Анализ ассортимента и структуры продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является закрепление и обобщение изученного теоретического материала в части анализа ассортимента и структуры продукции, приобретения опыта самостоятельной работы с учетной, статистической и другой экономической информацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Формирование и управление ассортиментом 5
2. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции 10
3. Анализ структуры продукции методом прямого счета 13
4. Анализ показателей качества продукции 16
5. Резервы повышения выпуска и реализации продукции 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

Анализ ассортимента и структуры продукции.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент[6].

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Таблица 2

Выполнение плана по ассортименту

 

Изделие

ТП в план. ценах, тыс. руб.

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

План.

Факт.

А

28800

25200

87,5

25200

В

33600

33264

99,0

33264

С

19200

23176

120,7

19200

Итого

81600

81640

100,049

77664

 

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);

по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

по способу среднего процента по формуле

 

ВПа = ВПn: ВП0 х 100%[7], (1)

 

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

 

Для нашего примера ВПа = 77664: 81600 х 100% = 95,2%.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Далее определяют причины недовыполнения плана по ассортименту. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).


3 Анализ структуры продукции методом прямого счета

 

Фактическая себестоимость выпущенных изделий, выполненных работ или услуг по каждому заказу калькулируется по его окончании суммированием расходов на производство с учетом имевшего место возврата неиспользованных материальных ценностей и является не средней, а вполне определенной величиной. Калькулирование фактической себестоимости отдельных изделий осуществляется способом прямого расчета, то есть сумма всех расходов на производство делится на количество входящих в этот заказ изделий.

Метод прямого счета основан на анализе фактических расходов расчетного периода. Под фактическими расходами понимают расходы, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме производства и равные объему потребленных производственных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы. Причем контроль их рентабельности может быть проведен таким образом, что фактические расходы прошлого периода могут рассматриваться как плановые расходы и противопоставляться этим расходам расчетного периода.

Главный недостаток рассматриваемого метода заключается в невозможности текущего контроля расходов. Фактические расходы являются результатом совместного воздействия всех определяющих их факторов: колебаний в загрузке, изменения мощности, цен, а также проявления бесхозяйственности на предприятии. При этом не достигается главная цель учета расходов, а именно контроль экономичности.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле[8]

,

где   – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.3) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Таблица 3

Анализ структуры продукции

Изделие

Опт. цена за единицу продукции, руб.

Объем производства продукции в натуральных измерителях

Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.

Изменение

ТП за счет структуры, тыс. руб.

План.

Факт.

План.

Факт пересчи-танный на план. структуру

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8= 7-6

А

500

57600

50400

28800

28900

25200

- 3700

В

600

56000

55470

33600

33717

33282

-435

С

700

27430

35650

19201

19267

24955

5688

Итого:

 

141030

141520

81601

81884

83437

1553

 

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

Как показывают данные табл.3, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

 


4 Анализ показателей качества продукции

 

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют

полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д),

надежность (долговечность, безотказность в работе),

технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид[9]

; (2)

; (3)

(4)

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

 

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующим мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны[10].

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели предприятия: изменения выпуска товарной продукции (ΔВП), изменения выручки от реализации продукции (ΔВ) и изменение прибыли (ΔП).

Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции