Анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие двух теоретических вопросов в соответствие с вариантом задания и решение задач.
В первой части работы детально изучено значение и задачи оборота оптовой торговли.
Во второй части контрольной работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность.

Содержание

Введение3
1 Значение и задачи анализа оборота оптовой торговли 4
2 Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия. Резервы роста прибыли и рентабельности
3 Задача 1 18
4 Задача 2 19
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа состоит из  1 файл

анализ хозяйственнгой деятельности.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)


Оглавление

 

Введение

3

1 Значение и  задачи анализа оборота оптовой  торговли

4

2 Анализ прибыли  и рентабельности торгового предприятия.  Резервы роста прибыли и рентабельности

 

6

3 Задача 1

18

4 Задача 2

19

Заключение

20

Список использованных источников

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном  обществе анализ стал одним из важнейших  инструментов управления экономическими процессами.

Он собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа.

С помощью анализа и статистики вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.

В данное время  наблюдается преобладание розничной торговли над оптовой, так как население не запасает товары народного потребления и продовольственные товары впрок, потому, что идет перенасыщение рынка товарами, т.е. человек в любой момент может пойти и купить нужный ему товар1.

Целью данной работы является раскрытие двух теоретических  вопросов в соответствие с вариантом  задания и решение задач.

В первой части  работы детально изучено значение и  задачи оборота оптовой торговли.

Во второй части контрольной работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них, собственно говоря, и является целью работы предприятия, второй показатель - показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития торгового предприятия, как в целом, так и с различных сторон.

При решении задач были применены такие методы исследования как сравнительный, горизонтальный и вертикальный, анализ коэффициентов.

1 Значение и задачи анализа оборота оптовой торговли

 

Являясь неотъемлемым звеном единой системы товародвижения, оптовая торговля требует коренной перестройки. Поэтому одна из важных долговременных задач государственной политики в области развития оптовой торговли -ее структурная перестройка, предусматривающая распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.

Существующая  материально-техническая база оптовой  торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить не только за счет строительства новых современных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, но и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов, рационализации имеющейся материально-технической базы.

Среди других задач  государственной политики в области  развития оптовой торговли необходимо отметить развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынок, отечественных товаров1.

Одним из основных звеньев в сфере обращения  является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других покупателей. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потреблениям.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется  объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям -- для производственных целей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия.

При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов его экономического и социального  развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования. Промышленные предприятия нередко представляют оптовым базам отчеты о выработанной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на их складах, данные которых также используются при анализе оптового товарооборота1.

2 Анализ прибыли и  рентабельности торгового предприятия.  Резервы роста прибыли и рентабельности

 

Имеются особенности формирования показателя прибыли от продаж в организациях торговли. Прибыль от продаж в торговле определяется как разница между величиной валового дохода и издержек обращения. В том случае, когда величина реализованных торговых надбавок меньше суммы издержек обращения, организация получает убыток. На изменение абсолютной величины прибыли от продаж влияют следующие факторы: объем продаж, уровень валового дохода (торговых наценок), уровень издержек обращения. При расчетах влияния факторов на прибыль от продаж способом абсолютных разниц необходимо учитывать обратное влияние уровня издержек обращения.

При проведении факторного анализа  прибыли от продаж можно воспользоваться следующими факторными моделями:

П = ВД – ИО,                                                                                                 (1)

 

(2) 
Кроме абсолютных показателей прибыли в торговых организациях также используются относительные показатели финансовых результатов, т.е. показатели рентабельности.

Отношение прибыли к  товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности. Рентабельность обобщает состояние доходов, оборачиваемости товаров, издержек обращения, использование собственного и заемного капиталов, основных средств и рабочей силы. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, свидетельствующим о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможностях его дальнейшего функционирования. Показатель рентабельности в деятельности торговых предприятий характеризует относительный размер прибыли.

Рентабельность торгового  предприятия определяют посредством  процентного отношения прибыли к следующим показателям; товарооборот, издержки обращения, средства на оплату труда, собственный капитал, основные и оборотные средства, совокупный капитал предприятия, включающий собственные и заемные средства.

Процентное отношение  суммы чистой прибыли к объему товарооборота (без НДС) называется нормой прибыли, или общей экономической рентабельностью торгового предприятия.

Рентабельность товарооборота  показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара, т. е. отражает зависимость между прибылью и товарооборотом. Чем выше прибыль, тем выше рентабельность.

Коэффициент прибыльности продаж характеризует долю прибыли  в товарообороте.  
Отношение товарооборота к величине капитала предприятия отражает число оборотов капитала. Этот показатель определяет сумму товарооборота на одну тысячу рублей вложенных средств. Чем больше объем товарооборота, тем выше число оборотов вложенного капитала.

Рентабельность продаж и оборачиваемость капитала являются составляющими общей экономической рентабельности.

Показатель рентабельности собственного капитала служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия. На основе этого показателя можно определить число лет, в течение которых полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие. Отношение прибыли к средней величине собственного капитала определяет эффективность использования собственного капитала. Рентабельность производственных фондов торгового предприятия определяется как отношение суммы прибыли к средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженное на 100 %.

Если торговое предприятие  сдает в аренду некоторые объекты  основных фондов или работает в арендуемых зданиях, помещениях, то среднюю стоимость основных фондов исчисляют путем вычитания из суммы стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сдаваемых в аренду.

Для систематизации показателей  рентабельности торгового предприятия  все расчеты сводятся в таблицы. Помимо перечисленных показателей  для расчета уровня рентабельности используются также показатели издержек обращения, численности персонала, используемых торговых площадей.

Эффективность текущих  затрат рассчитывается отношением суммы  прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения. Увеличение или сокращение издержек обращения оказывает непосредственное влияние на уменьшение или рост прибыли. По этому показателю рентабельности можно судить об эффективности торговой сделки по товарам.

Размер полученной прибыли  в расчете на одного работника  и эффективность использования рабочей силы определяются коэффициентом рентабельности, рассчитанным как отношение прибыли к численности занятых на предприятии работников. С уменьшением численности персонала предприятия увеличивается прибыль на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.

Наряду с этим показателем  определяются показатели рентабельности затрат на оплату труда. Этот показатель рентабельности характеризует размеры прибыли, полученной в расчете на одну тысячу рублей средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды.

Размер полученной прибыли  в расчете на один квадратный метр площади магазина определяется отношением суммы прибыли от продажи товаров к площади торгового предприятия. Рациональное использование торговой площади позволяет повысить размер прибыли и уровень рентабельности. При анализе необходимо учитывать соотношение темпов роста прибыли, товарооборота, издержек, численности, расходов на оплату труда, так как рост показателей рентабельности возможен только при опережающих темпах роста прибыли.

На заключительном этапе  анализа проводится маржинальный анализ в ходе которого изучают соотношение  прибыль – издержки – выручка  и определяют безубыточный объем продаж. Величина безубыточного объема продаж характеризует тот объем продаж, при котором торговая организация только покрывает издержки и не получает прибыли. Для расчета безубыточного объема продаж можно использовать графический и аналитический способы. Графический способ позволяет определить безубыточный объема продаж одного вида товаров в натуральном выражении, а аналитический способ дает возможность рассчитать стоимостную величину безубыточного объема продаж.

Аналитический метод  позволяет определить безубыточный объем продаж (Б) по формуле 3:

Б = Ипост / доля МД в выручке или Б = Ипост / 1 – И перем/выручка), (3)

где Ипост – постоянные издержки обращения;

МД – маржинальный доход;

И перем – издержки переменные.

При анализе также рассчитывается величина запаса финансовой устойчивости (прочности), которая зависит от точки безубыточности и определяется по формуле 4:

ЗФУ в % = В – Б / В*100,                                                                             (4)                                              

 где В – выручка от продаж; Б – безубыточный объем продаж.

Основными факторами, влияющими на показатель рентабельности, являются выручка от продаж, валовой доход, оборачиваемость капитала, степень автономии предприятия.

Так как прибыль - важнейший  показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия торговли, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия торговли в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

На величину прибыли и  ее динамику воздействуют факторы, как  зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия торговли. Практически вне сферы воздействия предприятия торговли находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия торговли такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия торговли, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности