Взаимоотношение личности и государства по Платону и Аристотелю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:36, реферат

Описание

В любой правовой системе личность гражданина занимает центральное место и выступает в ней во многих качествах – гражданина, субъекта права, правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право-дееспособности, правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она – объект судебной и иной правовой защиты.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
1. Положение личности в государстве - как теоретическая проблема…..
2. Ретроспектива соотношения государства и личности. Идеалистическая концепции взаимодействия государства и личности……………………………………………………………………
3. Правовой статус личности. ……………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат по политологи.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Конечно, мнения Платона, Аристотеля, Фихте и Гегеля обнаруживают более вдумчивое, более проникновенное отношение к государству, чем мнения Гоббса, Ницше и Л. Толстого. Последние поспешили обобщить и возвести в сущность государства те ужасные явления насилия и жестокости со стороны государственной власти, в которых обыкновенно прорывается звериная часть природы человека. Зверя в человеке они олицетворили в виде зверя-государства. В этом олицетворении государства и проповеди борьбы с ним до его полного уничтожения более всего сказывается неверие в самого человека.

Возвращаясь к двум противоположным взглядам: на государство как на олицетворение силы и насилия в виде зверя Левиафана и на государство как на воплощение идеи, высшее проявление личности, или на государство как земного бога, следует указать на то, что эти два различные взгляда соответствуют двум различным типам государств.

Гоббс, рисуя свой образ государства-зверя, имел в виду деспотическое государство. Неограниченность полномочий государственной власти и всецелое поглощение личности, осужденной на беспрекословное подчинение государству, и придают такому государству звериный вид.

В противоположность Гоббсу, Фихте и Гегель подразумевали под государством исключительно правовое образование.

Правовое государство–это высшая форма государственного бытия, которую выработало человечество как реальный факт. В идеале утверждаются и постулируются более высокие, социально справедливые формы государственности.

 

 

 

 

 

 

3. Правовой статус личности.

 

Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституции и иных нормативно-правовых актах. Права и обязан­ности — основной исходный элемент права. Ничего более важного в структуре права по существу нет. Система прав и обя­занностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических про­блем.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержа­ния существующего строя, для его нормального функционирования.

Предпосылкой обладания правами и обязанно­стями является гражданство как определенная юридическая связь между государством и лицом, которое считается членом нации, политического общества.

Гражданство есть комплексное, устойчивое правоотношение с участием человека  и государства, непосредственно определяющее правовое состояние личности, границы правосубъектности, состав прав и свобод, которыми может лицо воспользоваться, а также обязанности сторон по данному правоотношению.

Важно заметить, что гражданство нельзя определять как «принадлежность» человека государству. Даже с формальной стороны это определение не является достоверным. Как бы ни был стеснен в своих правах человек, в общении с государством он все же является субъектом, на которого можно хотя бы возлагать обязанности, не говоря уже о том, что лицо обладает целым комплексом прав и свобод, закрепленных, как правило, в Конституции.

Гражданство в любых обстоятельствах является правоотношением, а не отношением владельца к своей собственности.   Гражданство и вытекающие из него правовые послед­ствия неотделимы от  природы государства, от его социальной направленности.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимо­связи и отношения формируются в результате действия объективных закономерностей общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и обязан­ностей граждан. Юридические права и обязанности опре­деляют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей  общества.

2.1 Структура правового статуса личности

Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки привлекают при­стальное внимание юристов. Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанно­стях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства».

Интерес — это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных пра­вовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов лично­сти — одна из важных функций правовой системы общества. Поэтому, на наш взгляд, сле­дует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в поня­тие «правовое положение личности».[1]

В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это ограни­чивает исследование проблемы логико-юридическим ана­лизом.

Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение понятия; это может быть достигну­то выходом за пределы сугубо юридических категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной деятельностью людей. Такой подход будет способствовать  раскрытию  активной,  созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правово­го статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной активностью человека.

Социальная активность человека неотделима от его сознания. По­этому изучение всех юридических категорий, в том чис­ле и правового статуса, должно осуществляться в нераз­рывном единстве с сознанием и деятельностью индивида

Рассмотрим сущность элементов, составляющих право­вой статус,— юридических прав и обязанностей.

Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом эта­пе развития общества. В пределах этой формально за­крепленной свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности ин­дивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридиче­ской науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возни­кающего при наличии юридического факта, который по­рождает данное отношение.

Способ возникновения, форма проявления и реализа­ции тех пли иных прав не имеют принципиального зна­чения для их характеристики как субъективных.

Разумеется, права личности чрезвычайно многообраз­ны по содержанию, объему, способам реализации. Одна­ко закрепление того пли иного субъективного права в законодательстве в условиях демократического строя означает реальную возможность индивида свободно поль­зоваться определенным благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право — форма за­конодательного выражения прав человека во внутригосу­дарственных отношениях. Если с этих позиций подхо­дить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми об­ществом. Субъективное право выражает социальные воз­можности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произволь­но; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может за­креплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политиче­ские предпосылки, вытекающие из реальных общест­венных отношений. Права личности — не “дар” законода­теля, а социальные возможности, обеспечивающие чело­веку определенный стандарт жизни. Законодатель не мо­жет искусственно “занижать” пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимо­связей людей. Превышение пределов реальных возможно­стей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Субъективное право как юридическая категория рас­крывается через набор признаков: «Субъективное право лица означа­ет выраженные в норме права и закрепленные в пей:

а)   возможность пользования определенным социальным благом,

         б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц,

в) свободу поведения, поступков в границах, установлен­ных нормой права».

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу лично­сти, возможности пользоваться социальными благами в  обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связа­ны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в законодательст­ве возможности; они заинтересованы в социальной актив­ности личности, которая служит важнейшим слагаемым развития полноценного гражданского общества.

Государство не может и не должно принуждать граж­дан к использованию прав. Вместе с тем нормальное функционирование политической системы, со­вершенствование общественных отношений невозможны без активного использования тех ши­роких прав и свобод, которые вытекают из существа Конституции.

Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и дисциплины, без согласования пове­дения граждан с юридическими предписаниями, выража­ющими государственную волю, невозможно решить важ­нейшие исторические задачи государ­ства. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти распола­гает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного по­ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требования нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписа­ний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», осно­ванное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами.

Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах, предусматривающей право человека бес­препятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными спо­собами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следова­тельно, сопряжено с некоторыми ограничениями, кото­рые, однако, должны быть установлены Законом и явля­ются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общест­венного порядка, здоровья или нравственности населе­ния ».

В Международном пакте о гражданских и политиче­ских правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды вой­ны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой под­стрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеоб­щей декларацией прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключитель­но с целью способствовать общему благосостоянию в обществе (ст. 4). В основе этих ограни­чений лежит стремление исключить эгоистическое, анти­гуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в обществе обеспечивает координацию дейст­вий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые прису­щи всему праву: демократизме, ува­жении прав и достоинства личности, равноправии, спра­ведливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответст­венности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. На­ряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип соче­тания общественных и личных интересов.

Информация о работе Взаимоотношение личности и государства по Платону и Аристотелю