Женщины в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:07, реферат

Описание

Допускать ли женщин в политику? Вероятно, однозначного ответа на этот вопрос никто дать не сможет. В первую очередь потому, что ответ зависит от респондента. Если этот вопрос адресовать мужчине, то вряд ли эта идея встретит поддержку, так как по превалирующему мужскому мнению женщинам в политике - не место. Если же спросить у женщины, то мы рискуем столкнуться со странной ситуацией. В старые добрые времена женщины в Германии, как во всех других странах, занимались детьми, кухней и церковью.

Работа состоит из  1 файл

Допускать ли женщин в политику.docx

— 29.55 Кб (Скачать документ)

Допускать ли женщин в политику? Вероятно, однозначного ответа на этот вопрос никто дать не сможет. В первую очередь потому, что ответ зависит от респондента. Если этот вопрос адресовать мужчине, то вряд ли эта идея встретит поддержку, так как по превалирующему мужскому мнению женщинам  в политике - не место. Если же спросить у женщины, то мы рискуем столкнуться со странной ситуацией. В старые добрые времена женщины в Германии, как во всех других странах, занимались детьми, кухней и церковью. Вторая мировая война и первые послевоенные годы вынудили их заполнить вакуум, который оставили ушедшие на фронт мужья. Та же ситуация сложилась и в России. И там, и там женщины доказали, что им по плечу все то, что раньше считалось истинно мужскими занятиями. Затем женщины в Западной Германии вновь скромно встали к плите. Может сложиться ложное представление, что до второй половины 70-х годов они были накрепко привязаны к дому. Это не совсем верно, просто дело в том, что они находились под сильным давлением общества, призывавшего не удаляться от дома надолго, особенно если в семье есть дети.

В большинстве  случаев выбор занятия вне  дома ограничивался определенными, «женскими» профессиями. В основном же мир за порогом дома оставался  мужской епархией. Женщин там терпели, пока они ограничивались областями, в которых мужчины не были заинтересованы, и пока они не проявляли честолюбия, пытаясь конкурировать с мужчинами. Видимо, их редкие попытки вклиниться в стройные ряды мужчин-политиков  были настолько успешными, что последние  решили не противиться сильному напору слабого пола. В результате германское государство получило немалый процент  управленцев-женщин, что, как можно  убедиться сегодня, никак не повредило  во всех отношениях благополучной стране. Рецепт, которым немецкие женщины-политики могли бы поделиться с женщинами-политиками в России, таков: борьба не словом, а  делом.

Для сравнения  обратимся к ситуации в России. Стартовые возможности заполучить свободу у наших женщин были примерно такие же. Однако такие тенденции  в нашем обществе отнюдь не способствовали привлечению женщин к процессу принятия решений. Буквально до последнего времени  российский законодатель полностью  игнорировал соответствующие права  женщин. Только в 1996 году Правительство РФ утвердило своим постановлением «Концепцию улучшения положения женщин в РФ». Одной из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях. Однако далее в тексте этого документа было заявлено следующее: равные права и равные возможности, а точнее «их реализация связывается преимущественно с мерами пропагандистско-воспитательного характера». В какой мере пропаганда и воспитание могут повлиять на положение дел?

Также в 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе  федеральных органов власти и  органов государственной власти субъектов РФ» . Этот документ интересен в том плане, что постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.Претворение в жизнь политики равных прав и возможностей женщин и мужчин. Никто не спорит, что к проблеме равноправия полов привлекать внимание общественности нужно постоянно. Феминизм у нас также носит свой оригинальный характер, суть которого в том, что феминизм, как явление неприемлем с позиций своеобразия национальной культуры. Российские женщины в деле борьбы за свои права ведут себя крайне непоследовательно, то есть, они, конечно, хотят добиться уважения и признания, но как только речь заходит о конкретных шагах, былой пыл проходит. Они предпочитают оставаться незаметными в общественной сфере: либо в силу загруженности либо в силу отсутствия интереса к политике, либо из-за боязни стать публичной фигурой. Ярчайший пример - прошедшие парламентские выборы. Женщины-лидеры не смогли убедить женщин-избирателей в правоте своих доводов. В итоге дела с женщинами-депутатами обстоят не очень хорошо.  
 

Должна ли женщина  заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? В 1791 г. в разгар Французской революции  мало кому известная писательница Олимпия  де Гуж пророчески изрекла: «Если  женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право  подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.

В начале 80-х  годов XX века политическое поведение  женщин меняется настолько резко, что  западные социологи даже начинают говорить о новой женской революции. Эта  революция якобы способна положить конец патриархату, утверждая взамен совершенно новые отношения между  мужчиной и женщиной – отношения, основанные на признании их различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях. Эти новые отношения еще не закрепились в общественной жизни. Однако бесспорно, что наша западная современница по-новому отстаивает свое равноправие. Она понимает его буквально и считает, что равноправие дает ей основание не для копирования мужских стандартов, а для утверждения женских ценностей и женского взгляда на текущий политический процесс, для самовыражения и самоосуществления.

Положение женщин в современной России определяется целым комплексом факторов. Процессы реформирования, затронувшие практически все секторы российской экономики и социальной сферы, различия в доступе мужчин и женщин, а также лиц, относящихся к многообразным социальным группам, к финансовым, кредитным институтам, в том числе на землю и недвижимость, обусловили существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, потребность в конкретных формах социальной поддержки. В нашей стране существует тотальная монополия мужчин на нефть, газ, крупные и средние предприятия.

Наиболее существенное влияние рыночные преобразования оказали  на положение женщин на рынке труда, обусловив необходимость участия  в общественном производстве для  поддержания уровня жизни семьи. Кроме того, четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами, и их доход является единственным источником формирования семейного  бюджета. Реальная конкуренция за право работы в рыночных высокодоходных сферах обусловила новые проявления дискриминации женщин.

Социальный портрет  современной российской трудящейся женщины выглядит не слишком романтично для слабого пола.

Средний возраст  – 39 лет. В среднем имеет одного ребенка. 66% – замужем, остальные  потеряли или до сих пор не обрели своего избранника. Работающими являются 70% женщин трудоспособного возраста. Среди безработных 70% – женщины. Доля женщин в составе занятых  составляет 48%.

По профессиональным занятиям женщины распределяются следующим  образом: 34% – специалисты, 27% – квалифицированные  рабочие и работники массовых профессий; 16% – служащие; 16% – неквалифицированные  рабочие; 7% – руководители.В последнее  время наметилась тенденция к  вытеснению женщин из сферы интеллектуального  высокооплачиваемого труда. Самые  низкооплачиваемые работы выполняют  женщины. Шансы женщин на рынке занятости  ухудшаются не только в связи с  промышленной политикой. Снижается  спрос на их труд и в социально-культурной сфере. Так, число учителей сократится из-за уменьшения численности детей  школьного возраста в стране. К 2010 г. предполагается сократить 330 тыс. учителей. В здравоохранении предполагаемый переход с больничной формы обслуживания населения на поликлиническую также  уменьшит в первую очередь женскую  занятость.

Женский труд менее  привлекателен для работодателя (двойная занятость, перерывы на материнство  и т.п.), но им пользуются из-за дешевизны. Провозглашая лозунг «за равный труд – равная оплата», государство официально устанавливает единые по полу тарифы.

Однако необходимость  учета гендерных1 интересов повлекла за собой изменение стереотипов распределения ролей при исполнении профессиональных и семейных обязанностей.

С одной стороны, происходит расширение участия женщин в тех сферах, где ранее доминировали мужчины – предпринимательство, особенно малое и семейное, менеджмент, маркетинг. С другой стороны, мужчины вовлекаются в сферы преимущественно женского труда – банковское дело и финансы, образование, особенно в высшую школу, здравоохранение, юриспруденцию и др. Одновременно ориентация на эгалитарную семью, подкрепленная законодательством, расширила семейные обязанности мужчин по уходу за детьми и зависимыми членами семьи и др.

Развитие демократизации российского общества изменило отношение  к проблемам участия женщин в  политической жизни, в процессах  принятия решений, способствовало повышению  активности самих женщин. В настоящее  время во властных структурах, в  выборных органах, в руководстве  ведущих партий и движений участие  женщин рассматривается как логическая составляющая. Кроме того, для своевременного периода характерно значительное расширение спектра женских неправительственных  организаций, что связано как  с осознанием женщинами специфики  своих интересов, так и с актуальной потребностью институционального обеспечения  активной групповой адаптации к  новым социально-экономическим условиям.

В настоящее  время в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и  равных возможностей для их реализации». Следует заметить, что обеспечение  равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения  на участие в политической жизни  страны – необходимая предпосылка  и условие построения правового  государства.

Другое дело, что от предоставления равных политических прав до фактического равенства их возможностей – дистанция огромного  размера, на которой наше общество находится  только в начале пути.

  Можно выделить  три основных тезиса, почему политика-это не женское дело:

  • удел женщины – дом, семья, дети;
  • женщина по своим психологическим особенностям не может заниматься политикой;
  • политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола.

Также можно  выделить три аргумента "за" присутствие женщин в политике следующие:

  • это конституционное право женщин;
  • необходимость баланса интересов;
  • политика – общее дело;
    • это проявление гражданской ответственности, независимое от половой принадлежности, и др.

Хотелось бы выделить качества женщин, которые необходимы в политике:ум, рассудительность, ответственность, осторожность, реалистичность, природная доброта, интуиция и гуманность, миролюбие, гибкость и дипломатичность и др. На мой взгляд женщина в политике должна быть одаренней мужчины. Но наше общество и большинство самих женщин не готовы принять женщину-политика. Чтобы успешно соперничать с мужчинами, женщина должна быть во много раз одареннее мужчины и не слишком женственной. Ведь на верхи власти попадают лишь женщины, прошедшие жесткий отбор: образованные, имеющие за собой поддержку той или иной политической партии или семейную традицию – карьеру отца, мужа; скорее состоятельные, обладающие незаурядными личными качествами, чаще всего немолодые, когда пол уже никого не шокирует. Более того, женщина, которая идет в политику, должна быть мужественной.  

Для общества важно  участие женщины в работе представительных органов

Между тем участие  женщин-депутатов в работе парламентов  и иных представительных органов  крайне важно не только для самих  женщин, но и для общества в целом. Как показывает практика, для женщин на первый план выходят вопросы экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения и др., находящиеся на периферии интересов мужчин.

Помимо прочего, недостаточное представительство  женщин в государственных органах  дает основание для постановки вопроса  о том, насколько легитимны соответствующие  политические структуры, является ли демократическим  политический строй данного государства.

Значительная часть женщин, получивших высшее образование, «открыты» к карьере и осознают характер «двойных культурных» и системных трудностей, которые им придется преодолеть. Это в первую очередь относится к женщинам лидерам. Женский успех для них означает сбалансированный успех по всем (сначала в семье, затем – в карьере), в то время как для мужчины достаточно успеха в работе.По утверждению специалистов, женщины не только догнали мужчин в овладении технологиями успешного менеджмента, но и выработали собственные технологии, адекватные неопределенным условиям, в которых существует современный бизнес. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными, они чаще, чем женщины, используют власть, которую им дает положение или формальный авторитет. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Они приписывают свою власть в большей степени таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, трудоспособность, нежели своему официальному положению.

Информация о работе Женщины в политике