разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

     Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др.

     В ходе анализа  динамики плана производства товаров  могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.) и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным.

     Стоимостные показатели должны быть приведены в сопоставимый вид, поскольку в условиях инфляции нейтрализация изменения цен или ╚стоимостного╩ факт 323b13hd 86;ра является важнейшим условием сопоставимости данных.

     При анализе производства и продажи  товаров важным вопросом является сопоставимость цен. В международном учетном стандарте IASC №15 ╚Информация, характ 323b13hd 77;ризующая влияние изменения цен╩ нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует ╚Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости╩ и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты √ коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу изменения потребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительно базового (обычно предыдущего) года. Коэффициент √ дефлятор в Российской Федерации на предстоящий год устанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах массовой информации. При сопоставлении стоимостных экономических показателей за различные годы, значение каждого из них умножается на значение коэффициента-дефлятора соответствующего года.

      Вторая  концепция лежит в основе ╚Методики  переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость╩. Она ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу.

      При этом могут применяться следующие  способы:

     - пересчета объема производства  товаров за отчетный год по  ценам аналогичных товаров базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемых товаров);

     - корректировки на агрегатный  индекс изменения цен () по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

Jц  = ∑ Q1 * Р0 / Q0 * Р0,════════════════════════ ════════════════(5.1)

где Q1 √ объем выпуска товаров в отчетном периоде в натуральном выражении;

Q0 √ объем выпуска товаров в базисном периоде в натуральном выражении;

Р0 √ цена единицы товара в базисном периоде.

     Тогда сопоставимый с базисным факт 323b13hd 80;ческий объем выпуска товара в стоимостном выражении (V1ЦБ) рассчитывается по формуле:

V1ЦБ = V1 /Jц ,════════════════════════════════════════════════ ( 5.2)

где V1 √ факт 323b13hd 80;ческий объем выпускаемых товаров в стоимостном выражении.

      С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

     Товар может быть продан по оптовым, розничным  и договорным ценам. Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных  за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данной организации. При установлении отпускных цен на товар руководствуются Указом Президента═ РФ ╚О мерах по либерализации цен╩ от 3.12.91 (с изменениями от 26.06.95).

    10.2. Порядок  анализа объемов производства  и продаж

      Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) √ это основные показатели, характ 323b13hd 77;ризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

     По  степени готовности продукция подразделяется следующим образом:

     -           валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характ 323b13hd 77;ризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота (продажи) и внутрипроизводственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характ 323b13hd 77;ра и производственные услуги;

     -           полуфабрикаты собственного производства, т.е. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами;

     -           незавершенная продукция, т.е. незаконченная в процессе обработки продукция, находящаяся на различных стадиях производственного цикла изготовления продукции;

     -           готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад и снабженная сдаточной документацией;

     -           реализованная продукция (проданный товар) √ это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

     Анализ  объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета  индексов роста и прироста. В процессе анализа факт 323b13hd 80;ческие данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный.

      Базисные  темпы роста определяются относительно базисного периода:

Тб=Vi ═/ V0 * 100%,═══════════════════════════════════════════ (5.3)

цепные  √ относительно предыдущего периода:

Тц= Vi / V1 * 100%.═══════════════════════════════════════ (5.4),

     где Vi-1, Vi √ объем производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом периоде соответственно;

     Vо - объем производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

     На  основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

═══════════ ═════════════════════════════════════════════ 

═,

          ,══════════ ════════════════════════════════(5.5)

Информация о работе Анализ объема производства и продаж