Власть как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:58, доклад

Описание

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

Содержание

Введение 3
Власть как социальное явление 4
Теории власти и властных отношений 6
Особенности политической власти 9
Заключение 11
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Власть.docx

— 43.88 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение                                                                                                        3

Власть как социальное явление                                                                   4

Теории власти и властных отношений                                                        6

Особенности политической власти                                                             9

Заключение                                                                                                    11

Список литературы                                                                                       12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Понятие «власть» в обыденной  жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса  обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики  и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Власть, в отличие от физического  насилия, оказывает воздействие  на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.

Концепция власти - одна из ведущих  теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как «не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».

В данной работе рассматриваются  теории власти и основные виды этого феномена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Власть как  социальное явление

 

Власть как социальное явление воспринимается далеко не однозначно. Современная общественная наука  дает чрезвычайно богатую палитру  концепций власти:

Нормативно–формалистский  подход источником и содержанием  власти определяет систему норм, господствующих в обществе.

Субъективно-психологический  подход основу и суть власти объясняет  врожденной склонностью людей к  агрессии, инстинктом к главенству, формой самореализации особого вида индивидов.

Индивидуально–социологический подход явление власти рассматривается  на фоне игры индивидуальных интересов, противоречий между собой и ограничений  других.

Марксистская концепция  сущности власти основана на проблемах, связанных с характером классового господства и его основной формой – классовой диктатурой, определение соотношений между классовыми и всеобщими интересами в динамике общественного процесса.

При всем многообразии интерпретаций  данного феномена, власть представляет собой порождение человеческого  сообщества, одной из его базовых, естественных потребностей.

Любая власть обладает рядом  характерных признаков:

Власть как отношение  определенной зависимости между  людьми в обществе;

Власть носит характер волевого воздействия;

Власть всегда определяется с помощью особых властных оснований;

Субъекты и объекты  власти являются относительно независимыми и часто меняются друг с другом местами.

Основания или источники  власти весьма разнообразны, как многообразна сама общественная жизнь, структура общественных отношений. Основания власти могут типологизироваться по форме и способам реализации воли, влияния.

Сила традиционных оснований:  

- во все времена –  богатство;  

- в эпоху индустриального  общества – организация; 

- в эпоху научно –  технического прогресса – информация.

Сила и богатство является главным источником власти в обществах, где еще формируется гражданское общество, не развиты интересы и культура принятия общего для всех порядка. В индустриальных обществах богатство перестает быть гарантом власти. Властвовать может только тот, кто усвоил законы организации и возможности ее использования в мобилизации и координации. В эпоху научно – технического прогресса резко возрастает роль и значение информированности: власть не может быть без преимуществ в информации. Формула «знание - сила» может означать господство над людьми.

Структурными основаниями  власти являются: законы, суд, государственный  аппарат, партийная дисциплина, центральные  и региональные структуры, авторитет  лидера.

Психологические основания  власти основаны на мотивах поведения  объекта и субъекта, выявления человеческого компонента в прогрессе властвования. Источником власти +здесь могут быть страх, интерес, убеждение. Грани, отделяющие одно основание от другого, условны. Каждый тип оснований имеет свои условия реализации и эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Всякая проявившаяся власть состоит из трех взаимосвязанных элементов: субъекта власти, объекта власти и содержания властных отношений между ними. Люди, как реальные обладатели социальной власти действуют двояко: либо в качестве исключительно самостоятельного и индивидуального субъекта, либо, помимо своей первичной власти, одновременно владеют делегированной извне властью. Эту последнюю власть называют вторичной или производной, ибо она отчуждена и, как правило, ограничена определенными сроками.

Различают два основных типа власти:

Власть – авторитет  – эта власть может быть политической и тогда означает способность заставлять людей подчиняться. Оказывать влияние на население. Но это понятие означает также и многие другие властные отношения: семьи, партии, церкви.

Власть – могущество –  содержит идею управления государством и осуществления необходимых для этого действий. Она характеризует именно высшую власть в обществе.

В общественном виде термин власть можно определить как способность  и возможность человека или группы осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение других людей с помощью какого–либо средства. В зависимости от мотивов, причин, по которым человек или социальная группа добровольно или вынужденно подчиняется чуждой воле, различают три формы публичной власти – экономическую, социальную, политическую.

Экономическая форма основывается на материальной зависимости социальной группы (объекта) от субъекта власти.

Социальная форма проявляет  себя тогда, когда социальная группа подчиняется чьей–либо воле без  видимого физического или материального  принуждения либо угрозе такого принуждения. Социальная форма власти может проявлять  себя как:

харизматическая – основанная на иррациональной, либо религиозной вере в исключительные, сверхъестественные качества властвующего субъекта;

традиционная – основанная на традиционных ценностях и обычаях, подкрепляемых авторитетом общественного мнения;

информационная – побуждает людей к подчинению чужой воле посредством манипулирования средствами массовой информации, в результате чего у социальной группы формируется убеждение в необходимости и рациональности предпринимаемых действий.

Каждая из перечисленных  видов социальной власти редко встречается  в чистом виде. Они тесно переплетаются  и взаимодополняют друг друга, хотя в каждом конкретном случае можно выделить доминирующий мотив подчинения людей чьей – либо воле.

Наиболее известной и  мощной формой власти является власть политическая. Она выражается в реальной способности индивида или социальной группы проводить свою волю при помощи особой системы средств государственного воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится это или нет массе людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории власти и властных отношений

 

Теории власти - множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.

Атрибутивно-субстанциональные  концепции трактуют власть как атрибут  либо как самодостаточный "предмет" или "вещь". В русле этого  подхода можно говорить о потенциально-волевых, инструментально-силовых и структурно-функциональных концепциях власти. Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер). В инструментально-силовых концепциях власть отождествляется со средствами ее реализации (Ч. Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Моргентау). В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти (Т.Пирсоне, Д.Истон, М.Крозье и др.).

В рамках системных концепций  можно определить три подхода  к пониманию власти. Первый - истолковывает  власть как свойство или атрибут  макросоциальной системы (Т.Парсонс). Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.п. (М.Крозье). Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс). Среди представителей системного подхода есть теоретики (К.Дойч, Н.Лумап), трактующие власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Они видят назначение власти в разрешении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. 

Реляционные концепции характеризуют  власть как отношение между двумя  партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три основных варианта теорий религиозной интерпретации власти: теории "сопротивления", "обмена ресурсами" и "раздела зон влияния". В теориях "сопротивления" (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления. В теории "обмена ресурсами" (П.Блау, Д.Хисон, К. Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имевшее место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие "дефицитными рецептами", могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Теории "раздела влияния" (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

К реляционным концепциям некоторые исследователи относят  и бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Подобно авторам  реляционных концепций, бихевиористы исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия.

Информация о работе Власть как социальное явление