Анализ использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание

Данное состояние рыночной экономики предполагает конкретные требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.

Содержание

ЗАДАНИЕ...........................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
1.1 Экономическая сущность прибыли, функции прибыли и ее виды…..6
1.2 Порядок формирования финансовых результатов……………………14
1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли…………19
1.4 Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия…………………………………………………………………...21
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
2.3 Факторный анализ чистой прибыли предприятия……………………..33
2.4 Резервы увеличения прибыли, выявленные в процессе анализа……...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Анализ использования прибыли - копия.docx

— 83.46 Кб (Скачать документ)
 

   ОГЛАВЛЕНИЕ 

ЗАДАНИЕ...........................................................................................................3

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................4 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ    ПРИБЫЛИ

1.1   Экономическая сущность прибыли, функции прибыли и ее виды…..6

1.2   Порядок формирования финансовых результатов……………………14

1.3 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли…………19          

1.4 Порядок распределения   прибыли, остающейся в распоряжении предприятия…………………………………………………………………...21 

2.  АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

2.3  Факторный анализ чистой прибыли предприятия……………………..33

2.4  Резервы увеличения прибыли, выявленные в процессе анализа……...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Данное  состояние рыночной экономики предполагает конкретные требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить    политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.

     Основой рыночного механизма являются экономические  показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, образования  и использования специальных  фондов, соизмерения затрат и результатов  на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к  рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль, это источник существования предприятия, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг. Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов). 

     В современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является тем фактором, который определяет эффективность работы любого предприятия, его ликвидность, и, как следствие, положение предприятия на современном рынке товаров и услуг. И самое главное, она является базой экономического развития государства.

     Главная задача анализа использования и  изменения прибыли – это выявление  изменений распределения прибыли  и составляющие ее использования  по сравнению с прошлыми периодами. Результаты анализа являются источниками, на основе которых составляется план использования прибыли в данном периоде.

     Предметом исследования является анализ использования  и распределения прибыли.

          Цель курсовой работы: рассмотреть экономическую сущность прибыли, ее формирование и использование.

     Задача курсовой работы: рассмотреть анализ влияния использования прибыли на финансовое положение предприятия; рассмотреть порядок и методы распределения прибыли; выявить пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики.

     В курсовой работе был использованы статистические материалы, а также работы советских и зарубежных экономистов. Структура курсового проекта сформирована в составе: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы анализа использования прибыли

              1.1 Прибыль: сущность, виды и функции      

     Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных  показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом  оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда  работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местного бюджетов. Итак, прибыль  – это основной многозначный оценочный  показатель результатов работы предприятия  в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

     Прибыль представляет собой реальную часть  чистого дохода, созданного прибавочным  трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает  форму прибыли. Количество прибыли  определяется как разность между  выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного  налога и других отчислений из выручки  в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех   затрат на эту деятельность.

     Получение прибыли является основной целью  деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в  основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном  использовании ресурсов, т.к. прибыль  – основной источник производственного  и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим  источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте  сумм прибыли заинтересованы как  предприятие, так и государство.

     Рассматривая  сущность прибыли, следует отметить такие ее характеристики1:

       1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли.

     2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха.

     3. В процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потеряет вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.

     4. В количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

     5. Является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

     С учетом рассмотренных основных характеристик  прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

     В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней  мере, к тому объему прибыли, который  позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих  товаров и оказания услуг, но и  обеспечивать динамичное развитие его  производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли  и нахождение методов по лучшему  их использованию.

     Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника  получения прибыли:

  1. первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.
  2. второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.
  3. третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

     При планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. Емким информативным  показателем является балансовая прибыль.

     Финансовое  состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности),  использования  финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и  другими  организациями. Рост прибыли  создает финансовую основу для  осуществления  расширенного воспроизводства предприятия  и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

     Базой  порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, (рис.1).

     Прибыль, которая  учитывает все результаты производственно -хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

     

     

     

     

     

       

     

     

       

       

     Продолжение рис.1.

     

     

       

       

       
 

     Рис. 1 Схема формирования прибыли   хозяйствующего субъекта.

         Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся  часть прибыли в распоряжении  предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль,    называется чистой прибылью. Чистая прибыль, представляет собой  разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению, например, направлять на  производственное развитие, социальное    развитие, поощрение работников  и  дивиденды по акциям, нераспределенная прибыль,  оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд соц. развития -  на различные праздничные мероприятия. 
 
 
 
 
 

 
 

 

Информация о работе Анализ использования прибыли