Унитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание

Для рассмотрения в своей курсовой работе я выбрал понятие государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

Содержание

Введение............................................................................................................................................ 3
I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства................................................................................................................. 6
II. Унитарное государство................................................................................................... 8
1. Понятие и признаки..................................................................................................................... 9
2. Виды унитарных государств.................................................................................................. 10
III. Федеративная форма государства...................................................................... 12
1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации................................... 12
2. Виды федераций.......................................................................................................................... 16
3. Современные проблемы российского федерализма......................................................... 17
IV. Конфедеративная форма государственного устройства................. 22
1. Понятие, признаки и особенности конфедерации............................................................. 22
2. Межгосударственные и союзные образования................................................................. 25
Заключение.................................................................................................................................. 29
Список используемой литературы........................................................................... 31
Список нормативно-правовых актов....................................................................... 32

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 137.95 Кб (Скачать документ)

-               совместная оборонная политика;

-               гармонизация законодательства государств-участников;

-               охрана окружающей среды;

-               развитие образования и науки;

-               борьба с преступностью и др. [15]

Союз не только обладает международной  правоспособностью, но и имеет другие атрибуты суверенного государства: герб, флаг, гимн. В союзном государстве  устанавливается собственное гражданство, которое автоматически получает каждый гражданин государства-участника  Союза.

Для реализации задач Союза  государства-участники создают соответствующую  систему органов: Высший Государственный  Совет, Парламентское собрание и  Совет Министров Союза.

Высшим органом является Высший Государственный Совет, состоящий  из глав государств, глав правительств, руководителей палат парламентов  государств-участников. Организация  работы Высшего Государственного Совета и ведение некоторых дел от имени Союза возложено на Председателя, функции которого поочередно выполняют  главы государств-участников. 

Представительным органом  Союза является Парламент Союзного государства, состоящий из Палаты Союза (куда входят по 36 представителей от обеих  палат парламент Беларуси и России) и Палаты Представителей (в нее  входят 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от России, которые  непосредственно избираются от своих  стран). Помимо принятия нормативных  актов Союза (которые являются обязательными  к исполнению), Парламент заслушивает  послания Высшего Государственного Совета и отчеты Совета Министров, принимает  бюджет Союзного государства. Как и  другие представительные органы, Парламент  регулярно проводит свои заседания, утверждает регламент, образует из числа  своих членов постоянные и временные  комиссии. Совет Министров – постоянно  действующий исполнительный орган, председатель которого назначается  Высшим Государственным Советом. В  его состав входит равное число представителей от каждого из государств. Все решения принимаются по принципу «одно государство – один голос». Структура органов управления см. в схеме 3.

Схема 2

Схема 3

Заключение

Из сделанного мной исследования о формах государственного устройства можно сделать некоторые выводы:

1. В чистом виде не  существует определенно унитарного, федеративного или конфедеративного  государства. Так Испания и  Великобритания, государства, считающиеся  эталонами унитарного устройства, имеют свои специфические особенности,  связанные с политическими, культурными  и историческими традициями этих  стран. Тоже самое можно сказать  и в отношении Соединенных  Штатов Америки, государства с  федеративной формой устройства. Очень многие общие признаки  федерации, сформулированные в  теории государства и права,  не просматриваются в Федерации  США, хотя именно это государство  является одним из первых стран  с федеративным устройством.

2. Выбор формы государственного  устройства должен быть связан  со многими факторами: историческими,  экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Формы современных  государств складывались в течении  нескольких столетий. Эти формы  определялись в конечном счете  экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние  на форму государства оказывают  исторические традиции (сохранение  монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия  образования государства (федеративная  форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного  внутриполитического развития данной  страны и ее международного  положения.

Разнообразие форм государства  еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда  на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к  частой модификации государственных  форм.

3. Унитарная форма устройства  – традиционна, свойственна государствам  с небольшим населением и территорией  или с традиционной формой  правления (монархии в европейских,  ближневосточных и некоторых  азиатских государствах). Можно сказать,  что страны с унитарной формой  государственного устройства слабо  развиваются в плане правовых  отношений. В таких странах  в этом просто нет необходимости.  Так в Великобритании уже на  протяжении многих столетий действует  англо-саксонская система права,  основанная на прецеденте, столько  же существует унитарная форма  устройства.

4. Значение Федерации как  формы государственного устройства  в настоящее время очень велико. Мною уже было сказано, что  федеративная система существует  в более чем двух десятках  стран мира - это десятая часть  всех стран мира, треть населения  и больше половины территории  всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную  форму наиболее эффективной, в  вопросе о делении государства,  не главные. Главное, на мой  взгляд, то, что государства с  федеративной формой устройства  более динамичны в плане развития  правовых отношений, по сравнению  с унитарной формой и в разной  степени в таких странах, но  может осуществляться всестороннее  обеспечение процесса свободного  развития различных национальностей  и народностей, принцип плюрализма  и демократизма, гарантия прав  и свобод граждан.

5. Конфедерация – инструмент  интеграционных процессов между  различными государствами. Я поддерживаю  идею некоторых правоведов об  организации в будущем «Единой  Мировой Конфедерации». Однако  у меня несколько иной подход  к развитию конфедеративных отношений  в рамках всего мирового сообщества. В будущем, но не очень близком,  сформируется четыре мировые  конфедерации. Первая будет создана  вокруг США и ее союзников.  Вторая будет состоять из России  и ее союзников. Третья –  из стран мусульманского мира (Палестина, Саудовская Аравия, Афганистан  и др.). Четвертая, как и в  период «холодной» войны будет  составлена из стран, не вошедших  ни в один из блоков, который  может быть назван блоком «неприсоединенцев». Наиболее вероятно, что в этом  блоке будут состоять государства  Европы. Конечно, такая четырехполяность  мировых сил неизбежно приведет  к Третьей Мировой войне. Однако  не хочется завершать курсовую  работу столь пессимистичным  прогнозом. И я сделаю ставку  на Мировую Федерацию. 

 

Список используемой литературы.

1. Натан Р., Хаффман Э.: Современный  федерализм: сравнительные перспективы// Международная жизнь. 1991 г. №4.

2. Кушнир А.: Федерация  или унитарное государство.// Народный  депутат 1992 г. №6.

3. Лысенко В.Н.: Развитие  Федерации и Конституция России (конституционные изменения как  назревшая потребность развития  федеративных отношений)// Государство  и права. - 1997 г. - №8.

4. Пусточаров В.: Российский  федерализм - сегодня и завтра// Международная  жизнь. - 1994 г. - №3.

5. Тадевосян Э.В.: О моделировании  в теории Федерализма и проблема  асимметричных Федераций// Государство  и право. - 1997 г. - №8.

6. Карапетян Л.М.: К вопросу  о «моделях» федерализма (Критический  обзор некоторых публикаций)// Государство  и право. – 1996 г. - №12.

7. Хропанюк В.Н. Теория  государства и права. М., 1996 г.

8. Конституционное право  зарубежных стран. Общая часть.  Под ред.

Страшуна Б.А. М.: Бек, 1996 г.

9. Юридический энциклопедический  словарь. М.1984 г.

10. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин.  Основы государства и права.  М. 2000 г.

11. Теория государства  и права: курс лекций. Под. ред.  Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 2000 г.

12. Алексеев С.С. Государство  и право. М.,1993 г.

13. Венгеров А.Б. Теория  государства и права. М.: Юрист, 1994 г.

14. Лившиц Р.З. Теория  права. М.: БЕК, 1994 г.

15. Мишин А.А., Барабашев  Г.А. Государственное право буржуазных  и развивающихся стран. М.: Белые  альвы, 1996.

16. Государственный строй  США: М.,1976.

Список нормативно-правовых актов

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ "О ратификации  Договора о создании Союзного  государства"

3. Федеральный закон «О  принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации»  от 24 июня 1999 года.

4. Федеративный договор  (Москва, 31 марта 1992 г.)

5. Указ Президента РФ  от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной  конституционной реформе в Российской  Федерации" (с изм. и доп.  от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г.).

6. Постановление ВС РСФСР  от 12 декабря 1991 г. N 2014-I "О ратификации  Соглашения о создании Содружества  Независимых Государств".

7. Договор "О создании  союзного государства" (Москва, 8 декабря 1999 г.).

8. Постановление Съезда  народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. N 2689-I "О Федеративном договоре".

9. Программа действий Российской  Федерации и Республики Беларусь  по реализации положений Договора  о создании Союзного государства  (Москва, 8 декабря 1999 г.).

 

[1] Хропанюк В.Н. Теория  государства и права. С. 117-118

[2] Государственный строй  США: М.,1976. С. 57.

[3] Натан Р. , Хаффман Э. . Современный федерализм: сравнительные  перспективы// Международная жизнь. 1991 N4 с. 35

[4] Юридический энциклопедический  словарь. М. 1984 с. 394

[5] Хропанюк В.Н. Теория  государства и права. С. 119-120

[6] Конституционное право  зарубежных стран. Общая часть.  Под ред. Страшуна Б.А. С. 303-317.

[7] С.В. Клименко, А.Л. Чичерин.  Основы государства и права.  С. 27.

[8] В.Н. Лысенко. Развитие  Федерации и Конституция России (конституционные изменения как  назревшая потребность развития  федеративных отношений)// Государство  и право. 1997 г. №8. С. 15.

[9] Л.М. Карапетян. К вопросу  о «моделях» федерализма (Критический  обзор некоторых публикаций)// Государство  и право. 1996 г. №12. С. 62.

[10] Лысенко В.Н.: Развитие  Федерации и Конституция России (конституционные изменения как  назревшая потребность развития  федеративных отношений)// Государство  и права. - 1997 г. - №8. С. 16

* А.Е. Козлов. Конституционное  право. С. 226.

[11] Имеется в виду принадлежность  к единой американской нации,  а не этническое происхождение;  наличие единого, принятого в  общественной жизни языка.

[12] Мишин А.А., Барабашев  Г.А. Государственное право буржуазных  и развивающихся стран. М.: Белые  альвы, 1996. С. 78-129.

[13] Алексеев С.С. "Государство  и право". С. 40-46.

[14] С.В. Клименко, А.Л. Чичерин.  Основы государства и права.  М. 2000 г.

стр.183-185

[15] Программа действий  Российской Федерации и Республики  Беларусь по реализации положений  Договора о создании Союзного  государства (Москва, 8 декабря 1999 г.)


Информация о работе Унитарное государство